ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9663
Скачиваний: 24
Глава 3
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1 Организация здравоохранения, правовые
основы управления и регулирования в области
здравоохранения
Административное управление в области здравоохранения осуществляют две
группы федеральных органов исполнительной власти. В первую группу органов
входят Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также подведом-
ственные ему федеральная служба и федеральное агентство: 1) Федеральная служ-
ба по надзору в сфере здравоохранения; 2) Федеральное медико-биологическое
агентство. Вторую группу органов составляет Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятель-
ностью Министерства здравоохранения РФ и деятельностью Федеральной службы
по защите прав потребителей и благополучия человека возложено на Правитель-
ство РФ.
Основные понятия в области здравоохранения содержатся в Федеральном за-
коне «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.10.2011 г.
N 323-ФЗ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии с данным Законом охрана здоровья граждан
представляет собой систему мер политического, экономическо-
го, правового, социального, научного, медицинского, в том чис-
ле санитарно-противоэпидемического (профилактического), ха-
рактера, осуществляемую органами государственной власти РФ,
22
Глава 3. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области здравоохранения
органами государственной власти субъектов Российской Федера-
ции, органами местного самоуправления, организациями, их долж-
ностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профи-
лактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и пси-
хического здоровья каждого человека, поддержания его долголет-
ней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья
граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граж-
дан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения
в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Россий-
ской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, инди-
видуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере
охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работ-
ников.
Конституция РФ установила, что каждый имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь. Согласно конституционным нормам медицинская помощь
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взно-
сов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные
программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по раз-
витию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощ-
ряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию. Здравоохранение отнесено к ведению Российской Федерации, субъ-
ектов РФ, муниципальных образований, частных юридических и физических лиц.
3.2 Организация и компетенция Министерства
здравоохранения, подведомственных ему
федеральной службы и федерального агентства
Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)
Основы организации и деятельности, правового статуса и компетенции Мин-
здрава России установлены в Положении «О Министерстве здравоохранения РФ»,
утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608.
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою де-
ятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организа-
3.2 Организация и компетенция Министерства здравоохранения РФ
23
ции во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной вла-
сти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного само-
управления, общественными объединениями и иными организациями.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Минздрава России включает:
1) здравоохранение;
2) обязательное медицинское страхование;
3) обращение лекарственных средств для медицинского при-
менения, включая вопросы организации профилактики
заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний
и СПИДа;
4) медицинскую помощь;
5) медицинскую реабилитацию и медицинские экспертизы
(за исключением медико-социальной экспертизы и военно-
врачебной экспертизы);
6) фармацевтическую деятельность, включая обеспечение ка-
чества, эффективности и безопасности лекарственных
средств для медицинского применения;
7) обращение медицинских изделий;
8) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
(за исключением разработки и утверждения государствен-
ных санитарно-эпидемиологических правил и гигиениче-
ских нормативов);
9) медико-санитарное обеспечение работников отдельных от-
раслей экономики с особо опасными условиями труда;
10) медико-биологическую оценку воздействия на организм
человека особо опасных факторов физической и химиче-
ской природы;
11) курортное дело;
12) внедрение современных медицинских технологий, новых
методов профилактики, диагностики, лечения и реабили-
тации, проведение судебно-медицинских и судебно-психи-
атрических экспертиз;
13) организацию среднего профессионального, высшего и до-
полнительного профессионального медицинского и фарма-
цевтического образования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности нахо-
дящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохране-
ния, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государствен-
ных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а так-
24
Глава 3. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области здравоохранения
же координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского
страхования.
Минздрав России наделено полномочиями на выполнение определенных видов
деятельности в установленной сфере, в том числе на принятие многочисленных
нормативных правовых актов (208). Минздрав России самостоятельно принимает
в установленной сфере деятельности многочисленные нормативные правовые
акты, в частности:
1) положения о территориальных органах федеральной службы и федераль-
ного агентства, подведомственных Министерству;
2) квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работ-
никам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции
Министерства;
3) номенклатуру медицинских услуг;
4) номенклатуру медицинских организаций;
5) типовые положения об отдельных видах медицинских организаций, вклю-
ченных в номенклатуру медицинских организаций, в том числе о госпита-
лях ветеранов войн;
6) требования к размещению медицинских организаций государственной си-
стемы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных
объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребно-
стей населения;
7) общие требования к структуре и штатам медицинских организаций, входя-
щих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;
8) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень
мероприятий по оказанию первой помощи;
9) стандарты медицинской помощи;
10) порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и без-
опасности медицинской деятельности и др.
Минздрав России в порядке и пределах, определенных федеральными закона-
ми, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия соб-
ственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения
исполнения функций федеральных органов государственной власти в установлен-
ной сфере деятельности Министерства, в том числе имущества, закрепленного за
федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными го-
сударственными учреждениями, подведомственными Министерству.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор
России)
Основы организации и деятельности, правового статуса и компетенции Рос-
здравнадзора установлены в Положении «O Федеральной службе по надзору в сфе-
ре здравоохранения», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня
2004 г. N 323.
3.2 Организация и компетенция Министерства здравоохранения РФ
25
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сферой деятельности Росздравнадзора является здравоохране-
ние. Росздравнадзор наделен полномочиями на выполнение опре-
деленных видов деятельности в установленной сфере.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Он осуществляет:
1) государственный контроль за обращением медицинских изделий посред-
ством проведения проверок соблюдения субъектами обращения медицин-
ских изделий, правил в сфере обращения медицинских изделий; выдачи
разрешений на ввоз на территорию РФ медицинских изделий в целях их
государственной регистрации; проведения мониторинга безопасности ме-
дицинских изделий;
2) государственный контроль качества и безопасности медицинской деятель-
ности посредством проведения проверок соблюдения органами государ-
ственной власти РФ, органами местного самоуправления, государственны-
ми внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацев-
тическими организациями, а также индивидуальными предпринимателя-
ми, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность,
прав граждан в сфере охраны здоровья; соблюдения медицинскими ор-
ганизациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющи-
ми медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи
и стандартов медицинской помощи; соблюдения медицинскими организа-
циями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими меди-
цинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз, ме-
дицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
3) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных
средств (в отношении лекарственных средств для медицинского примене-
ния) посредством организации и проведения проверок соблюдения субъ-
ектами обращения лекарственных средств, установленных Федеральным
законом «Об обращении лекарственных средств» и принятыми в соответ-
ствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ требований к до-
клиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим иссле-
дованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, отпуску, реа-
лизации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов,
уничтожению лекарственных средств; организации и проведения проверок
соответствия лекарственных средств, находящихся в обращении, установ-
ленным обязательным требованиям к их качеству; организации и проведе-
ния мониторинга безопасности лекарственных препаратов.
Росздравнадзор России выдает:
1) разрешение для получения лицензии на право ввоза в РФ и вывоза из
РФ сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркоти-
ческих средств и психотропных веществ;
2) разрешение на ввоз в РФ медицинских изделий в целях их государственной
регистрации;