Файл: Арбит.процесс (Раздел 1) УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7457

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

и  иных  правоотношений,  и  по  рассмотрению  споров,  возникаю-
щих из административных правоотношений. 

Первое упоминание о существовании особых судов для тор-

гового сословия в России имело место в 1135 г. Как система ком-
мерческие  суды  в  России  появились  в  начале  ХIХ  в.  Первый 
коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в 
Одессе в 1808 г.  по аналогии с  подобными  судебными учрежде-
ниями, существовавшими во Франции в ту эпоху. Инициативу в 
создании первого коммерческого суда проявило местное купече-
ство, значительную часть которого составляли выходцы из Фран-
ции.  

Определенную  роль  сыграл  и  герцог  Ришелье,  который 

предварительно  одобрил  данную  идею  и  передал  ходатайство 
купцов  по  инстанции.  Интересно,  что  даже  само  ходатайство  об 
учреждении коммерческого суда было написано на французском 
языке, что противоречило сложившимся традициям официально-
го делопроизводства. 

Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утвер-

ждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судо-
производства, которые действовали вплоть до 1917 г. После вве-
дения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского 
судопроизводства) в 1864 г. все виды торговых судов, за исклю-
чением коммерческих, были упразднены. Согласно ст. 28 Устава 
гражданского судопроизводства в тех местностях, на которые не 
распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, 
относящиеся  к  торговой  подсудности,  разрешались  общими  гра-
жданскими судами.  

В отличие от коммерческих судов Франции, полностью со-

стоявших  из  представителей  купечества,  аналогичные  суды  в 
России  были  организованы  на  смешанных  началах.  В  состав 
коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель 
(товарищ  председателя)  и  определенное  число  членов  по  штату, 
назначенных правительством и избранных купечеством. Подсуд-
ность  дел  коммерческим  судам  толковалась  достаточно  ограни-
чительно. Так, по ряду разъяснений Гражданского Кассационного 
Департамента  Правительствующего  Сената  России  под  иском, 
вытекающим из торгового оборота, признавался лишь такой иск, 
который вытекал из сделки, представлявшейся торговой не толь-


background image

 

7

ко по отношению к ответчику, но и по отношению к истцу:  при 
наличии торгового характера сделки только по отношению к од-
ной из сторон иск не признавался подсудным коммерческому су-
ду. 

Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу 

ХХ в. их осталось только четыре 

− в Москве, Петербурге, Варша-

ве  и  Одессе.  Опыт  их  работы  показал,  что  торговые  дела  могут 
быть вполне разрешаемы и общими судами.  

В 20-х гг., в период новой экономической политики, в рам-

ках  общей  судебной  системы  действовали  арбитражные  комис-
сии,  к  подсудности  которых  относились  дела  по  спорам  между 
государственными  предприятиями  и  учреждениями.  Арбитраж-
ные комиссии были образованы в соответствии с постановлением 
ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. Деятельность арбит-
ражных  комиссий  регулировалась  целым  рядом  правовых  актов 
той эпохи: Положением об арбитражных комиссиях по разреше-
нию  имущественных  споров  между  государственными  учрежде-
ниями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г., Положени-
ем об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза 
ССР от 6 мая 1924 г. и другими актами. 

Арбитражные  комиссии  рассматривали  дела  в  составе  трех 

членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руко-
водящего  работника.  Дела  рассматривались  по  правилам,  уста-
новленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из 
особенностей арбитражных комиссий.  

В  связи  с  переходом  на  административные  методы  регули-

рования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были 
упразднены  наряду  с  многими  другими  структурами  рыночной 
экономики.  В 1931 г.  была  образована  система  органов  государ-
ственного арбитража, которая выполняла различные функции.  

Первое  положение  о  государственном  арбитраже  было  ут-

верждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. За-
тем принимался ряд других правовых актов, регулирующих дея-
тельность  государственного  арбитража,  последними  из  которых 
были  Закон  СССР  от 30 ноября 1979 г. "О  государственном  ар-
битраже в СССР" и Правила рассмотрения хозяйственных споров 


background image

 

8

государственными  арбитражами,  утвержденные 5 июня 1980 г. 
Советом Министров СССР. 

Государственный  арбитраж  выполнял  двойственные  функ-

ции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Госу-
дарственный  арбитраж,  с  одной  стороны,  являлся  органом  госу-
дарственного управления, наделенным для этого рядом полномо-
чий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия 
нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие 
в данной сфере споры между предприятиями.  

Одновременно  действовала  система  ведомственных  арбит-

ражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров меж-
ду предприятиями в рамках одного министерства и ведомства. 

В  связи  с  принятием  в 1991

−1992  г.  Закона  РФ  "Об  арбит-

ражном суде" и АПК система государственного и ведомственного 
арбитража была упразднена с ее одновременным преобразовани-
ем  в  арбитражные  суды.  Потребности  становления  новой  эконо-
мики и отказ от административного руководства экономики при-
вел к появлению множества субъектов хозяйственной деятельно-
сти, которые находились между собой в отношениях не соподчи-
нения,  а  координации  и  равенства.  Все  это  потребовало  и  адек-
ватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов 
между субъектами хозяйственной деятельности, включая необхо-
димость создания арбитражных судов. В Конституции РФ 1993 г. 
было окончательно закреплено самостоятельное место арбитраж-
ных судов в системе органов судебной власти России. 

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитраж-

ного  процессуального  законодательства  привела  к  разработке  и 
принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституци-
онного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации",  
который  является  правовой  основой  действующей  системы  ар-
битражного судоустройства, и АПК, который действовал до 2002 
г. 

24  июля 2002 г.  Президентом  России  был  подписан  новый 

Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за послед-
ние  десять  лет,  значительно  усовершенствовавший  и  более  тща-
тельно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных 


background image

 

9

судах,  учитывающий  международно-правовые  стандарты  спра-
ведливого и доступного правосудия.  

Принятие  нового  АПК  является  значимым  событием  для 

развития  не  только  системы  арбитражных  судов,  но  и  в  целом 
всей судебной системы нашей страны.  

При оценке того обстоятельства, что данный АПК 

− третий 

по счету, следует исходить не из количественных показателей, а 
из  реальных  общественных  потребностей,  которые  требуют  со-
вершенствования  судебной  системы  как  основного  условия  по-
степенного  движения  России  на  пути  к  правовому  государству. 
Коль  скоро  наша  страна  за  десятилетие  прошла  колоссальный 
путь  реформ,  то  и  законодательство  в  этот  период  не  может  не 
носить переходного характера и требует постоянного обновления 
по  мере  развития  материального  законодательства,  изменения 
политической системы и самого духа времени. 

Значимость  совершенствования  именно  процессуального 

законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и 
доработка материального законодательства будут бесполезными, 
если в обществе  не создана система правового принуждения его 
участников к исполнению их обязательств как перед друг другом, 
так  и  перед  государством.  Согласно  ст.18  Конституции  России 
права  и  свободы  человека  и  гражданина  являются  непосредст-
венно  действующими.  Они  определяют  смысл,  содержание  и 
применение  законов,  деятельность  законодательной  и  исполни-
тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра-
восудием.  Поэтому  в  принятии  нового  АПК  и  проявляется  та 
связь государства, права и отдельного человека, которая перево-
дит конституционные положения о правозащитных функциях ор-
ганов правосудия в плоскость их практической реализации путем 
создания рабочих механизмов, которые уже на конкретном уров-
не  позволяют  конкретному  гражданину  получить  судебную  за-
щиту его прав и свобод, в данном случае 

− в сфере предпринима-

тельской и иной экономической деятельности. 


background image

 

10

ТЕМА

 1 

 

Состав

 

арбитражного

 

суда

 

 

1.1 Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел 

 

В  арбитражном  суде  дела  могут  быть  рассмотрены  судьей 

единолично  и  коллегиально,  в  зависимости  от  категории  рас-
сматриваемого  дела.  В  силу  прямого  указания  АПК  единолично 
судьей рассматриваются дела: 

-  об  оспаривании  ненормативных  правовых  актов,  решений 

и  действий  (бездействия)  государственных  органов,  органов  ме-
стного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 
200 АПК); 

-  о  привлечении  к  административной  ответственности  лиц, 

осуществляющих  предпринимательскую  и  иную  экономическую 
деятельность (ч. 1 ст. 205 АПК); 

-  об  оспаривании  решений  административных  органов  о 

привлечении к административной ответственности лиц, осущест-
вляющих предпринимательскую и иную экономическую деятель-
ность (ч. 1 ст. 210 АПК); 

- о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215 

АПК); 

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение 

(ч. 1 ст. 221 АПК); 

- рассматриваемые в порядке упрощенного производства (ч. 

2 ст. 228 АПК) заявления об отмене решения третейского суда (ч. 
1 ст. 232 АПК), 

-  заявления  о  выдаче  исполнительного  листа  на  принуди-

тельное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК); 
  

-  заявления  о  признании  и  приведении  в  исполнение  реше-

ния иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 
1 ст. 243 АПК). 

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным со-

ставом судей рассматривается: 

- дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного 

Суда Российской Федерации; 

- дела об оспаривании нормативных правовых актов;