ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7457
Скачиваний: 8
6
и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникаю-
щих из административных правоотношений.
Первое упоминание о существовании особых судов для тор-
гового сословия в России имело место в 1135 г. Как система ком-
мерческие суды в России появились в начале ХIХ в. Первый
коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в
Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учрежде-
ниями, существовавшими во Франции в ту эпоху. Инициативу в
создании первого коммерческого суда проявило местное купече-
ство, значительную часть которого составляли выходцы из Фран-
ции.
Определенную роль сыграл и герцог Ришелье, который
предварительно одобрил данную идею и передал ходатайство
купцов по инстанции. Интересно, что даже само ходатайство об
учреждении коммерческого суда было написано на французском
языке, что противоречило сложившимся традициям официально-
го делопроизводства.
Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утвер-
ждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судо-
производства, которые действовали вплоть до 1917 г. После вве-
дения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского
судопроизводства) в 1864 г. все виды торговых судов, за исклю-
чением коммерческих, были упразднены. Согласно ст. 28 Устава
гражданского судопроизводства в тех местностях, на которые не
распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела,
относящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гра-
жданскими судами.
В отличие от коммерческих судов Франции, полностью со-
стоявших из представителей купечества, аналогичные суды в
России были организованы на смешанных началах. В состав
коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель
(товарищ председателя) и определенное число членов по штату,
назначенных правительством и избранных купечеством. Подсуд-
ность дел коммерческим судам толковалась достаточно ограни-
чительно. Так, по ряду разъяснений Гражданского Кассационного
Департамента Правительствующего Сената России под иском,
вытекающим из торгового оборота, признавался лишь такой иск,
который вытекал из сделки, представлявшейся торговой не толь-
7
ко по отношению к ответчику, но и по отношению к истцу: при
наличии торгового характера сделки только по отношению к од-
ной из сторон иск не признавался подсудным коммерческому су-
ду.
Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу
ХХ в. их осталось только четыре
− в Москве, Петербурге, Варша-
ве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут
быть вполне разрешаемы и общими судами.
В 20-х гг., в период новой экономической политики, в рам-
ках общей судебной системы действовали арбитражные комис-
сии, к подсудности которых относились дела по спорам между
государственными предприятиями и учреждениями. Арбитраж-
ные комиссии были образованы в соответствии с постановлением
ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. Деятельность арбит-
ражных комиссий регулировалась целым рядом правовых актов
той эпохи: Положением об арбитражных комиссиях по разреше-
нию имущественных споров между государственными учрежде-
ниями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г., Положени-
ем об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза
ССР от 6 мая 1924 г. и другими актами.
Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех
членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руко-
водящего работника. Дела рассматривались по правилам, уста-
новленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из
особенностей арбитражных комиссий.
В связи с переходом на административные методы регули-
рования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были
упразднены наряду с многими другими структурами рыночной
экономики. В 1931 г. была образована система органов государ-
ственного арбитража, которая выполняла различные функции.
Первое положение о государственном арбитраже было ут-
верждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. За-
тем принимался ряд других правовых актов, регулирующих дея-
тельность государственного арбитража, последними из которых
были Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственном ар-
битраже в СССР" и Правила рассмотрения хозяйственных споров
8
государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980 г.
Советом Министров СССР.
Государственный арбитраж выполнял двойственные функ-
ции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Госу-
дарственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом госу-
дарственного управления, наделенным для этого рядом полномо-
чий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия
нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие
в данной сфере споры между предприятиями.
Одновременно действовала система ведомственных арбит-
ражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров меж-
ду предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.
В связи с принятием в 1991
−1992 г. Закона РФ "Об арбит-
ражном суде" и АПК система государственного и ведомственного
арбитража была упразднена с ее одновременным преобразовани-
ем в арбитражные суды. Потребности становления новой эконо-
мики и отказ от административного руководства экономики при-
вел к появлению множества субъектов хозяйственной деятельно-
сти, которые находились между собой в отношениях не соподчи-
нения, а координации и равенства. Все это потребовало и адек-
ватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов
между субъектами хозяйственной деятельности, включая необхо-
димость создания арбитражных судов. В Конституции РФ 1993 г.
было окончательно закреплено самостоятельное место арбитраж-
ных судов в системе органов судебной власти России.
Необходимость дальнейшего совершенствования арбитраж-
ного процессуального законодательства привела к разработке и
принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституци-
онного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации",
который является правовой основой действующей системы ар-
битражного судоустройства, и АПК, который действовал до 2002
г.
24 июля 2002 г. Президентом России был подписан новый
Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за послед-
ние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тща-
тельно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных
9
судах, учитывающий международно-правовые стандарты спра-
ведливого и доступного правосудия.
Принятие нового АПК является значимым событием для
развития не только системы арбитражных судов, но и в целом
всей судебной системы нашей страны.
При оценке того обстоятельства, что данный АПК
− третий
по счету, следует исходить не из количественных показателей, а
из реальных общественных потребностей, которые требуют со-
вершенствования судебной системы как основного условия по-
степенного движения России на пути к правовому государству.
Коль скоро наша страна за десятилетие прошла колоссальный
путь реформ, то и законодательство в этот период не может не
носить переходного характера и требует постоянного обновления
по мере развития материального законодательства, изменения
политической системы и самого духа времени.
Значимость совершенствования именно процессуального
законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и
доработка материального законодательства будут бесполезными,
если в обществе не создана система правового принуждения его
участников к исполнению их обязательств как перед друг другом,
так и перед государством. Согласно ст.18 Конституции России
права и свободы человека и гражданина являются непосредст-
венно действующими. Они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполни-
тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра-
восудием. Поэтому в принятии нового АПК и проявляется та
связь государства, права и отдельного человека, которая перево-
дит конституционные положения о правозащитных функциях ор-
ганов правосудия в плоскость их практической реализации путем
создания рабочих механизмов, которые уже на конкретном уров-
не позволяют конкретному гражданину получить судебную за-
щиту его прав и свобод, в данном случае
− в сфере предпринима-
тельской и иной экономической деятельности.
10
ТЕМА
1
Состав
арбитражного
суда
1.1 Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел
В арбитражном суде дела могут быть рассмотрены судьей
единолично и коллегиально, в зависимости от категории рас-
сматриваемого дела. В силу прямого указания АПК единолично
судьей рассматриваются дела:
- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных органов, органов ме-
стного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст.
200 АПК);
- о привлечении к административной ответственности лиц,
осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую
деятельность (ч. 1 ст. 205 АПК);
- об оспаривании решений административных органов о
привлечении к административной ответственности лиц, осущест-
вляющих предпринимательскую и иную экономическую деятель-
ность (ч. 1 ст. 210 АПК);
- о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215
АПК);
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение
(ч. 1 ст. 221 АПК);
- рассматриваемые в порядке упрощенного производства (ч.
2 ст. 228 АПК) заявления об отмене решения третейского суда (ч.
1 ст. 232 АПК),
- заявления о выдаче исполнительного листа на принуди-
тельное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК);
- заявления о признании и приведении в исполнение реше-
ния иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч.
1 ст. 243 АПК).
В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным со-
ставом судей рассматривается:
- дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации;
- дела об оспаривании нормативных правовых актов;