ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4030
Скачиваний: 5
5.3 Представительства и филиалы юридических лиц
41
и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности,
не запрещенных законом. Именно такой правоспособностью обладают коммер-
ческие организации, кроме унитарных предприятий, коммерческих организаций,
правоспособность которых ограничена законом (банки, страховые организации),
и коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена учредитель-
ными документами.
Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо имеет граж-
данские права и несет обязанности, соответствующие целям деятельности, преду-
смотренным в их учредительных документах. Такой правоспособностью обладают
некоммерческие организации и некоторые коммерческие, о которых было сказа-
но выше. Отдельными видами деятельности юридические лица, как с общей, так
и специальной правоспособностью, могут заниматься лишь при наличии лицензии.
Право на лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии
или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия лицен-
зии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (см. ФЗ РФ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. №99-ФЗ).
Любое юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случа-
ях и в порядке, предусмотренных законом. Так, например, на основании ст. 295
ГК унитарные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым
имуществом. Любое ограничение, не соответствующее закону, может быть обжа-
ловано в суде. Ограничение правоспособности может устанавливаться путем ука-
зания тех видов деятельности, которыми отдельные юридические лица заниматься
не могут. Так, банкам запрещено совершать операции по производству и торговле
материальными ценностями, страхованием (ст. 5 закона «О банках и банковской
деятельности»). Ограничения в правах юридических лиц могут быть связаны с их
реорганизацией и ликвидацией. Например, в период ликвидации юридического
лица не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учреди-
тельные документы ликвидируемого юридического лица.
5.3 Представительства и филиалы юридических лиц
Юридические лица, как коммерческие, так и не коммерческие, вправе созда-
вать вне места своего нахождения (которое определяется местом государственной
регистрации юридического лица) филиалы и представительства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Представительство — это обособленное подразделение юридиче-
ского лица, расположенное вне места его нахождения, которое
представляет интересы юридического лица и осуществляет их
защиту.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Филиал — это обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все
его функции или их часть, в т. ч. функции представительства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
Лекция 5. Юридические лица и публичные
образования как субъекты гражданского права
Ни филиал, ни представительство юридическими лицами не являются. Их пра-
вовой режим сводится к следующему:
• данные обособленные подразделения действуют на основе положений, утвер-
жденных юридическим лицом;
• информация о них должна быть отражена в учредительных документах
юридического лица;
• руководитель филиала (представительства) назначается на должность юри-
дическим лицом и действует на основании доверенности;
• наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом; это имуще-
ство учитывается на их отдельном балансе, представляющим собой часть
самостоятельного баланса юридического лица;
• имущество филиала (представительства) может быть объектом взыскания
по обязательствам юридического лица независимо от того, связаны ли долги
с деятельностью филиала (представительства) или нет;
• по обязательствам, связанным с деятельностью филиала (представитель-
ства), ответственность несет юридическое лицо всем принадлежащим ему
имуществом.
5.4 Способы создания и прекращения юридических лиц
Существуют несколько способов создания юридических лиц:
• распорядительный, характеризующийся тем, что юридическое лицо созда-
ется на основе одного лишь распоряжения учредителя без специальной
государственной регистрации (таким способом путем принятия специаль-
ного закона создаются государственные корпорации);
• разрешительный, характеризуется тем, что создание организации разреше-
но тем или иным компетентным органом (например, для создания союзов
(ассоциаций) необходимо разрешение антимонопольного органа; для созда-
ния банков — разрешение ЦБ РФ);
• нормативно-явочный, при котором согласия третьих лиц, включая государ-
ственные органы, на создание юридического лица не требуется; организа-
ции, возникающие подобным образом, подлежат государственной регистра-
ции в порядке и сроки, установленные ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и считаются со-
зданными с момента такой регистрации.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его ре-
организации (за исключением такой формы реорганизации, как выделение, которая
направлена исключительно на создание нового/новых юридического лица/юриди-
ческих лиц) или ликвидации.
5.4 Способы создания и прекращения юридических лиц
43
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Суть реорганизации заключается в том, что данная процедура пре-
следует цель создания одних и прекращение других юридических
лиц, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (со-
здание) другим (прекращение).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поэтому реорганизация рассматривается двояко: как способ возникновения
и как способ прекращения юридических лиц. Существует пять форм реоргани-
зации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
При слиянии на месте нескольких юридических лиц, которые прекращают свою
деятельность, возникает новое юридическое лицо; при этом права и обязанности
каждого из сливающихся юридических лиц переходят к вновь возникшему юриди-
ческому лицу на основании передаточного акта.
При присоединении на месте нескольких юридических лиц остается лишь од-
но, к которому переходят права и обязанности присоединенных юридических лиц
в соответствии с передаточным актом.
При разделении на месте одного юридического лица, которое прекращает свою
деятельность, возникает несколько юридических лиц, права и обязанности к кото-
рым переходят в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава одного юридического лица, сохраняющего свою де-
ятельность, возникает еще одно или несколько юридических лиц, к каждому из
которых права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят в со-
ответствии с разделительным балансом. Данная форма реорганизации юридическо-
го лица не приводит к его ликвидации, а исключительно направлена на создание
новых юридических лиц.
Преобразование юридического лица приводит исключительно к изменению его
организационно-правовой формы, при которой передача прав и обязанностей ре-
организуемого юридического лица осуществляется на основании передаточного
акта.
Реорганизация может быть произведена в добровольном порядке, т. е. по реше-
нию учредителей юридического лица, либо по решению органа, управомоченного
на то учредительными документами юридического лица. Однако возможна и при-
нудительная реорганизация (в форме разделения и выделения) по решению упол-
номоченного государственного органа или по решению суда (например, по пред-
писанию антимонопольного органа в отношении организаций, занимающих доми-
нирующих положение на рынке и систематически осуществляющих монопольную
деятельность). Реорганизация в форме слияния, присоединения и преобразования
не может быть осуществлена в принудительном порядке, но требует в ряде случаев
согласования с государственными органами, например антимонопольными.
Свобода реорганизации может быть ограничена законом. В частности, Граж-
данский кодекс РФ относительно отдельных видов юридических лиц ограничивает
их право на преобразование:
• общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано
только в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарище-
ство или производственный кооператив (п. 2 ст. 92 ГК РФ);
44
Лекция 5. Юридические лица и публичные
образования как субъекты гражданского права
• акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной
ответственностью или производственный кооператив, а также некоммерче-
скую организацию в соответствии с законом (п. 2 ст. 104 ГК РФ);
• производственный кооператив может быть преобразован исключительно
в хозяйственное товарищество или общество (п. 2 ст. 112 ГК РФ);
• некоммерческое партнерство может быть преобразовано в фонд или авто-
номную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество
в случаях и порядке, предусмотренных законом (п. 1 ст. 17 ФЗ «О неком-
мерческих организациях»);
• частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную неком-
мерческую организацию, хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 ФЗ «О неком-
мерческих организациях»);
• автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд
(п. 3 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»);
• ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную неком-
мерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или не-
коммерческое партнерство (п. 4 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Реорганизация юридического лица основана на преемстве прав и обязанностей
(универсальное правопреемство), т. е. права и обязанности реорганизованного юри-
дического лица в полном объеме переходят к его правопреемнику. В зависимости
от того, в какой форме производится реорганизация, она оформляется либо раз-
делительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слия-
ние, присоединение, преобразование). Кроме того, реорганизация в форме слияния
и присоединения предусматривает заключение договоров о слиянии и присоедине-
нии соответственно, требования к которым устанавливаются законом.
Решение о реорганизации должно быть письменно доведено до сведения кре-
диторов реорганизуемого юридического лица, которые вправе потребовать досроч-
ного исполнения реорганизуемым лицом его обязательств и возмещения причи-
ненных этим убытков. Процедура реорганизации завершается внесением в единый
государственный реестр юридических лиц сведений о возникших и прекративших
существование юридических лицах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ликвидация — процедура, направленная на прекращение деятель-
ности юридического лица без перехода прав и обязанностей в по-
рядке универсального правопреемства к другим лицам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ликвидация может быть осуществлена в добровольном порядке по решению
его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (например, по при-
чине нецелесообразности дальнейшего существования; истечения срока, на кото-
рый было создано юридическое лицо; достижения цели, ради которой было создано
юридическое лицо) и в принудительном порядке, как правило по решению суда,
в результате грубых и неустранимых нарушений закона, осуществления деятель-
ности без лицензии, осуществления запрещенной законом деятельности и др.
5.4 Способы создания и прекращения юридических лиц
45
Принявший решение о ликвидации обязан письменно уведомить об этом ре-
гистрирующий орган с целью внесения в единый государственный реестр записи
о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Далее назнача-
ется ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят полномочия по
управлению делами ликвидируемого юридического лица. В обязанность ликвида-
ционной комиссии входит публикация сведений о ликвидации юридического лица,
о порядке и сроке заявления требований кредиторами (этот срок не может быть
менее 2-х месяцев с момента публикации). По окончании срока для предъявления
требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс,
в котором отражаются сведения о перечне и результатах рассмотрения требований
кредиторов; о составе имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, связанные с воз-
мещением вреда жизни или здоровья, компенсацией морального вреда,
а в случае ликвидации банка — требования граждан по заключенным дого-
ворам банковского вклада, банковского счета, а также требования органи-
заций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов
физических лиц;
2) во вторую очередь производится выплата выходных пособий и оплата труда
лиц, работающих или работавших по трудовому договору; выплата автор-
ского вознаграждения;
3) в третью очередь погашаются обязательные платежи в бюджет и во вне-
бюджетные фонды;
4) в четвертую очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов первой и второй очереди удовлетворяются со дня утвер-
ждения промежуточного ликвидационного баланса, а третьей и четвертой — по ис-
течении 1 месяца со дня его утверждения. Требования каждой очереди удовлетво-
ряются после удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При
недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределя-
ется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально их требо-
ваниям. Требования, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества
юридического лица, считаются погашенными.
По итогам расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидаци-
онный баланс. Судьба имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами
(остаточное имущество), решается по-разному. Так, в унитарных предприятиях,
учреждениях, хозяйственных товариществах и обществах, кооперативах оно пе-
редается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота), если
иное не предусмотрено законом или учредительными документами юридического
лица.
В общественных (религиозных) организациях, фондах, объединениях юриди-
ческих лиц, автономных некоммерческих организациях данное имущество направ-
ляется в соответствии с учредительными документами юридического лица на цели,
для достижения которых была создана организация, и/или благотворительные цели,
а если использование имущества невозможно в указанных целях, оно обращается
в доход государства (ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»).