Файл: Гражданское право. Раздел 1 - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4030

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

5.3 Представительства и филиалы юридических лиц

41

и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности,
не запрещенных законом. Именно такой правоспособностью обладают коммер-
ческие организации, кроме унитарных предприятий, коммерческих организаций,
правоспособность которых ограничена законом (банки, страховые организации),
и коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена учредитель-
ными документами.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо имеет граж-

данские права и несет обязанности, соответствующие целям деятельности, преду-
смотренным в их учредительных документах. Такой правоспособностью обладают
некоммерческие организации и некоторые коммерческие, о которых было сказа-
но выше. Отдельными видами деятельности юридические лица, как с общей, так
и специальной правоспособностью, могут заниматься лишь при наличии лицензии.
Право на лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии
или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия лицен-
зии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (см. ФЗ РФ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. №99-ФЗ).

Любое юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случа-

ях и в порядке, предусмотренных законом. Так, например, на основании ст. 295
ГК унитарные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым
имуществом. Любое ограничение, не соответствующее закону, может быть обжа-
ловано в суде. Ограничение правоспособности может устанавливаться путем ука-
зания тех видов деятельности, которыми отдельные юридические лица заниматься
не могут. Так, банкам запрещено совершать операции по производству и торговле
материальными ценностями, страхованием (ст. 5 закона «О банках и банковской
деятельности»). Ограничения в правах юридических лиц могут быть связаны с их
реорганизацией и ликвидацией. Например, в период ликвидации юридического
лица не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учреди-
тельные документы ликвидируемого юридического лица.

5.3 Представительства и филиалы юридических лиц

Юридические лица, как коммерческие, так и не коммерческие, вправе созда-

вать вне места своего нахождения (которое определяется местом государственной
регистрации юридического лица) филиалы и представительства.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Представительство — это обособленное подразделение юридиче-
ского лица, расположенное вне места его нахождения, которое
представляет интересы юридического лица и осуществляет их
защиту.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Филиал — это обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все
его функции или их часть, в т. ч. функции представительства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

42

Лекция 5. Юридические лица и публичные

образования как субъекты гражданского права

Ни филиал, ни представительство юридическими лицами не являются. Их пра-

вовой режим сводится к следующему:

• данные обособленные подразделения действуют на основе положений, утвер-

жденных юридическим лицом;

• информация о них должна быть отражена в учредительных документах

юридического лица;

• руководитель филиала (представительства) назначается на должность юри-

дическим лицом и действует на основании доверенности;

• наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом; это имуще-

ство учитывается на их отдельном балансе, представляющим собой часть
самостоятельного баланса юридического лица;

• имущество филиала (представительства) может быть объектом взыскания

по обязательствам юридического лица независимо от того, связаны ли долги
с деятельностью филиала (представительства) или нет;

• по обязательствам, связанным с деятельностью филиала (представитель-

ства), ответственность несет юридическое лицо всем принадлежащим ему
имуществом.

5.4 Способы создания и прекращения юридических лиц

Существуют несколько способов создания юридических лиц:

• распорядительный, характеризующийся тем, что юридическое лицо созда-

ется на основе одного лишь распоряжения учредителя без специальной
государственной регистрации (таким способом путем принятия специаль-
ного закона создаются государственные корпорации);

• разрешительный, характеризуется тем, что создание организации разреше-

но тем или иным компетентным органом (например, для создания союзов
(ассоциаций) необходимо разрешение антимонопольного органа; для созда-
ния банков — разрешение ЦБ РФ);

• нормативно-явочный, при котором согласия третьих лиц, включая государ-

ственные органы, на создание юридического лица не требуется; организа-
ции, возникающие подобным образом, подлежат государственной регистра-
ции в порядке и сроки, установленные ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и считаются со-
зданными с момента такой регистрации.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его ре-

организации (за исключением такой формы реорганизации, как выделение, которая
направлена исключительно на создание нового/новых юридического лица/юриди-
ческих лиц) или ликвидации.


background image

5.4 Способы создания и прекращения юридических лиц

43

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Суть реорганизации заключается в том, что данная процедура пре-
следует цель создания одних и прекращение других юридических
лиц, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (со-
здание) другим (прекращение).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поэтому реорганизация рассматривается двояко: как способ возникновения

и как способ прекращения юридических лиц. Существует пять форм реоргани-
зации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии на месте нескольких юридических лиц, которые прекращают свою

деятельность, возникает новое юридическое лицо; при этом права и обязанности
каждого из сливающихся юридических лиц переходят к вновь возникшему юриди-
ческому лицу на основании передаточного акта.

При присоединении на месте нескольких юридических лиц остается лишь од-

но, к которому переходят права и обязанности присоединенных юридических лиц
в соответствии с передаточным актом.

При разделении на месте одного юридического лица, которое прекращает свою

деятельность, возникает несколько юридических лиц, права и обязанности к кото-
рым переходят в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава одного юридического лица, сохраняющего свою де-

ятельность, возникает еще одно или несколько юридических лиц, к каждому из
которых права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят в со-
ответствии с разделительным балансом. Данная форма реорганизации юридическо-
го лица не приводит к его ликвидации, а исключительно направлена на создание
новых юридических лиц.

Преобразование юридического лица приводит исключительно к изменению его

организационно-правовой формы, при которой передача прав и обязанностей ре-
организуемого юридического лица осуществляется на основании передаточного
акта.

Реорганизация может быть произведена в добровольном порядке, т. е. по реше-

нию учредителей юридического лица, либо по решению органа, управомоченного
на то учредительными документами юридического лица. Однако возможна и при-
нудительная реорганизация (в форме разделения и выделения) по решению упол-
номоченного государственного органа или по решению суда (например, по пред-
писанию антимонопольного органа в отношении организаций, занимающих доми-
нирующих положение на рынке и систематически осуществляющих монопольную
деятельность). Реорганизация в форме слияния, присоединения и преобразования
не может быть осуществлена в принудительном порядке, но требует в ряде случаев
согласования с государственными органами, например антимонопольными.

Свобода реорганизации может быть ограничена законом. В частности, Граж-

данский кодекс РФ относительно отдельных видов юридических лиц ограничивает
их право на преобразование:

• общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано

только в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарище-
ство или производственный кооператив (п. 2 ст. 92 ГК РФ);


background image

44

Лекция 5. Юридические лица и публичные

образования как субъекты гражданского права

• акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной

ответственностью или производственный кооператив, а также некоммерче-
скую организацию в соответствии с законом (п. 2 ст. 104 ГК РФ);

• производственный кооператив может быть преобразован исключительно

в хозяйственное товарищество или общество (п. 2 ст. 112 ГК РФ);

• некоммерческое партнерство может быть преобразовано в фонд или авто-

номную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество
в случаях и порядке, предусмотренных законом (п. 1 ст. 17 ФЗ «О неком-
мерческих организациях»);

• частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную неком-

мерческую организацию, хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 ФЗ «О неком-
мерческих организациях»);

• автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд

(п. 3 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»);

• ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную неком-

мерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или не-
коммерческое партнерство (п. 4 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Реорганизация юридического лица основана на преемстве прав и обязанностей

(универсальное правопреемство), т. е. права и обязанности реорганизованного юри-
дического лица в полном объеме переходят к его правопреемнику. В зависимости
от того, в какой форме производится реорганизация, она оформляется либо раз-
делительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слия-
ние, присоединение, преобразование). Кроме того, реорганизация в форме слияния
и присоединения предусматривает заключение договоров о слиянии и присоедине-
нии соответственно, требования к которым устанавливаются законом.

Решение о реорганизации должно быть письменно доведено до сведения кре-

диторов реорганизуемого юридического лица, которые вправе потребовать досроч-
ного исполнения реорганизуемым лицом его обязательств и возмещения причи-
ненных этим убытков. Процедура реорганизации завершается внесением в единый
государственный реестр юридических лиц сведений о возникших и прекративших
существование юридических лицах.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ликвидация — процедура, направленная на прекращение деятель-
ности юридического лица без перехода прав и обязанностей в по-
рядке универсального правопреемства к другим лицам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном порядке по решению

его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (например, по при-
чине нецелесообразности дальнейшего существования; истечения срока, на кото-
рый было создано юридическое лицо; достижения цели, ради которой было создано
юридическое лицо) и в принудительном порядке, как правило по решению суда,
в результате грубых и неустранимых нарушений закона, осуществления деятель-
ности без лицензии, осуществления запрещенной законом деятельности и др.


background image

5.4 Способы создания и прекращения юридических лиц

45

Принявший решение о ликвидации обязан письменно уведомить об этом ре-

гистрирующий орган с целью внесения в единый государственный реестр записи
о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Далее назнача-
ется ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят полномочия по
управлению делами ликвидируемого юридического лица. В обязанность ликвида-
ционной комиссии входит публикация сведений о ликвидации юридического лица,
о порядке и сроке заявления требований кредиторами (этот срок не может быть
менее 2-х месяцев с момента публикации). По окончании срока для предъявления
требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс,
в котором отражаются сведения о перечне и результатах рассмотрения требований
кредиторов; о составе имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, связанные с воз-

мещением вреда жизни или здоровья, компенсацией морального вреда,
а в случае ликвидации банка — требования граждан по заключенным дого-
ворам банковского вклада, банковского счета, а также требования органи-
заций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов
физических лиц;

2) во вторую очередь производится выплата выходных пособий и оплата труда

лиц, работающих или работавших по трудовому договору; выплата автор-
ского вознаграждения;

3) в третью очередь погашаются обязательные платежи в бюджет и во вне-

бюджетные фонды;

4) в четвертую очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов первой и второй очереди удовлетворяются со дня утвер-

ждения промежуточного ликвидационного баланса, а третьей и четвертой — по ис-
течении 1 месяца со дня его утверждения. Требования каждой очереди удовлетво-
ряются после удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При
недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределя-
ется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально их требо-
ваниям. Требования, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества
юридического лица, считаются погашенными.

По итогам расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидаци-

онный баланс. Судьба имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами
(остаточное имущество), решается по-разному. Так, в унитарных предприятиях,
учреждениях, хозяйственных товариществах и обществах, кооперативах оно пе-
редается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота), если
иное не предусмотрено законом или учредительными документами юридического
лица.

В общественных (религиозных) организациях, фондах, объединениях юриди-

ческих лиц, автономных некоммерческих организациях данное имущество направ-
ляется в соответствии с учредительными документами юридического лица на цели,
для достижения которых была создана организация, и/или благотворительные цели,
а если использование имущества невозможно в указанных целях, оно обращается
в доход государства (ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»).