Файл: Гражданское право. Раздел I.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5569

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

Реорганизация может быть произведена как в добровольном порядке, т. е. 

по  решению  учредителей  (участников)  юридического  лица  либо  по  решению 
органа  юридического  лица,  уполномоченного  на  то  учредительным  докумен-
том,  так  и  в  принудительном  (в  форме  разделения  и  выделения)  по  решению 
уполномоченного государственного органа или по решению суда (например, по 
предписанию  антимонопольного  органа  в  отношении  организаций,  занимаю-
щих  доминирующие  положение  на  рынке  и  систематически  осуществляющих 
монопольную деятельность).  

Реорганизация в форме слияния, присоединения и преобразования не мо-

жет быть осуществлена в принудительном порядке, но требует в ряде случаев 
согласования с государственными органами, например антимонопольными. 

Реорганизация  юридического  лица  оформляется  передаточным  актом, 

требования  к  которому  содержаться  в  ст. 59  ГК.  Кроме  того,  реорганизация  в 
форме  слияния  и  присоединения  предусматривает  заключение  соответствую-
щих договоров о слиянии и присоединении.  

Сведения  о  реорганизации  юридического  лица  публикуются  в  СМИ. 

Кроме того, законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого 
юридического лица уведомить в письменной форме своих кредиторов о реорга-
низации. Последние вправе потребовать досрочного исполнения юридическим 
лицом его обязательств и возмещения причиненных этим убытков. Процедура 
реорганизации  завершается  внесением  в  государственный  реестр  сведений  о 
возникших и прекративших существование юридических лицах. 

Ликвидация  –  процедура,  направленная  на  прекращение  деятельности 

юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке универсально-
го  правопреемства  к  другим  лицам.  Ликвидация  может  быть  осуществлена: 
1) в добровольном  порядке  по  решению  его  учредителей  (участников)  либо 
уполномоченного  органа  (например,  по  причине  нецелесообразности  дальней-
шего существования; истечения срока, на который было создано юридическое 
лицо;  достижения  цели,  ради  которой  было  создано  юридическое  лицо); 
2) в принудительном порядке в результате грубых и неустранимых нарушений 
закона,  осуществления  деятельности  без  лицензии,  осуществления  запрещен-
ной  законом  деятельности  и  др.  Например,  общество  с  ограниченной  ответ-
ственностью может быть принудительно ликвидировано, если число его участ-
ников  превысит  установленный  законом  предел  (50 человек)  и  при  этом  не 
произойдет  преобразование  в  акционерное  общество  или  производственный 
кооператив. 


background image

47 

Принявший решение о ликвидации обязан письменно уведомить об этом 

регистрирующий  орган  с  целью  внесения  в  государственный  реестр  записи  о 
том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубли-
ковать  соответствующие  сведения  в СМИ.  Далее  назначается  ликвидационная 
комиссия (ликвидатор), к которой переходят полномочия по управлению дела-
ми  ликвидируемого  юридического  лица.  В обязанность  ликвидационной  ко-
миссии  входит  публикация  сведений  о  ликвидации  юридического  лица,  о  по-
рядке  и  сроке  заявления  требований  кредиторами  (этот  срок  не  может  быть 
менее 2 месяцев с момента публикации). По окончании срока для предъявления 
требований  кредиторами  составляется  промежуточный  ликвидационный  ба-
ланс,  в  котором  отражаются  сведения  о  перечне  и  результатах  рассмотрения 
требований  кредиторов;  о  составе  имущества  ликвидируемого  юридического 
лица. 

Требования  кредиторов  удовлетворяются  в  порядке  очередности  (вне 

очереди удовлетворяются требования, связанные с погашением текущих расхо-
дов, необходимых для осуществления ликвидации юридического лица): 

•  в  первую  очередь  удовлетворяются  требования  граждан,  связанные  с 

возмещением вреда жизни или здоровью, компенсацией сверх возме-
щения  вреда,  причиненного  вследствие  разрушения,  повреждения 
объекта капитального строительства, нарушения требований безопас-
ности при строительстве объекта капитального строительства, требо-
ваний  к  обеспечению  безопасности  эксплуатации  здания  или  соору-
жения,  а  в  случае  ликвидации  банка  –  требования  граждан  по 
заключенным  договорам  банковского  вклада,  банковского  счета, 
а также требования организаций, осуществляющих функции по обяза-
тельному страхованию вкладов физических лиц; 

•  во вторую очередь производится выплата выходных пособий и оплата 

труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; вы-
плата авторского вознаграждения; 

•  в  третью  очередь  погашаются  обязательные  платежи  в  бюджет  и  во 

внебюджетные фонды; 

•  в четвертую очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами. 
Требования кредиторов первой и второй очереди удовлетворяются со дня 

утверждения  промежуточного  ликвидационного  баланса,  а  третьей  и  четвер-
той – по истечении 1 месяца со дня его утверждения. Требования каждой оче-
реди удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов предыду-


background image

48 

щей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического 
лица  оно  распределяется  между  кредиторами  соответствующей  очереди  про-
порционально  их  требованиям.  Требования,  не  удовлетворенные  вследствие 
недостаточности имущества юридического лица, считаются погашенными. 

По итогам расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвида-

ционный баланс. Судьба имущества, оставшегося после расчетов с кредитора-
ми (остаточное имущество), решается по-разному. Так, в унитарных предприя-
тиях,  учреждениях,  хозяйственных  товариществах  и  обществах,  кооперативах 
оно передается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (кво-
та),  если  иное  не  предусмотрено  законом  или  учредительными  документами 
юридического  лица.  В общественных  (религиозных)  организациях,  фондах, 
объединениях  юридических  лиц,  автономных  некоммерческих  организациях 
данное имущество направляется в соответствии с учредительными документа-
ми юридического лица на цели, для достижения которых была создана органи-
зация  и/или  благотворительные  цели,  а  если  использование  имущества  невоз-
можно  в  указанных  целях,  оно  обращается  в  доход  государства.  В неком-
мерческих  партнерствах  остаточное  имущество  переходит  члену  партнерства 
в виде  квоты,  но  только  в  определенной  части,  равной  его  взносу  в  данное 
партнерство;  остальная  часть  идет  либо  на  цели,  ради  которых  создавалось 
партнерство,  либо  на  благотворительные  цели,  либо  (если  имущество  невоз-
можно использовать  в  указанных  целях  в  соответствии  с  учредительными  до-
кументами) в доход государства. 

В качестве  специальных  случаев  ликвидации  рассматриваются  ликвида-

ция недействующих юридических лиц и банкротство. В первом случае юриди-
ческое лицо ликвидируется посредством исключения из единого государствен-
ного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Основа-
нием для такой ликвидации служит:  

1)  непредоставление  налоговой  отчетности  в  течение  последних  12  ме-

сяцев,  предшествовавших  моменту  принятия  регистрирующим  орга-
ном соответствующего решения;  

2)  неосуществление  операций  хотя  бы  по  одному  банковскому  счету  в 

указанный период времени. 

Данное  решение  регистрирующего  органа  должно  быть  опубликовано  в 

органах печати  в  течение  трех дней  с момента  его  принятия.  Одновременно  с 
решением о предстоящем исключении юридического лица должны быть опуб-
ликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или 


background image

49 

иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исклю-
чением  недействующего  юридического  лица  из  единого  государственного  ре-
естра  юридических  лиц.  Данные  заявления  могут  быть  направлены  в  течение 
трех  месяцев  со  дня  опубликования  решения  о  предстоящем  исключении. 
В случае  направления  заявлений  решение  об  исключении  недействующего 
юридического  лица  из  единого  государственного  реестра  юридических  лиц  не 
принимается, а юридическое лицо может быть ликвидировано в общем порядке. 

Основанием  для  банкротства  юридическое  лица  является  его  неспособ-

ность  в  полном  объеме  удовлетворить  требования  кредиторов  по  денежным 
обязательствам и  (или)  исполнить обязанность по  уплате обязательных плате-
жей. Вопросы, связанные с банкротством юридических лиц, регулируются спе-
циальным законом «О несостоятельности (банкротстве)».  

Банкротом может оказаться как коммерческая, так и некоммерческая ор-

ганизация,  за  исключение  казенных  предприятий,  учреждений,  политических 
партий, религиозных организаций.  

Относительно  отдельных  видов  юридических  лиц  законом  установлены 

ограничения  на  применение  процедуры  банкротства,  установленные  ФЗ 
«О несостоятельности  (банкротстве)».  Так,  государственная  корпорация  или 
государственная компания может быть признана банкротом, если это допуска-
ется непосредственно законом о таких юридических лицах. Например, согласно 
ст. 3 ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и 
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ции» на данную государственную компанию не распространяется закон о банк-
ротстве. Для ликвидации указанного юридического лица закон предусматрива-
ет необходимость принятия специального закона, определяющего порядок его 
ликвидации. Ограничение в применении закона о банкротстве установлено и в 
отношении фондов, которые могут быть признаны несостоятельными, если это 
прямо  предусмотрено  законом  о  таких  фондах.  Так,  согласно  ст. 25  ФЗ 
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» к 
процедуре его ликвидации не применяется законодательство о банкротстве. 

4.3 Классификация юридических лиц 

По  критерию  цели  деятельности  юридические  лица  подразделяются  на 

две группы: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации в ка-
честве основной цели деятельности преследуют извлечение прибыли (т. е. осу-
ществляют  предпринимательскую  деятельность)  и  распределяют  полученную 


background image

50 

прибыль  между  участниками.  Некоммерческие  организации  не  преследуют  в 
качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и тем более не 
распределяют ее между участниками. Основная цель деятельности таких орга-
низаций  –  достижение  общественных  благ:  социальных,  благотворительных, 
культурных,  образовательных,  научных,  управленческих  и  т. п.  В то  же  время 
для  достижения  целей,  ради  которых  они  созданы,  некоммерческие  организа-
ции  вправе  осуществлять  приносящую  доход деятельность.  Для  этого  необхо-
димы два условия. Во-первых, возможность осуществления такой деятельности 
должна быть предусмотрена уставам некоммерческой организации. Во-вторых, 
некоммерческая  организация  (за  исключением  казенных  и  частных  учрежде-
ний) должна иметь достаточное для осуществления такой деятельности имуще-
ство, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капита-
ла,  предусмотренного  для  общества  с  ограниченной  ответственностью  (на 
сегодняшний день это 10 000 руб.). 

В то же время ФЗ «О некоммерческих организациях» придерживается не-

сколько иного подхода, нежели ГК РФ, к определению возможных видов дея-
тельности некоммерческой организации. Так, в п. 2 ст. 24 указанного закона го-
ворится  о  том,  что  некоммерческая  организация  может  осуществлять 
предпринимательскую  и  иную  приносящую  доход  деятельность  (приносящее 
прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммер-
ческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имуще-
ственных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и уча-
стие в товариществах на вере в качестве вкладчика) лишь постольку, поскольку 
это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует ука-
занным целям при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных 
документах.  Отсюда  можно  сделать  вывод  о  том,  что  содержательно  понятие 
«приносящая  доход  деятельность»  шире,  нежели  понятие  «предприниматель-
ская деятельность», и предпринимательская деятельность для некоммерческой 
организации является разновидностью доходной деятельности. 

В законе  содержится  исчерпывающий  перечень  организационно-

правовых форм, в которых могут создаваться коммерческие и некоммерческие 
организации. Так, коммерческие юридические лица создаются в форме полных 
товариществ, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью, 
акционерных обществ, крестьянских (фермерских хозяйств), производственных 
кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, хо-
зяйственных  партнерств.  Некоммерческие  организации  могут  существовать  в