Файл: Гражданское право. Раздел I.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5568

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51 

форме  потребительских  кооперативов,  общественных  организаций,  религиоз-
ных  организаций,  фондов,  ассоциаций  (союзов),  товариществ  собственников 
недвижимости,  казачьих  обществ,  учреждений,  общин  коренных  малочислен-
ных  народов  РФ,  автономных  некоммерческих  организаций,  публично-
правовых компаний, адвокатских палат, адвокатских образований, являющихся 
юридическими лицами. Особенности каждой организационно-правовой формы 
закреплены в соответствующих статьях ГК РФ, а также в специальных законах. 

В зависимости от членства как коммерческие, так и некоммерческие ор-

ганизации подразделяются  на  корпоративные  и унитарные.  К корпоративным 
относятся организации, учредители (участники) которых обладают правом уча-
стия (членства) в них и формируют их высший орган. В унитарных организаци-
ях  учредители  не  становятся  их  участниками  и  не  приобретают  в  них  прав 
членства  (государственные и  муниципальные  унитарные предприятия,  фонды, 
учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организа-
ции, публично-правовые компании). 

В зависимости от объема вещных прав выделяют юридические лица, об-

ладающие  имуществом  на  праве  собственности;  юридические  лица,  обладаю-
щие  имуществом  на  праве  хозяйственного  ведения
  (государственные  и  муни-
ципальные  унитарные  предприятия);  юридические  лица,  обладающие 
имуществом  на  праве  оперативного  управления
  (учреждения,  казенные  пред-
приятия). 

4.4 Представительства и филиалы юридических лиц 

Юридические лица, как коммерческие, так и не коммерческие, вправе со-

здавать  вне  места  своего  нахождения  (которое  определяется  местом  государ-
ственной регистрации юридического лица) филиалы и представительства. Све-
дения  о  представительствах  и  филиалах  юридического  лица  должны 
указываться в ЕГРЮЛ. 

Представительство  –  это  обособленное  подразделение  юридического 

лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интере-
сы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал – это обособленное 
подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и 
осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции предста-
вительства.  Ни  филиал,  ни  представительство  юридическими  лицами  не  явля-
ются. Их правовой режим сводится к следующему: 


background image

52 

•  данные  обособленные  подразделения  действуют  на  основе  положе-

ний, утвержденных юридическим лицом; 

•  информация о них должна  быть отражена  в  учредительных докумен-

тах юридического лица; 

•  руководитель филиала (представительства) назначается на должность 

юридическим лицом и действует на основании доверенности, которая 
необходима для представительства перед третьими лицами; 

•  наделяются имуществом  создавшим  их  юридическим  лицом,  которое 

учитывается  на  их  отдельном  балансе,  представляющим  собой  часть 
самостоятельного баланса юридического лица; 

•  имущество  филиала  (представительства)  может  быть  объектом  взыс-

кания по обязательствам юридического лица независимо от того, свя-
заны ли долги с деятельностью филиала (представительства) или нет; 

•  по  обязательствам,  связанным  с  деятельностью  филиала  (представи-

тельства),  ответственность  несет  юридическое  лицо  (всем  принадле-
жащим ему имуществом). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 4 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Назовите признаки юридического лица.  
2.  Какие требования предъявляются к наименованию юридического ли-

ца?  

3.  По какому критерию юридические лица подразделяются на коммерче-

ские и некоммерческие?  

4.  С какого момента юридическое лицо становится правоспособным?  
5.  Перечислите  организационно-правовые  формы  коммерческих  и  не-

коммерческих организаций.  

6.  С какого момента юридическое лицо считается созданным? 
7.  Какая  форма  реорганизации  юридических  лиц  направлена  исключи-

тельно на возникновение юридических лиц?  

8.  Какая форма реорганизации юридических лиц не приводит к прекра-

щению юридического лица?  


background image

53 

5 Публичные образования как субъекты  

гражданского права 

Субъектами гражданского права, наряду c физическими и юридическими 

лицами, являются публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муници-
пальные образования). Все виды публичных образований в рамках своих ком-
петенций  выступают  в  гражданском обороте  самостоятельно  и наравне  с  дру-
гими субъектами гражданского права. На них в полной мере распространяются 
общие начала гражданского законодательства. Как и другие субъекты граждан-
ского  права,  публично-правовые  образования  обладают  правоспособностью. 
Правоспособность  публичных  образований  носит  специальный  характер.  По-
этому они могут иметь лишь такие права и обязанности, которые необходимы 
для реализации ими задач публичной власти. 

По  общему  правилу  к  публичным  образованиям  применяются  нормы, 

определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях. Это 
означает, что, не являясь юридическими лицами, публичные образования при-
равниваются  к ним  с  позиции  владения  имуществом,  выступления  в  граждан-
ском  обороте  и  т. п.  Вместе  с  тем  законодательством  предусмотрены  нормы, 
которые могут быть применены исключительно только к публичным образова-
ниям или устанавливающие ограничения в правовом режиме публичных обра-
зований по сравнению с юридическими лицами. Так, публично-правовые обра-
зования  не  могут  быть  получателями  постоянной  ренты;  не  могут  заключать 
договоры розничной купли-продажи; к ним не применяются правила, регламен-
тирующие создание и прекращение юридического лица; в отличие от юридиче-
ских лиц, отвечающих по своим обязательствам всем принадлежащим им иму-
ществом; в состав имущества публичных образований, которым они отвечают 
по  своим  обязательствам,  не  включается  имущество,  указанное  в  п. 1  ст. 126 
ГК, а обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящие-
ся в государственной и муниципальной собственности, допускается в случаях, 
предусмотренных  законом;  государственные  органы  и  органы  местного  само-
управления не могут быть участниками полных товариществ и полными това-
рищами в товариществе на вере, они не вправе выступать участниками хозяй-
ственных  обществ  и  вкладчиками  в  товариществе  на  вере,  если  иное  не 
установлено законом. 


background image

54 

Участие публичных образований в гражданском обороте возможно в двух 

формах:  

1)  в форме непосредственного участия, т. е. самостоятельно, с помощью 

соответствующих  органов,  наделяемых  общей  или  специальной  ком-
петенцией, объем и содержание которой фиксируется в актах, опреде-
ляющих  статус  этих  органов.  В рамках  установленных  компетенций 
органы государственной власти и местного самоуправления могут са-
мостоятельно  от  имени  РФ,  субъекта  РФ,  муниципального  образова-
ния  своими  действиями  приобретать  и  осуществлять  гражданские 
права и обязанности;  

2)  опосредованно, т. е. через своих представителей. По их специальному 

поручению от их  имени  выступают  государственные органы, органы 
местного  самоуправления,  а  также  юридические  лица  и  граждане 
(например,  государство  заключает  договор  c  гражданином,  действу-
ющим в качестве представителя государства в органах управления ак-
ционерного общества). 

Публичные  образования  могут  участвовать  в  различных  гражданских 

правоотношениях.  Например,  они  активно  участвуют  в  вещных  отношениях. 
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на пра-
ве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежа-
щее  на  праве  собственности  субъектам  РФ  (собственность  субъектов  РФ). 
К муниципальной  собственности  относится  имущество,  принадлежащее  на 
праве  собственности  городским  и  сельским  поселениям,  другим  муниципаль-
ным образованиям. 

Законодательными  актами  определены  объекты,  относящиеся  исключи-

тельно к федеральной собственности, объекты федеральной собственности, ко-
торые  могут  передаваться  в  собственность  субъектов  РФ,  объекты  муници-
пальной собственности. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в 
собственности  граждан,  юридических  лиц  либо  муниципальных  образований, 
являются  государственной  собственностью.  Государство  приобретает  право 
собственности как по общим, так и по специальным только ему присущим ос-
нованиям (например, в результате конфискации, реквизиции, национализации; 
выкупа  у  собственника  бесхозяйственно  содержимых  культурных  ценностей; 
передачи  в  государственную  собственность  клада,  в  состав  которого  входят 
культурные ценности; выкупа земельного участка для государственных нужд). 
Законом  предусмотрены  специальные  основания  поступления  в  муниципаль-


background image

55 

ную  собственность  бесхозяйной  недвижимости  (ст. 225  ГК),  находки  (ст. 228 
ГК),  безнадзорных  животных  (ст. 231  ГК),  земельных  участков,  выкупаемых 
для муниципальных нужд (ст. 279 ГК). 

Не менее активно государство участвует и в обязательственных отноше-

ниях:  договорных  (например,  заключение  государственных  и  муниципальных 
контрактов для поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, 
выполнения подрядных работ), внедоговорных (в частности, оно может высту-
пать  стороной  в  обязательствах,  возникающих  вследствие  причинения  вреда. 
Так, оно несет ответственность за вред, причиненный государственными орга-
нами,  органами  местного  самоуправления,  а  также  их  должностными  лицами 
(ст. 1069 ГК), ответственность за вред, причиненный незаконными действиями 
органов  дознания,  предварительного  следствия,  прокуратуры  и  суда  (ст. 1070 
ГК).  Государство  может  участвовать  в  наследственных  отношениях:  быть 
наследником по завещанию, а также по закону – в случае наследования вымо-
рочного имущества. Государство может участвовать в отношениях, связанных c 
осуществлением  и  распоряжением  исключительными  правами  на  результаты 
интеллектуальной собственности (например, в отношении изобретений, полез-
ных  моделей,  промышленных  образцов,  созданных  при  выполнении  работ  по 
государственному или муниципальному контракту) (ст. 1373 ГК). 

По  общему  правилу  публичные  образования  несут  самостоятельную 

имущественную ответственность по своим обязательствам за счет своей казны. 
Однако по своим обязательствам они отвечают не всем принадлежащим им на 
праве  собственности  имуществом,  а  той  его  частью,  которая  не  закреплена  за 
созданными  ими  юридическими  лицами на праве хозяйственного  ведения или 
оперативного  управления  и  не  относится  к  составу  объектов,  могущих  нахо-
диться  только  в  государственной  или  муниципальной  собственности.  Имуще-
ство, которое может находиться только в государственной или муниципальной 
собственности, как и имущество, закрепленное за государственными и муници-
пальными предприятиями, не является средством обеспечения обязательств РФ, 
субъектов  РФ,  муниципальных  образований.  Следовательно,  на  него  не  могут 
быть обращены взыскания кредиторов. 

Юридические  лица,  созданные  публично-правовыми  образованиями,  не 

отвечают по их обязательствам. В свою очередь публично-правовые образова-
ния  не  отвечают  по  обязательствам  таких  юридических  лиц.  Однако  законом 
предусмотрены  два  исключения,  сводящиеся  к  тому,  что,  во-первых,  публич-
ные  образования  несут  субсидиарную  ответственность  по  обязательствам  ка-