ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5572
Скачиваний: 6
31
с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки или по-
печительства над гражданином. В противном случае исполнение обязанностей
опекуна или попечителей временно возлагается на орган опеки и попечитель-
ства. Гражданам, помещенным под надзор в образовательные, медицинские,
социальные и тому подобные организации, в том числе в организации для де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны и попечители
не назначаются. В этом случае исполнение обязанностей опекунов (попечите-
лей) возлагается на указанные организации.
Опекуном (попечителем) может быть только полностью дееспособный
совершеннолетний гражданин. Законом установлен перечень лиц, которые не
вправе быть опекунами (попечителями). Среди них: лица, лишенные родитель-
ских прав; лица, имеющие непогашенную судимость за умышленное преступ-
ление против жизни или здоровья граждан.
Гражданин может быть назначен опекуном (попечителем) только с его
согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные ка-
чества, способность к выполнению подобного рода обязанностей; отношения,
существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке (попечительстве);
если это возможно, должно учитываться и желание самого подопечного.
Опекун (попечитель), как правило, исполняет свои обязанности безвоз-
мездно. Среди таких обязанностей: совместное проживание со своими под-
опечными (раздельное проживание допускается с разрешения органа опеки и
попечительства при условии достижения подопечным возраста 16 лет, если это
не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов под-
опечного); содержание подопечных, обеспечение их уходом и лечением, забота
об их обучении и воспитании (в отношении несовершеннолетних подопечных),
защита их прав и интересов и др.
Опекуны (попечители) вправе распоряжаться доходами подопечных (за
исключением тех, которыми подопечные вправе распоряжаться самостоятель-
но) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Суммы, выплачиваемые на содержание подопечных (алименты, пенсии и т. п.),
зачисляются на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном (попечи-
телем), и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попе-
чительства, но c обязательным предоставлением ему отчета о таком расходова-
нии. Без согласия органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а
попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества
подопечного, равно иных действий, влекущих уменьшение его имущества. Не
32
допускается совершение опекуном (попечителем), их супругами и близкими
родственниками сделок c подопечными, за исключением передачи последним
имущества в качестве дара или по договору безвозмездного пользования.
Опека (попечительство) прекращается по основаниям, предусмотренным
законом: возвращение несовершеннолетнего подопечного его родителям или
его усыновление; помещение подопечного под надзор тех или иных организа-
ций социальной защиты населения; освобождение или отстранение опекуна
(попечителя) от исполнения обязанностей; вынесение решения суда о призна-
нии гражданина дееспособным или отмене ограничений его дееспособности.
Над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состо-
янию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои
права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж. Таким
гражданам, c их письменного согласия, органом опеки и попечительства назна-
чается помощник, который совершает действия в отношении патронируемого
гражданина на основании заключаемых с ним договоров поручения, договора
доверительного управления имуществом или иного договора. Помощником не
может быть работник организации, осуществляющей социальное обслуживание
гражданина, нуждающегося в патронаже.
3.4 Признание гражданина безвестно отсутствующим
и объявление гражданина умершим
Стремление упорядочить и поддержать определенность имущественных
отношений c участием гражданина, который длительное время отсутствует по
своему месту жительства, вызвало к жизни появление институтов признания
гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объяв-
лении его умершим подается в суд по месту жительства заинтересованного ли-
ца и рассматривается в порядке особого производства. Такое заявление не мо-
жет быть принято, если достоверно известно, что безвестно отсутствующий
гражданин объявлен в розыск и скрывается в связи c привлечением его к уго-
ловной или гражданской ответственности. В заявлении обязательно должно
быть указано, c какой целью необходимо заявителю признать гражданина без-
вестно отсутствующим или объявить его умершим, а также изложены обстоя-
тельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина или угрожавшие
его жизни.
33
Для признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим
необходимы, как правило, следующие факты: 1) длительное отсутствие лица
(в течение установленных законом сроков) и 2) неполучение в течение опреде-
ленного времени в месте его постоянного жительства сведений о месте его пре-
бывания.
Гражданское законодательство не считает признание гражданина без-
вестно отсутствующим предварительной стадией, без которой невозможно объ-
явление его умершим. Безвестное отсутствие гражданина в определенном месте
в течение определенного времени – это имеющий место факт реальной дей-
ствительности. Задача суда состоит только в установлении и констатации этого
факта, т. е. в его признании. Именно поэтому говорят, что безвестно отсут-
ствующим признают.
Гражданин по заявлению заинтересованного лица может быть признан
безвестно отсутствующим, если в течение 1 года в месте его жительства нет
сведений о месте его пребывания. Годичный срок начинает исчисляться с мо-
мента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот
день невозможно определить, то годичный срок исчисляется с 1-го числа меся-
ца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при
невозможности установить месяц – с 1-го января следующего года.
Признание гражданина безвестно отсутствующим не влечет за собою
утраты принадлежащих ему гражданских и иных прав, но влечет ряд правовых
последствий. Так, на основании решения суда о признании гражданина без-
вестно отсутствующим, орган опеки и попечительства передает имущество от-
сутствующего гражданина в доверительное управление назначенному этим ор-
ганом лицу. Из этого имущества выдается содержание лицам, которых
отсутствующий гражданин обязан содержать (несовершеннолетние дети и дру-
гие иждивенцы), а также погашаются задолженности по его иным обязатель-
ствам. Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет и иные юриди-
ческие последствия: в частности, прекращаются трудовые отношения; супруг
может расторгнуть брак в упрощенном порядке (в органах ЗАГС); упрощается
процедура установления отцовства при безвестно отсутствующей матери; появ-
ляется возможность усыновления ребенка без согласия безвестно отсутствую-
щих родителей; приостанавливается исполнительное производство; гражданин
снимается c регистрационного учета по месту жительства; членам семьи без-
вестно отсутствующего гражданина назначается пенсия по случаю потери кор-
мильца.
34
В случае явки или обнаружения места пребывания отсутствующего граж-
данина суд отменяет соответствующее решение и, соответственно, отменяется
управление его имуществом.
Гражданин объявляется умершим лишь тогда, когда невозможно устано-
вить факт смерти гражданина, однако обстоятельства его отсутствия таковы,
что дают основания предполагать его смерть. Прибегая к объявлению гражда-
нина умершим, суд и все участвующие в деле лица осознают, что предположе-
ние о смерти может не подтвердиться. Несмотря на это, суд, исходя из задачи
обеспечения определенности гражданских правоотношений и пользуясь своей
публичной властью, предлагает всем вести себя так, как будто определенный
гражданин уже умер, т. е. объявляет гражданина, не исключено, что живого,
умершим.
Гражданин в судебном порядке может быть объявлен умершим, если в
месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а
если он пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих осно-
вания полагать его гибель от определенного несчастного случая (крушение
судна), то в течение 6 месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропав-
ший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим
не ранее чем через 2 года со дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступ-
ления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае
объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах,
угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от опре-
деленного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина
день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.
Объявление гражданина умершим – это своего рода юридическая смерть,
влекущая те же последствия, что и смерть физическая: открывается наследство,
прекращается брак, прекращаются обязательства, неразрывно связанные с лич-
ностью гражданина объявленного умершим (алиментные обязательства, обяза-
тельства по возмещению вреда и др.).
В отличие от физической смерти, юридическая смерть не всегда безвоз-
вратна. Если гражданин фактически жив (он явился, либо поступили сведения
о его месте пребывания), решением суда отменяется решение об объявлении
гражданина умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти в
актовой книге. Независимо от срока явки гражданин может потребовать воз-
врата своего сохранившегося имущества (кроме наличных денег и ценных бу-
35
маг на предъявителя) от любых лиц, к которым имущество перешло безвоз-
мездно после объявления его умершим (по наследству, по договорам дарения).
От лиц, к которым имущество перешло по возмездным сделкам (купля-
продажа, мена и др.), явившийся вправе его истребовать только в том случае,
если приобретатель знал или должен был знать, что гражданин, объявленный
умершим, на самом деле жив. При невозможности возврата такого имущества в
натуре, возмещению подлежит его стоимость. Прекратившийся брак может
быть восстановлен по заявлению супругов, если другой супруг не вступил в но-
вый брак.
Объявление гражданина умершим следует отличать от установления фак-
та смерти в порядке судебного производства об установлении фактов, имеющих
юридическое значение. Различие между ними можно проиллюстрировать на
следующем примере: во время кораблекрушения на судне находился гражда-
нин, который не был обнаружен ни среди спасенных, ни среди подобранных
трупов. Поскольку имеются основания считать его погибшим, тем более что в
течение шести месяцев о нем не было никаких сведений, суд может объявить
его умершим. Однако если показаниями свидетелей и другими данными будет
установлено, что потерпевший на их глазах утонул, то нет необходимости объ-
являть его умершим, а следует зарегистрировать событие смерти. Если органы
ЗАГС отказывают в такой регистрации, заинтересованное лицо вправе обра-
титься в суд c просьбой установления факта смерти.
3.5 Индивидуализация гражданина
Индивидуализация гражданина как субъекта права обеспечивается его
именем, местом жительства и актами гражданского состояния.
Имя гражданина, под которым он приобретает и осуществляет права и
несет обязанности, включает его фамилию, собственно имя и отчество, если
иное не вытекает из закона или национального обычая. В предусмотренных за-
коном случаях гражданин вправе использовать псевдоним или выступать в
гражданском обороте анонимно (например, в сфере авторского права). Гражда-
нин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом «Об актах
гражданского состояния», что не является основанием для прекращения или
изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Од-
новременно он обязан принять меры по уведомлению своих должников и кре-
диторов, в противном случае риск последствий, вызванных отсутствием у них
сведений о перемене имени, будет нести он. Право на имя – нематериальное