ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9342
Скачиваний: 7
121
Тема
4.
ПРОИЗВОДСТВО
ПО
ДЕЛАМ
,
ВОЗНИКАЮЩИМ
ИЗ
ПУБЛИЧНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Глава
22.
Общие
положения
ГПК РФ содержит перечень дел, которые признаются воз-
никающими из публичных правоотношений. Такими делами яв-
ляются дела:
1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспа-
ривании нормативных правовых актов полностью или в части,
если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным за-
коном к компетенции иных судов (например, нормативные указы
Президента РФ – проверка их конституционности отнесена к
компетенции Конституционного Суда РФ);
2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (без-
действия) органов государственной власти, органов местного са-
моуправления, должностных лиц, государственных и муници-
пальных служащих;
3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на
участие в референдуме граждан России;
4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений
и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Как видно, вышеприведенный перечень не является исчер-
пывающим, то есть может быть дополнен.
По общему правилу данная категория дел рассматривается и
разрешается судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение
возможно только в прямо предусмотренных федеральным зако-
ном случаях. Однако оно все равно производится по общим пра-
вилам искового производства, но с особенностями, установлен-
ными для данной категории дел не только ГПК РФ, но и иными
федеральными законами.
Кроме этого, при рассмотрении и разрешении указанных
дел не применяются правила заочного производства, то есть они
не могут рассматриваться в отсутствие ответчика. Суд может
признать обязательной явку в судебное заседание представителя
органа государственной власти, органа местного самоуправления
или должностного лица, а в случае их неявки у суда появляется
право подвергнуть указанных лиц штрафу в размере до десяти
122
установленных федеральным законом МРОТ.
Еще одной особенностью рассмотрения и разрешения дел,
возникающих из публичных правоотношений, является положе-
ние, согласно которому суд не связан основаниями и доводами
заявленных требований. То есть суд может выйти за пределы ука-
занных требований и, например, при оспаривании одной нормы
какого-либо акта – проверить законность всего акта.
Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из
публичных правоотношений, на основании заявления заинтере-
сованного лица, в котором обязательно должно указываться:
какие решения, действия (бездействие) должны быть при-
знаны незаконными;
какие права и свободы лица нарушены этими решениями,
действиями (бездействием).
Для подачи заявления в суд не нужно прежде обращаться в
вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должност-
ному лицу. Это означает, что для данной категории дел заинтере-
сованное лицо может не соблюдать досудебный порядок урегу-
лирования спора.
Если при подаче заявления будет установлено, что имеет
место спор о праве, подведомственный суду, – судья оставляет
заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость
оформления искового заявления с соблюдением требований ГПК
РФ, а в случае, если при этом нарушаются правила подсудности
дела, – судья возвращает заявление.
Также судья отказывает в принятии заявления или прекра-
щает производство по делу, если уже имеется решение суда, при-
нятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную
силу. Это означает, что если, например, действия должностного
лица признаны законными, – любое другое лицо, полагающее,
что его права нарушены указанными действиями, не вправе об-
ращаться в суд, оспаривая эти же действия. Это правило относит-
ся ко всем категориям дел, возникших из публичных правоотно-
шений.
ГПК РФ проводит разграничение обязанностей по доказы-
ванию по данным делам:
обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших
основанием для принятия нормативного правового акта, его за-
123
конности, а также законности оспариваемых решений, действий
(бездействия) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных и муници-
пальных служащих возлагаются на орган, принявший норматив-
ный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые
решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а
не на заявителя.
Также по таким делам суду предоставлено право в целях
правильного разрешения дела истребовать любые доказательства
по собственной инициативе, а должностные лица, не исполняю-
щие требования суда о предоставлении доказательств, подверга-
ются штрафу в размере до десяти установленных федеральным
законом МРОТ.
Важной гарантией законности решения суда по делу, возни-
кающему из публично-правовых отношений, является положе-
ние, согласно которому после вступления в законную силу реше-
ния суда по такому делу, не только участвующие в деле лица, но
и иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем
же основаниям. Почему ГПК РФ содержит такое положение? По-
тому, что дела, возникающие из публичных правоотношений,
обычно касаются неопределенного круга лиц. Поэтому – с целью
исключения предъявления аналогичных заявлений по одному и
тому же основанию различными субъектами права – указанная
норма и была введена.
Глава
23.
Производство
по
делам
о
признании
недействующими
нормативных
правовых
актов
полностью
или
в
части
Итак, при оспаривании нормативно-правовых актов лицами,
имеющими право на обращение в суд, являются:
гражданин, организация, считающие, что принятым и опуб-
ликованным в установленном порядке нормативным правовым
актом органа государственной власти, органа местного само-
управления или должностного лица нарушаются их права и сво-
боды, гарантированные Конституцией Российской Федерации,
законами и другими нормативными правовыми актами;
прокурор в пределах своей компетенции;
124
Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (пред-
ставительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо
субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муници-
пального образования, считающие, что принятым и опублико-
ванным в установленном порядке нормативным правовым актом
нарушена их компетенция.
Однако не все нормативные правовые акты могут быть ос-
порены в суде в порядке, предусмотренным настоящей главой, –
не подлежащими рассмотрению в суде в таком порядке являются
заявления об оспаривании нормативных правовых актов, провер-
ка конституционности которых отнесена к исключительной ком-
петенции Конституционного Суда РФ.
Подсудность указанной категории дел определяется в соот-
ветствии со ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ. Однако специально пре-
дусмотрено, что заявления об оспаривании нормативных право-
вых актов, не указанных в ст. ст. 26 и 27, подаются в районный
суд по месту нахождения органа государственной власти, органа
местного самоуправления или должностного лица, принявших
оспариваемый акт.
Заявление должно соответствовать требованиям, преду-
смотренным ст. 131 ГПК РФ (для исковых заявлений), и в то же
время содержать дополнительные данные:
о наименовании органа государственной власти, органа ме-
стного самоуправления или должностного лица, принявших ос-
париваемый нормативный правовой акт;
о наименовании и дате принятия самого нормативного пра-
вового акта;
указание, какие права и свободы гражданина (неопределен-
ного круга лиц) нарушаются этим актом или его частью;
указание на средство массовой информации, которым был
опубликован акт и когда произошло опубликование.
К заявлению в обязательном порядке приобщается копия
оспариваемого нормативного правового акта (его части).
Подача заявления в суд не приостанавливает действие оспа-
риваемого нормативного правового акта. Не предоставлено право
приостановления такого акта и суду.
Если имеется вступившее в законную силу решение суда,
которым уже проверена законность оспариваемого нормативного
125
правового акта органа государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица по основаниям, указан-
ным в новом заявлении, то судья отказывает в принятии такого
заявления.
Заявления о признании нормативного правового акта проти-
воречащим закону полностью или в части рассматриваются в су-
дебном заседании, а лица, обратившиеся в суд с заявлениями, ор-
ган государственной власти, орган местного самоуправления или
должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные пра-
вовые акты, извещаются о времени и месте его проведения.
Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца со
дня его подачи.
Особенностью данной категории дел является то, что в рас-
смотрении должны участвовать не только лица, обратившиеся в
суд с заявлением, представители органа государственной власти,
органа местного самоуправления или должностного лица, при-
нявших оспариваемый нормативный правовой акт, но и проку-
рор. Однако в зависимости от обстоятельств дела суд может рас-
смотреть заявление и в отсутствие кого-либо из заинтересован-
ных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Еще одной особенностью таких дел является то, что отказ
лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за со-
бой прекращение производства по делу, а признание требования
органом государственной власти, органом местного самоуправ-
ления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нор-
мативный правовой акт, для суда необязательно. Это означает,
что суд в любом случае обязан рассмотреть заявление по сущест-
ву, а фактически проверить законность (незаконность) норматив-
ного правового акта (его части).
Так как по делам указанной категории не допускается пре-
кращение производства (заявление не может быть оставлено без
рассмотрения), то по результатам рассмотрения дела выносится
решение. Если суд признает, что оспариваемый нормативный
правовой акт не противоречит федеральному закону или другому
нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-
скую силу, – он принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления. Установив же, что оспариваемый
акт (его часть) противоречит федеральному закону либо другому