ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9357
Скачиваний: 7
126
нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-
скую силу, – суд признает нормативный правовой акт недейст-
вующим полностью (в части) либо со дня его принятия, либо
иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта
(его части) недействующим вступает в законную силу после ис-
течения срока на кассационное обжалование (рассмотрения жа-
лобы кассационной инстанцией и оставленной без изменения) и
влечет за собой утрату силы не только этого нормативного пра-
вового акта (его части), но также и других нормативных право-
вых актов, основанных на признанном недействующим норма-
тивном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Указанное в предыдущем абзаце решение суда (сообщение о
решении) после вступления его в законную силу публикуется в
том же печатном издании, в котором был официально опублико-
ван нормативный правовой акт. В случае, если указанное издание
прекратило свою деятельность, такое решение (сообщение) пуб-
ликуется в другом печатном издании, в котором публикуются
нормативные правовые акты соответствующего органа государ-
ственной власти, органа местного самоуправления или должно-
стного лица.
Для недопущения повторного нарушения закона (иного
нормативного правового акта, имеющего большую юридическую
силу) ГПК РФ содержит запрет, в соответствии с которым реше-
ние суда о признании нормативного правового акта недействую-
щим не может быть преодолено повторным принятием такого же
акта.
Глава
24.
Производство
по
делам
об
оспаривании
решений
,
действий
(
бездействия
)
органов
государ
-
ственной
власти
,
органов
местного
самоуправления
,
должностных
лиц
,
государственных
и
муниципаль
-
ных
служащих
При оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
лицами, имеющими право на обращение в суд, являются:
127
гражданин, организация, если считают, что нарушены их
права и свободы.
Гражданин (организация) вправе обратиться непосредствен-
но в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган го-
сударственной власти, орган местного самоуправления, к долж-
ностному лицу, государственному или муниципальному служа-
щему. Это означает, что, как и в предыдущей главе, досудебный
порядок урегулирования спора не является обязательным. В лю-
бом случае, выбор остается за гражданином (организацией).
При подаче заявления должны быть соблюдены правила о
подсудности, установленные ст. ст. 24 – 27 ГПК РФ. Кроме того,
если заявителем является гражданин, то оно может быть подано
либо в суд по месту его жительства, либо по месту нахождения
органа государственной власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального слу-
жащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Особо ГПК РФ регулируется случай, когда обжалуется отказ
в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель осве-
домлен о сведениях, составляющих государственную тайну. Та-
кой отказ оспаривается в соответствующем верховном суде рес-
публики, краевом, областном суде, суде города федерального
значения, суде автономной области, суде автономного округа по
месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без
удовлетворения. А заявление военнослужащего, оспаривающего
решение, действие (бездействие) органа военного управления или
командира (начальника) воинской части – подается только в во-
енный суд.
Если в предыдущей главе подача заявления не приостанав-
ливала действие нормативного правового акта и таким правом не
обладал суд, то по заявлениям, указанным в настоящей главе, суд
вправе приостановить действие оспариваемого решения до всту-
пления в законную силу решения суда.
ГПК РФ предусматривает, что заинтересованными лицами
могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных или муниципальных служа-
щих, принятые как коллегиально, так и единолично. Однако в
любом случае в результате данных решений, действий (бездейст-
128
вий) должны быть:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его
прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность
или он незаконно привлечен к ответственности.
Для обращения гражданина в суд с заявлением установлен
определенный срок – в течение трех месяцев со дня, когда ему
стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск указан-
ного срока не является для суда основанием для отказа в приня-
тии заявления, но вот причины пропуска могут явиться основа-
нием для отказа в удовлетворении заявления. Причины обяза-
тельно выясняются судом в предварительном судебном заседа-
нии (судебном заседании).
Заявление должно быть рассмотрено судом в течение десяти
дней.
Заявление рассматривается с участием гражданина, руково-
дителя (представителя) органа государственной власти, органа
местного самоуправления, должностного лица, государственного
или муниципального служащего, решения, действия (бездейст-
вие) которых оспариваются. Однако неявка в судебное заседание
кого-либо из вышеуказанных лиц, надлежащим образом изве-
щенных о времени и месте судебного заседания, не является пре-
пятствием к рассмотрению заявления.
Результатом рассмотрения заявления по существу может
быть только решение.
При признании заявления обоснованным,
суд принимает решение об обязанности соответствующего органа
государственной власти, органа местного самоуправления, долж-
ностного лица, государственного или муниципального служаще-
го устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и
свобод гражданина или препятствие к осуществлению граждани-
ном его прав и свобод. При установлении, что оспариваемое ре-
шение или действие принято либо совершено в соответствии с
законом в пределах полномочий органа государственной власти,
органа местного самоуправления, должностного лица, государст-
венного или муниципального служащего и права либо свободы
гражданина не были нарушены, суд отказывает в удовлетворении
заявления.
129
В течение трех дней со дня вступления решения суда в за-
конную силу оно направляется для устранения допущенного на-
рушения закона либо:
руководителю органа государственной власти, органа мест-
ного самоуправления, должностному лицу, государственному
или муниципальному служащему, решения, действия (бездейст-
вие) которых были оспорены,
в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должност-
ному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Решения по данной категории дел исполняются по прави-
лам, установленным для решений суда, обязывающих ответчика
совершить определенные действия. При этом в суд и гражданину
должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее
чем в течение месяца со дня получения решения.
Глава
25.
Производство
по
делам
о
защите
избирательных
прав
и
права
на
участие
в
референдуме
граждан
Российской
Федерации
Правом на обращение в суд с заявлениями о защите избира-
тельных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-
ской Федерации обладают:
избиратели, кандидаты, их доверенные лица,
избирательные объединения, избирательные блоки, их дове-
ренные лица,
политические партии, их региональные отделения,
иные общественные объединения, инициативные группы по
проведению референдума,
наблюдатели,
прокурор.
При этом все перечисленные лица должны считать, что ре-
шениями или действиями (бездействием) органа государственной
власти, органа местного самоуправления, общественных объеди-
нений, избирательной комиссии, комиссии референдума, долж-
ностного лица нарушаются их избирательные права или право на
участие в референдуме.
При подаче заявления должны быть соблюдены правила о
подсудности, установленные ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ, а также
130
правила иных федеральных законов, например, Закона РФ «Об
основных гарантиях избирательных прав».
Правом на обращение в суд обладают также:
центральная избирательная комиссия РФ, избирательные ко-
миссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных
образований, окружные, территориальные и участковые избира-
тельные комиссии, соответствующие комиссии референдума.
Они вправе обратиться с заявлением в суд в связи с наруше-
нием избирательного законодательства, законодательства о рефе-
рендуме органом государственной власти, органом местного са-
моуправления, должностными лицами, кандидатом, избиратель-
ным объединением, избирательным блоком, политической парти-
ей, ее региональным отделением, а также иным общественным
объединением, инициативной группой по проведению референ-
дума, избирательной комиссией, комиссией референдума.
Для обращения в суд с заявлениями по данной категории
дел установлены определенные сроки:
1) в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало из-
вестно или должно было стать известно о нарушении избира-
тельного законодательства, законодательства о референдуме либо
избирательных прав или права на участие в референдуме заяви-
теля;
2) заявление, касающееся решения избирательной комиссии,
комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации
кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по прове-
дению референдума, об отмене регистрации кандидата (списка
кандидатов) – в течение десяти дней со дня принятия избира-
тельной комиссией, комиссией референдума соответствующего
решения;
3) заявление избирательной комиссии, зарегистрировавшей
кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистри-
рованного по тому же избирательному округу, избирательного
объединения, избирательного блока, списки которых зарегистри-
рованы по тому же избирательному округу, об отмене регистра-
ции кандидата (списка кандидатов) – не позднее чем за восемь
дней до дня голосования;
4) после опубликования результатов выборов, референдума
заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права