Файл: Гражданское процессуальное право Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9357

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126

нормативному  правовому  акту,  имеющим  большую  юридиче-
скую  силу, – суд  признает  нормативный  правовой  акт  недейст-
вующим  полностью  (в  части)  либо  со  дня  его  принятия,  либо 
иного указанного судом времени. 

Решение  суда  о  признании  нормативного  правового  акта 

(его  части)  недействующим  вступает  в  законную  силу  после  ис-
течения  срока  на  кассационное  обжалование  (рассмотрения  жа-
лобы  кассационной  инстанцией  и  оставленной  без  изменения)  и 
влечет  за  собой  утрату  силы  не  только  этого  нормативного  пра-
вового  акта  (его  части),  но  также  и  других  нормативных  право-
вых  актов,  основанных  на  признанном  недействующим  норма-
тивном правовом акте или воспроизводящих его содержание.  

Указанное в предыдущем абзаце решение суда (сообщение о 

решении)  после  вступления  его  в  законную  силу  публикуется  в 
том же печатном издании, в котором был официально опублико-
ван нормативный правовой акт. В случае, если указанное издание 
прекратило  свою  деятельность,  такое  решение  (сообщение)  пуб-
ликуется  в  другом  печатном  издании,  в  котором  публикуются 
нормативные  правовые  акты  соответствующего  органа  государ-
ственной  власти,  органа  местного  самоуправления  или  должно-
стного лица. 

Для  недопущения  повторного  нарушения  закона  (иного 

нормативного правового акта, имеющего большую юридическую 
силу) ГПК РФ содержит запрет, в соответствии с которым реше-
ние суда о признании нормативного правового акта недействую-
щим не может быть преодолено повторным принятием такого же 
акта. 

 

Глава

 24. 

Производство

 

по

 

делам

 

об

 

оспаривании

 

решений

действий

 (

бездействия

органов

 

государ

-

ственной

 

власти

органов

 

местного

 

самоуправления

должностных

 

лиц

государственных

 

и

 

муниципаль

-

ных

  

служащих

 

 
При оспаривании решений, действий (бездействия)  органов 

государственной  власти,  органов  местного  самоуправления, 
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих 
лицами, имеющими право на обращение в суд, являются: 


background image

 

127

гражданин,  организация,  если  считают,  что  нарушены  их 

права и свободы.  

Гражданин (организация) вправе обратиться непосредствен-

но в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган го-
сударственной  власти,  орган  местного  самоуправления,  к  долж-
ностному  лицу,  государственному  или  муниципальному  служа-
щему. Это означает, что, как и в предыдущей главе, досудебный 
порядок урегулирования спора не является обязательным. В лю-
бом случае, выбор остается за гражданином (организацией). 

При  подаче  заявления  должны  быть  соблюдены  правила  о 

подсудности, установленные ст. ст. 24 – 27 ГПК РФ. Кроме того, 
если  заявителем  является  гражданин,  то  оно  может  быть  подано 
либо  в  суд  по  месту  его  жительства,  либо  по  месту  нахождения 
органа государственной власти, органа местного самоуправления, 
должностного  лица,  государственного  или  муниципального  слу-
жащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. 

Особо ГПК РФ регулируется случай, когда обжалуется отказ 

в разрешении на  выезд из РФ в  связи с  тем, что заявитель осве-
домлен  о  сведениях,  составляющих  государственную  тайну.  Та-
кой  отказ  оспаривается  в  соответствующем  верховном  суде  рес-
публики,  краевом,  областном  суде,  суде  города  федерального 
значения, суде автономной области, суде автономного округа по 
месту  принятия  решения  об  оставлении  просьбы  о  выезде  без 
удовлетворения.  А  заявление  военнослужащего,  оспаривающего 
решение, действие (бездействие) органа военного управления или 
командира  (начальника)  воинской  части – подается  только  в  во-
енный суд. 

Если  в  предыдущей  главе  подача  заявления  не  приостанав-

ливала действие нормативного правового акта и таким правом не 
обладал суд, то по заявлениям, указанным в настоящей главе, суд 
вправе приостановить действие оспариваемого решения до всту-
пления в законную силу решения суда. 

ГПК  РФ  предусматривает,  что  заинтересованными  лицами 

могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) органов 
государственной  власти,  органов  местного  самоуправления, 
должностных  лиц,  государственных  или  муниципальных  служа-
щих,  принятые  как  коллегиально,  так  и  единолично.  Однако  в 
любом случае в результате данных решений, действий (бездейст-


background image

 

128

вий) должны быть: 

нарушены права и свободы гражданина; 
созданы  препятствия  к  осуществлению  гражданином  его 

прав и свобод; 

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность 

или он незаконно привлечен к ответственности. 

Для  обращения  гражданина  в  суд  с  заявлением  установлен 

определенный  срок – в  течение  трех  месяцев  со  дня,  когда  ему 
стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск указан-
ного срока не является для суда основанием для отказа в приня-
тии  заявления,  но  вот  причины  пропуска  могут  явиться  основа-
нием  для  отказа  в  удовлетворении  заявления.  Причины  обяза-
тельно  выясняются  судом  в  предварительном  судебном  заседа-
нии (судебном заседании). 

Заявление должно быть рассмотрено судом в течение десяти 

дней. 

Заявление рассматривается с участием гражданина, руково-

дителя  (представителя)  органа  государственной  власти,  органа 
местного самоуправления, должностного лица, государственного 
или  муниципального  служащего,  решения,  действия  (бездейст-
вие) которых оспариваются. Однако неявка в судебное заседание 
кого-либо  из  вышеуказанных  лиц,  надлежащим  образом  изве-
щенных о времени и месте судебного заседания, не является пре-
пятствием к рассмотрению заявления. 

Результатом  рассмотрения  заявления  по  существу  может 

быть  только  решение.

 

При  признании  заявления  обоснованным, 

суд принимает решение об обязанности соответствующего органа 
государственной власти, органа местного самоуправления, долж-
ностного  лица,  государственного или  муниципального  служаще-
го  устранить  в  полном  объеме  допущенное  нарушение  прав  и 
свобод гражданина или препятствие к осуществлению граждани-
ном его прав и свобод. При установлении, что оспариваемое ре-
шение  или  действие  принято  либо  совершено  в  соответствии  с 
законом в пределах полномочий органа государственной власти, 
органа местного самоуправления, должностного лица, государст-
венного  или  муниципального  служащего  и  права  либо  свободы 
гражданина не были нарушены, суд отказывает в удовлетворении 
заявления. 


background image

 

129

В  течение  трех  дней  со  дня  вступления  решения  суда  в  за-

конную  силу  оно  направляется  для  устранения  допущенного  на-
рушения закона либо: 

руководителю органа государственной власти, органа мест-

ного  самоуправления,  должностному  лицу,  государственному 
или  муниципальному  служащему,  решения,  действия  (бездейст-
вие) которых были оспорены,  

в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должност-

ному лицу, государственному или муниципальному служащему. 

Решения  по  данной  категории  дел  исполняются  по  прави-

лам,  установленным  для  решений  суда,  обязывающих  ответчика 
совершить определенные действия. При этом в суд и гражданину 
должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее 
чем в течение месяца со дня получения решения.  

 
Глава

 25. 

Производство

 

по

 

делам

 

о

 

защите

                     

избирательных

 

прав

 

и

 

права

 

на

 

участие

 

в

                              

референдуме

 

граждан

 

Российской

 

Федерации

 

 
Правом на обращение в суд с заявлениями о защите избира-

тельных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-
ской Федерации обладают: 

избиратели, кандидаты, их доверенные лица,  
избирательные объединения, избирательные блоки, их дове-

ренные лица,  

политические партии, их региональные отделения,  
иные общественные объединения, инициативные группы по 

проведению референдума,  

наблюдатели,  
прокурор.  
При этом все  перечисленные  лица должны считать, что ре-

шениями или действиями (бездействием) органа государственной 
власти, органа местного самоуправления, общественных объеди-
нений,  избирательной  комиссии,  комиссии  референдума,  долж-
ностного лица нарушаются их избирательные права или право на 
участие в референдуме.  

При  подаче  заявления  должны  быть  соблюдены    правила  о 

подсудности, установленные ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ, а также 


background image

 

130

правила  иных  федеральных  законов,  например,  Закона  РФ  «Об 
основных гарантиях избирательных прав». 

Правом на обращение в суд обладают также: 
центральная  избирательная  комиссия  РФ,  избирательные  ко-

миссии  субъектов  РФ,  избирательные  комиссии  муниципальных 
образований,  окружные,  территориальные  и  участковые  избира-
тельные комиссии, соответствующие комиссии референдума. 

Они вправе обратиться с заявлением в суд в связи с наруше-

нием избирательного законодательства, законодательства о рефе-
рендуме  органом  государственной  власти,  органом  местного  са-
моуправления,  должностными  лицами,  кандидатом,  избиратель-
ным объединением, избирательным блоком, политической парти-
ей,  ее  региональным  отделением,  а  также  иным  общественным 
объединением,  инициативной  группой  по  проведению  референ-
дума, избирательной комиссией, комиссией референдума. 

Для  обращения  в  суд  с  заявлениями  по  данной  категории 

дел установлены определенные сроки:  

1) в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало из-

вестно  или  должно  было  стать  известно  о  нарушении  избира-
тельного законодательства, законодательства о референдуме либо 
избирательных  прав  или  права  на  участие  в  референдуме  заяви-
теля; 

2) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, 

комиссии  референдума  о  регистрации,  об  отказе  в  регистрации 
кандидата  (списка  кандидатов),  инициативной  группы  по  прове-
дению  референдума,  об  отмене  регистрации  кандидата  (списка 
кандидатов) – в  течение  десяти  дней  со  дня  принятия  избира-
тельной  комиссией,  комиссией  референдума  соответствующего 
решения; 

3)  заявление  избирательной  комиссии,  зарегистрировавшей 

кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистри-
рованного  по  тому  же  избирательному  округу,  избирательного 
объединения, избирательного блока, списки которых зарегистри-
рованы  по  тому  же  избирательному  округу,  об  отмене  регистра-
ции  кандидата  (списка  кандидатов) – не  позднее  чем  за  восемь 
дней до дня голосования; 

4)  после  опубликования  результатов  выборов,  референдума 

заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права