Файл: Информация для студентов по психиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.01.2020

Просмотров: 307

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тесты есть в учебнике эл. Библиотеки (Консультант студента)

Практические занятия по психиатрии и мед психологии

п/п


Наименование раздела /темы дисциплины

Содержание



1.

Общие вопросы психиатрии


1.1

Биологические основы и психологические основы поведения человека. Личность здоровая и патологическая

Главы 1, 2,3

1.2.

Организация психиатрической помощи в РФ. Правовые, этические, основы в психопатологии.

Главы 4,5

1.3.

Психиатрическое обследование.

Общая семиотика психических расстройств.

Гл.6, 7

1.4

Расстройства ощущений и восприятия.

Гл. 8

1.5

Расстройства мышления. Мнестические расстройства.

Гл. 9, 10

1.6

Нарушения интеллекта.

Гл. 11

1.7

Расстройства эмоционально-волевой сферы и двигательной сферы.

Гл. 12, 13

1.8

Расстройства внимания и нарушения сознания

Пароксизмальные расстройства.

Гл. 14,15

1.9

Соматические расстройства и нарушения физиологических функций как проявление психической патологии.

Гл.16

1.10

Терапия психических расстройств. Основные принципы профилактики и реабилитации.

Гл.17

2

Частная психиатрия


2.1

Классификация психических расстройств Органические, экзогенные и соматогенные психические расстройства.

Гл. 18, 19

2.2

Расстройства, вследствие употребления алкоголя

Гл. 21рецепты: феназепам, нитразепам, фенобарбитал, карбамазепин, трисоль, фуросемид, фенибутпантогамгептрал, 

2.3

Расстройства, вследствие употребления других психоактивных веществ

Гл. 21рецепты: натрия тиосульфата, унитиол, диазепам, натрия оксибутират, зопиклон, финлепсин, дисоль, энцефабол берлитион, сульпирид 


2.4

Шизофрения и сходные с ней расстройства.

Аффективные психозы.

Гл. 22, 23. Рецепты: клозапин, галоперидол, трифлуоперазин, модитен депо*, галоперидол деканоат*, клопиксол депо*, циклодол, амитриптилин, флуоксетин, сертралин

2.5

Расстройства связанные с эмоциональным стрессом.

Гл. 24 Рецепты: пароксетин, адеметионин, тразодон; фенибут, семакс, пиритинол; алпразолам; сульпирид, неулептил

2.6

Расстройства личности и поведения у взрослых.

Гл. 25 Рецепты: карбамазепин, стрезам, ламотриджин, топирамат; флуоксетин, агомелатин, тразодон; пирацетам, пиритинол

2.7

Умственная отсталость (олигофрения).

Особенности психических расстройств в детском и подростковом возрасте.

Гл. 26, 27 Рецепты: семакс, пикамилонпантогам,,фенибут, глутаминовая и янтарная кислоты, актовегин, церебролизин, кортексин, фенотропил;



2.8

Эпилепсия.

Неотложные состояния в психиатрии.

Гл. 20, 28 Рецепты: азалептинзипрекса, зидис, торендо ку-таб; рисперидон, реланиум; маннитол, топамакс, депакин, ламотриджин, кеппра

3.

Специальные вопросы медицинской психологии


3.1

Потребности участников лечебного процесса. Причины неудовлетворенности

Внутренняя картина болезни. Психосоматические расстройства

Гл. 29, 30 Рецепты: лоразепам, алпразолам, левомепромазин, кветиалин, хлорпротиксен, диазепам, миансерин, миртазапин, спитомин, лирика

3.2

Психологически сложные ситуации в медицине

Гл. 31

Итоговые рецепты и тестирование.


Итого часов









Психиатрия и мед психология: информацию взять из электронной библиотеки (консультант студента). Доступ с компьютеров ИАТЭ.

Основная литература

  1. Психиатрия и медицинская психология: учебник / И. И. Иванец и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 896 с. : ил.

Дополнительная литература.

  1. Клиническая психология: учебник. Сидоров П.И., Парняков А.В. 3-е изд., испр. и доп. 2010. - 880 с.: ил.

  2. Наркология: учебное пособие. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. 2011. - 240 с.

  3. Психология: учебник / И.В. Островская. - 2-е изд., испр. 2013. - 480 с.: ил.




Схема истории болезни психически больного

Титульный лист (стандартное оформление)


I. Общие сведения

Фамилия, имя, отчество (не указывать настоящие).

Возраст

Домашний адрес: указать населенный пункт

Место работы:

Профессия, выполняемая работа или должность

6. Дата поступления в клинику

II. Жалобы

Описываются жалобы больного при поступлении в клинику, жалобы в настоящее время. Если больной не предъявляет жалоб, то те жалобы, которые предъявляют окружающие больного.

III. Наследственность

Родословная (схему изобразить в 3-х поколениях )

легенда

I1 -Мать – 43 года, соматически здорова, вспыльчива,….

I2 -Отец умер в возрасте 38 лет от инсульта, злоупотреблял алкоголем. Был спокойным, общительным,….

II1 - Старшая сестра – 24 года, работает продавцом. Спокойная, общительная.

Психическая патология в семье отрицается , или, прослеживается семейное накопление …..

Сведения о родственниках (дед, бабка, отец, мать, братья, сестры, дети) составляются на каждого члена семьи отдельно по линии отца и матери, отмечается здоровье соматическое и психическое, дается характеристика личности - особенности интеллекта и характера. Выясняется, не было ли психических заболеваний, сифилиса, алкоголизма, самоубийств, странностей в поведении.

Генеалогический анализ: тип наследования — полигенный или моногенный, генетический риск для потомства пробанда –......

IV. Анамнез жизни

1. Младенчество, детство.

Место рождения, каким ребенком родился по счету, возраст отца и матери в это время. Течение беременности, болезни матери в этот период (травмы, инфекции, интоксикации). Роды (отмечается патология - наложение щипцов, вакуум-экстрактора, интоксикации, родовые травмы). Характер вскармливания. Развитие в раннем детстве, различные варианты его задержки. Заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте.

2. Дошкольный возраст.

Особенности поведения и характера (послушание, непоседливость и др.). Капризы, ночные страхи, недержание мочи, судороги, припадки, заикание.

3. Школьный возраст.

Со скольких лет начал учиться в школе, успеваемость, любимые предметы. Затруднения в обучении (не оставался ли на второй год). Взаимоотношения с товарищами, учителями, родителями. Участие в общественной жизни класса, школы. Отдых, его характер, продолжительность; интересы, увлечения. Занятие физкультурой, спортом.


4. Период полового созревания.

Особенности периода полового созревания. Своеобразие характера (робость, грубость, эгоизм и др.). Отношение к другому полу. У женщин - время появления менструаций, их регулярность, болезненность, продолжительность, сопутствующие явления, в частности, изменения настроения и др.

5. Юношеский и зрелый возраст.

Поведение и характер (застенчивость, самоуверенность, развязность и др.). Стиль поведения, одежды, манеры. С каких лет начал трудовую жизнь, профессия и условия труда. Обстановка на работе, отношение к труду, контакт с коллективом, конфликты на работе, реакции на конфликты. Как справлялся со своими обязанностями (активность, инициатива, утомляемость). Общественная деятельность.

Вредные привычки: курение - с каких лет. Употребление спиртных напитков, наркотиков, с каких лет, вид, дозы, продолжительность, осложнения, в частности, психические нарушения.

Перенесенные заболевания (травмы, инфекции, интоксикации), их лечение и последствия.

Семейная жизнь, домашняя обстановка, взаимоотношения между членами семьи, vita sexualis (активность, отклонения - аберрации, перверзии).

6. Социально-бытовые условия в настоящее время: Экономика семьи. Жилищные условия. Одежда, обувь. Питание: характер и полноценность пищи, регулярность ее приема, употребление большого количества жидкости, крепкого чая, кофе. Отдых, времяпрепровождение, его особенности.

V. История заболевания

При беседе с больным и его родственниками выясняются подробности начала заболевания, возраст больного на тот момент, первые признаки: головные боли (характер и локализация), нарушение сна (бессонница, сонливость, извращение формулы сна), аппетита, дисфункции соматической системы (сердечнососудистой, желудочно-кишечной), повышенная утомляемость, раздражительность, ощущение перемены в себе и окружающем, немотивированные колебания настроения, диффузные страхи, растерянность, изменение взаимоотношений с окружающими, снижение работоспособности, неадекватные поступки и др. Выясняется, обращался ли больной в этот период к врачу, какое лечение было назначено, его результаты.

Затем освещаются симптомы выраженного заболевания: выясняются время появления и характер психотических симптомов: галлюцинаций, бредовых идей, эмоциональных расстройств (депрессии, мании, апатии, амбивалентности и др.), расстройства поведения (неадекватность, абулия, кататонические симптомы и т.д.). Наличие и характер суицидальных тенденций.

Описывается течение заболевания: были ли обострения и рецидивы (если были, то в чем проявлялись, где и какое лечение проводилось), выясняется характер и уровень ремиссий, выраженность и симптомы психического дефекта.

Выявляются симптомы болезни, послужившей причиной направления в стационар больного. Проявления болезни в стационаре.


История развития заболевания должна быть описана до момента начала курации.

VI. Настоящее состояние больного

1. Соматическое.

Телосложение, рост, питание, кожные и слизистые покровы. Костно-мышечная система, железы.

Сердечнососудистая система: пульс на лучевой артерии, кровяное давление. Перкуссия сердца: границы относительной тупости сердца. Аускультация сердца: основные I и II тоны сердца, их громкость; шумы: локализация, отношение к фазам сердечного цикла, громкость.

Система органов дыхания: тип, ритм и частота дыхания. Перкуссия - границы легких, характер перкуторного звука. Аускультация: характер дыхательных шумов; хрипы, крепитация, шум трения плевры.

Система пищеварения: аппетит, запах изо рта, слюнотечение, тошнота, рвота. Деятельность кишечника (стул) .

Губы, зубы, десны, язык. Зев, миндалины, глотка. Осмотр живота, его участие в дыхании: Видимое увеличение печени и желчного пузыря, определение верхней границы печени.

Мочевыделительная система, болезненность в области почек и мочевого пузыря, характер мочеиспускания.

Эндокринная система

Внешний вид соответствует полу и возрасту. Ожирение 1-4 ст, кахексия. Имеются ли эндокринологические синдромы. Щитовидная железа не увеличена, перешеек пальпируется.

2. Нервная система:

1) Высшие мозговые функции: афазии, апраксии, и т. д.

2) Состояние черепно-мозговых нервов.

3) Чувствительность: сохранена, анестезия, гипестезия, гиперестезия, область этих расстройств.

4) Двигательная сфера:

Рефлексы: сухожильные, надкостничные, поверхностные (брюшные, кремастерные). Сила, тонус, атрофии. Патологические рефлексы.

5) Координаторная сфера: выполнение координаторных проб, проба Ромберга, динамическая, статическая атаксия, дизартрия, дисграфия, дисметрия,

6) Менингеальные симптомы: ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и др.

7) вегетативные нарушения. Вазомоторные расстройства, дермографизм, нервные отеки. Потоотделение, слюноотделение. Трофические расстройства.

Психическое состояние

Оцениваем состояние аффекта.

Лицо - выразительное, амимичное; выражение - тоскливое, безразличное, тупое и т.д. Мимика - живая, бедная; внешний вид: аккуратен, небрежен в одежде, неряшлив, не следит за собой, не причесан; неопрятен, грязен, обслуживается персоналом. Жесты - размашистые, свободные, скованные.

Контакт с больным - контактен, многоречив; избирательно вступает в контакт, контакт устанавливается с трудом, контакт формальный, на вопросы отвечает односложно; недоступен контакту.

Отношение к врачу - доверчив, откровенен, скрытен, диссимулирует, аггравирует.

Сознание - ориентировка во времени, окружающей обстановке и своей личности. Расстройства сознания: растерянность, оглушенность, онейроид, делирий, аменция, сумеречное состояние и др.

Критика своего состояния: имеется, формальная, частичная, полностью отсутствует.


Расстройства восприятия: иллюзии (зрительные, слуховые и др.), фотопсии, акоазмы; сенестопатии; галлюцинации (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т.д.); псевдогаллюцинации (слуховые, зрительные), синдром Кандинского-Клерамбо (звучащие мысли, передача мыслей на расстоянии, открытость мыслей, чтение и отнятие мыслей). Необходимо также отметить аффективную и моторную реакцию больного на имеющиеся у него расстройства восприятий (вербальные, комментирующие, императивные).

Расстройства интеллекта: слабоумие врожденное (степени дебильности, имбецильности, идиотии) или приобретенное (лакунарное, глобарное).

Нарушения памяти: гипермнезия, гипомнезия, амнезия, парамнезия (псевдореминисценции, конфабуляции). Корсаковский синдром.

Расстройства мышления: в течении представлений - порхающее, замедленное, обстоятельное, разорванное и т.д.; по содержанию - навязчивые, сверхценные, бредовые (толкования, преследования, отношения, значения самообвинения, ипохондрические и др.) идеи.

Расстройства эмоций: депрессивное, маниакальное состояние, апатия, эйфория, дисфория, эмоциональная лабильность, раздражительная слабость, слабодушие и др.

Волевые расстройства: гипербулия, гипобулия, абулия, парабулия - кататонические симптомы - ступор, возбуждение, манерность, негативизм, эхолалия, эхопраксия и др.

Поведение - правильное, соответствующее болезненным переживаниям, неадекватное, асоциальное; нарушение взаимоотношений с окружающими, несоблюдение режима, участие в жизни отделения, работа в трудотерапевтических мастерских, проведение досуга.

Нарушение внимания: истощаемость, отвлекаемость, рассеянность, патологическая прикованность.

Расстройства влечений: пищевого - повышение, снижение аппетита, отказ от пищи, извращение - поедание несъедобного; самосохранения - самоистязание, самоуродование, самоубийство (тенденции, попытки); полового - гиперэротизм, гипоэротизм, перверзии в акте или объекте.

Трудоспособность: сохранена, нарушена.

Особенности сна: бессонница, сонливость, агрипния.

VII. Параклинические методы исследования

Лабораторные данные: общие анализы крови, мочи; биохимические - сахар крови (сахарная кривая), холестерин крови. Протромбиновый индекс. Исследование спинномозговой жидкости.

Нейровизуализация: МРТ, СКТ, Рентгенологическое исследование .

Исследование глазного дна.

Электрофизиологические методы исследования: электроэнцефалография, эхоэнцефалоскопия; электрокардиография.

Психологические: запоминание 6 цифр. Пересказ литературного отрывка, исключение предметов и понятий, задачи на обобщение, различие, переносный смысл пословиц; ассоциативный эксперимент, корректурная проба. Проба почерка.

VIII. Установление синдромов по данным клинического обследования

Из признаков, выявленных при опросе больного и его родственников, а также при наблюдении больного в стационаре или амбулатории, выделяется ведущий синдром, характеризующий патогенетические особенности заболевания и служащий основанием для построения диагноза.