ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5261
Скачиваний: 66
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человечество переживает эпоху активной трансформации,
обусловленной развитием информационных технологий, и вступает в «цифровую»
эпоху. Это связано с большим количеством преобразований не только в сфере про-
мышленности и технологий, но и коренной перестройкой социальной сферы, си-
стемы коммуникаций в обществе. Развитие и распространение информационных
технологий позволяет упростить многие вещи, сделать информацию и услуги бо-
лее доступными. Но вместе с тем значение информации в жизни человека резко
возрастает, и это влечет за собой различные риски. Практически любая информа-
ция о человеке может быть доступна тем или иным лицам, большие массивы ин-
формации могут обрабатываться, анализироваться и быть использованы не только
во благо человека. В связи с этим необходимо оценить, осмыслить новые склады-
вающиеся в информационном обществе отношения и обеспечить их надлежащую
правовую регламентацию.
В учебном пособии рассмотрены основные понятия, теоретические положе-
ния, необходимые для освоения информационного права, а также общие положе-
ния законодательства, составляющего основу отрасли. Информационное право ха-
рактеризуется высокой скоростью развития, изменения. В связи с этим в учебном
пособии большее внимание уделяется исходным, базовым положениям, успешное
освоение которых позволит обучающимся в дальнейшем самостоятельно работать
с нормативно-правовыми актами, их правильно применять.
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-
граммы и специальное выделение важной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает внимание. Здесь выделена важная информа-
ция, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться
с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Соглашения, принятые в книге
7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведе-
ния или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чита-
телю лучше понять основные идеи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести прак-
тический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в тео-
ретическом материале.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
И ПРАВО
Роль информации в развитии современного общества трудно переоценить. Оче-
видно, что в современных условиях информация становится ключевым фактором
развития общества. Роль и значение информации, технологий работы с ней в жизни
общества и собственно феномен «информационного общества» изучают в рамках
различных наук — истории, социологии, экономики, инженерных наук. Авторитет-
ными в данной области считаются такие известные ученые, как американский со-
циолог Д. Белл, И. Масуде (Япония), М. Маклюэн (Канада), Э. Тоффлер и П. Друкер
(США). Проблемами информационного общества также занимаются и российские
ученые — в их числе А. И. Ракитов, Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин и т. д.
Еще в 60-х годах ХХ века внимание исследователей привлекли кардинальные
изменения в технологиях сбора, хранения, обработки, а также доступности ин-
формации — «информационные революции» и их значение для общества. К числу
наиболее значимых информационных революций можно отнести:
• возникновение письменности, позволившее фиксировать информацию;
• распространение массового книгопечатания в средние века, создавшего
возможность доступа к знаниям значительной части населения;
• изобретение способов использования электричества для массовой передачи
информации на большие расстояния по каналам связи (телеграф, телефон,
радио, а позднее и телевидение);
• создание компьютерной техники, наполнение и использование баз данных
и знаний; использование локальных и глобальных компьютерных сетей.
В целом развитие общества принято характеризовать тремя эпохами (стадия-
ми) — аграрной, индустриальной и постиндустриальной (информационной). Пост-
индустриальное общество принято рассматривать как информационное, основан-
ное на телекоммуникациях, в котором знание и информация приобретают товар-
ный статус и особое внимание уделяется развитию производства услуг, связанных
9
со здравоохранением, образованием, научными исследованиями и управлением со-
циальными институтами.
По мнению А. И. Ракитова, переход к информационному обществу означает по-
стоянный рост удельного веса знаний, которые превратятся в важнейший продукт
социальной деятельности. Информационное общество должно обеспечить право-
вые и социальные гарантии каждому гражданину на получение всей необходимой
ему информации. Представляют интерес выделенные А. И. Ракитовым основные
критерии будущего общества — количество и качество имеющейся информации,
высокая эффективность ее переработки и трансляции. Информационный сектор
экономики постиндустриального общества должен выйти на первые позиции по
числу занятых в нем работников. Общество можно назвать информационным, если:
а) любой его гражданин, группа граждан или организация в любое время
и в любой точке страны могут получить (бесплатно или за определенную
плату) на основе автоматизированного доступа и систем связи любую ин-
формацию, необходимую для решения их социально значимых или личных
задач;
б) в нем активно создаются и функционируют современные информационные
технологии, доступные любому индивиду, группе лиц или организации;
в) в нем имеются развитые инфраструктуры, ответственные за создание в необ-
ходимом объеме национальных информационных ресурсов;
г) в нем происходят качественные изменения всех социальных структур с уче-
том расширения сферы информационной деятельности и услуг.
Особое внимание при исследовании информационного общества уделяется во-
просам информационной безопасности как государства, так и личности. Создание
информационного общества обуславливает необходимость построения реальной
и эффективной правовой системы, которая сможет обеспечивать права граждан
и социальных институтов на свободное получение, распространение и использо-
вание информации.
В условиях глобализации и возрастания значения информации, ее доступно-
сти и возможностей ее использования для обеспечения стабильности российского
государства большое значение приобретает государственная политика в сфере со-
действия развитию информационного общества.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные положения государственной политики находят отраже-
ния в программно-целевых документах, к числу которых можно
отнести международные соглашения, ратифицированные Россий-
ской Федерацией, Доктрину информационной безопасности Рос-
сийской Федерации, Стратегию развития информационного обще-
ства в Российской Федерации, Государственную программу «Ин-
формационное общество» (2011–2020 гг.) и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Россий-
ской Федерации целью формирования и развития информационного общества яв-
ляется повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности
10
Глава 1. Информационное общество и право
России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной
сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления
на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной
цели, относятся:
• формирование современной информационной и телекоммуникационной ин-
фраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспе-
чение высокого уровня доступности для населения информации и техно-
логий;
• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социаль-
ной защиты населения на основе развития и использования информацион-
ных и телекоммуникационных технологий;
• совершенствование системы государственных гарантий конституционных
прав человека и гражданина в информационной сфере;
• развитие экономики Российской Федерации на основе использования ин-
формационных и телекоммуникационных технологий;
• повышение эффективности государственного управления и местного само-
управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами
государственной власти, качества и оперативности предоставления госу-
дарственных услуг;
• развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных
кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации,
укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном
сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
• противодействие использованию потенциала информационных и телеком-
муникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на
следующих принципах:
• партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
• свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
• поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере ин-
формационных и телекоммуникационных технологий;
• содействие развитию международного сотрудничества в сфере информаци-
онных и телекоммуникационных технологий;
• обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Непосредственное участие в достижении поставленных целей принимает го-
сударство, которое для решения поставленных задач предпринимает следующие
меры:
• разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного об-
щества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом
и гражданским обществом;