Файл: Информационное право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5261

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человечество переживает эпоху активной трансформации,

обусловленной развитием информационных технологий, и вступает в «цифровую»
эпоху. Это связано с большим количеством преобразований не только в сфере про-
мышленности и технологий, но и коренной перестройкой социальной сферы, си-
стемы коммуникаций в обществе. Развитие и распространение информационных
технологий позволяет упростить многие вещи, сделать информацию и услуги бо-
лее доступными. Но вместе с тем значение информации в жизни человека резко
возрастает, и это влечет за собой различные риски. Практически любая информа-
ция о человеке может быть доступна тем или иным лицам, большие массивы ин-
формации могут обрабатываться, анализироваться и быть использованы не только
во благо человека. В связи с этим необходимо оценить, осмыслить новые склады-
вающиеся в информационном обществе отношения и обеспечить их надлежащую
правовую регламентацию.

В учебном пособии рассмотрены основные понятия, теоретические положе-

ния, необходимые для освоения информационного права, а также общие положе-
ния законодательства, составляющего основу отрасли. Информационное право ха-
рактеризуется высокой скоростью развития, изменения. В связи с этим в учебном
пособии большее внимание уделяется исходным, базовым положениям, успешное
освоение которых позволит обучающимся в дальнейшем самостоятельно работать
с нормативно-правовыми актами, их правильно применять.

Соглашения, принятые в книге

Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-

граммы и специальное выделение важной информации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает внимание. Здесь выделена важная информа-
ция, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться
с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

Соглашения, принятые в книге

7

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведе-
ния или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чита-
телю лучше понять основные идеи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести прак-

тический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в тео-
ретическом материале.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

Глава 1

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

И ПРАВО

Роль информации в развитии современного общества трудно переоценить. Оче-

видно, что в современных условиях информация становится ключевым фактором
развития общества. Роль и значение информации, технологий работы с ней в жизни
общества и собственно феномен «информационного общества» изучают в рамках
различных наук — истории, социологии, экономики, инженерных наук. Авторитет-
ными в данной области считаются такие известные ученые, как американский со-
циолог Д. Белл, И. Масуде (Япония), М. Маклюэн (Канада), Э. Тоффлер и П. Друкер
(США). Проблемами информационного общества также занимаются и российские
ученые — в их числе А. И. Ракитов, Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин и т. д.

Еще в 60-х годах ХХ века внимание исследователей привлекли кардинальные

изменения в технологиях сбора, хранения, обработки, а также доступности ин-
формации — «информационные революции» и их значение для общества. К числу
наиболее значимых информационных революций можно отнести:

• возникновение письменности, позволившее фиксировать информацию;

• распространение массового книгопечатания в средние века, создавшего

возможность доступа к знаниям значительной части населения;

• изобретение способов использования электричества для массовой передачи

информации на большие расстояния по каналам связи (телеграф, телефон,
радио, а позднее и телевидение);

• создание компьютерной техники, наполнение и использование баз данных

и знаний; использование локальных и глобальных компьютерных сетей.

В целом развитие общества принято характеризовать тремя эпохами (стадия-

ми) — аграрной, индустриальной и постиндустриальной (информационной). Пост-
индустриальное общество принято рассматривать как информационное, основан-
ное на телекоммуникациях, в котором знание и информация приобретают товар-
ный статус и особое внимание уделяется развитию производства услуг, связанных


background image

9

со здравоохранением, образованием, научными исследованиями и управлением со-
циальными институтами.

По мнению А. И. Ракитова, переход к информационному обществу означает по-

стоянный рост удельного веса знаний, которые превратятся в важнейший продукт
социальной деятельности. Информационное общество должно обеспечить право-
вые и социальные гарантии каждому гражданину на получение всей необходимой
ему информации. Представляют интерес выделенные А. И. Ракитовым основные
критерии будущего общества — количество и качество имеющейся информации,
высокая эффективность ее переработки и трансляции. Информационный сектор
экономики постиндустриального общества должен выйти на первые позиции по
числу занятых в нем работников. Общество можно назвать информационным, если:

а) любой его гражданин, группа граждан или организация в любое время

и в любой точке страны могут получить (бесплатно или за определенную
плату) на основе автоматизированного доступа и систем связи любую ин-
формацию, необходимую для решения их социально значимых или личных
задач;

б) в нем активно создаются и функционируют современные информационные

технологии, доступные любому индивиду, группе лиц или организации;

в) в нем имеются развитые инфраструктуры, ответственные за создание в необ-

ходимом объеме национальных информационных ресурсов;

г) в нем происходят качественные изменения всех социальных структур с уче-

том расширения сферы информационной деятельности и услуг.

Особое внимание при исследовании информационного общества уделяется во-

просам информационной безопасности как государства, так и личности. Создание
информационного общества обуславливает необходимость построения реальной
и эффективной правовой системы, которая сможет обеспечивать права граждан
и социальных институтов на свободное получение, распространение и использо-
вание информации.

В условиях глобализации и возрастания значения информации, ее доступно-

сти и возможностей ее использования для обеспечения стабильности российского
государства большое значение приобретает государственная политика в сфере со-
действия развитию информационного общества.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные положения государственной политики находят отраже-
ния в программно-целевых документах, к числу которых можно
отнести международные соглашения, ратифицированные Россий-
ской Федерацией, Доктрину информационной безопасности Рос-
сийской Федерации, Стратегию развития информационного обще-
ства в Российской Федерации, Государственную программу «Ин-
формационное общество» (2011–2020 гг.) и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Россий-

ской Федерации целью формирования и развития информационного общества яв-
ляется повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности


background image

10

Глава 1. Информационное общество и право

России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной
сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления
на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной

цели, относятся:

• формирование современной информационной и телекоммуникационной ин-

фраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспе-
чение высокого уровня доступности для населения информации и техно-
логий;

• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социаль-

ной защиты населения на основе развития и использования информацион-
ных и телекоммуникационных технологий;

• совершенствование системы государственных гарантий конституционных

прав человека и гражданина в информационной сфере;

• развитие экономики Российской Федерации на основе использования ин-

формационных и телекоммуникационных технологий;

• повышение эффективности государственного управления и местного само-

управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами
государственной власти, качества и оперативности предоставления госу-
дарственных услуг;

• развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных

кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации,

укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном
сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

• противодействие использованию потенциала информационных и телеком-

муникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на

следующих принципах:

• партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

• свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

• поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере ин-

формационных и телекоммуникационных технологий;

• содействие развитию международного сотрудничества в сфере информаци-

онных и телекоммуникационных технологий;

• обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Непосредственное участие в достижении поставленных целей принимает го-

сударство, которое для решения поставленных задач предпринимает следующие
меры:

• разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного об-

щества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом
и гражданским обществом;