Файл: Информационное право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5265

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 3

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

3.1 Предмет, метод и система информационного
права

Информационное право как отдельная отрасль права ставит своей задачей ре-

гулирование особой однородной группы общественных отношений, которые назы-
ваются информационными отношениями. Главное, что характерно для обществен-
ных отношений в информационной сфере, — то, что они возникают, развиваются
и прекращаются при обращении информации в информационной сфере в резуль-
тате осуществления информационных процессов с учетом особенностей и свойств
информации, проявляющихся в системе права.

Анализ информационных отношений позволяет выделить их основные особен-

ности:

• они возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при

обращении информации;

• опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты

информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной
сфере;

• отражают особенности применения различных методов правового регули-

рования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом спе-
цифических особенностей и юридических свойств информации и инфор-
мационных объектов.


background image

3.2 Понятие информационного права

17

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основным предметом правового регулирования информационно-
го права выступают информационные отношения, т. е. обществен-
ные отношения в информационной сфере, возникающие при осу-
ществлении информационных процессов — процессов производ-
ства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи,
распространения и потребления информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под методом правового регулирования в информационном праве понимают-

ся способы воздействия отрасли информационного права на информационные от-
ношения. Методы правового регулирования во многом предопределяются харак-
тером регулируемых отношений. В рамках информационного права существует
комплексный механизм правового регулирования. Предметом данного механизма
является все многообразие информационных отношений, возникающих, изменяю-
щихся и прекращающихся в информационной сфере общества и ее подсистемах.

Традиционно выделяют два метода правового регулирования:

1) императивный — метод властных предписаний, основанный на запретах,

обязанностях, наказаниях;

2) диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на

дозволениях.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Для информационного права характерно сочетание императивных
и диспозитивных начал при регулировании информационных от-
ношений. В зависимости от характера информации и целей регу-
лирования в рамках конкретных отношений могут преобладать как
императивный, так и диспозитивный методы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Система информационного права является объективной, поскольку отражает

существующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрас-
ли. Структурно система информационного права подразделяется на две части —
Общую и Особенную.

3.2 Понятие информационного права

Само понятие информационного права появилось относительно недавно и трак-

туется учеными-юристами по-разному. К информационному праву, его содержа-
нию и структуре сегодня отношение также неоднозначное. Специалистов, иссле-
дующих эти проблемы, можно разделить на две группы.

Первая группа рассматривает информационное право в широком смысле слова

как науку, изучающую информационную сущность права вообще.

К информационному праву в узком смысле относят лишь такие нормы, кото-

рые регулируют информационные процессы, являющиеся самоцелью, т. е. когда
информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный
итог.


background image

18

Глава 3. Предмет и метод информационного права

Поскольку информационное право является сравнительно молодой, развиваю-

щейся отраслью права, то понятие информационного права, его содержание и ос-
новные институты только формируются.

3.3 Информационные права и свободы

Основу информационного права составляют информационные права и свобо-

ды. Обеспечение гарантий информационных прав и свобод можно считать основ-
ной целью этой отрасли права.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Информационные права и свободы были впервые отражены во
Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозгла-
шенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В даль-
нейшем положения, закрепляющие информационные права и сво-
боды, были развиты в Конвенции Совета Европы о защите прав
человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В российском законодательстве основной объем информационных прав и сво-

бод содержится в статье 29 Конституции РФ.

Статья 29: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,

производить и распространять информацию любым законным способом». Право
свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться
к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и орга-
низациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим ос-
новные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получения
у них запрашиваемой информации. Право передавать информацию означает право
свободного обмена информацией каждого с каждым. Право производить и распро-
странять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуаль-
ную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информа-
ции, а также на свободу широкого распространения произведенной информации
всеми законными способами.

Эти права могут быть ограничены только законом. Право на получение ин-

формации от государственных органов и органов местного самоуправления также
закреплено в ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют
право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об-
ращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Право на получение информации от государственных органов и органов мест-

ного самоуправления возлагает на эти структуры обязанность по подготовке и предо-
ставлению запрашиваемой информации, что и закреплено в ст. 24 Конституции РФ:
«2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их долж-
ностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с докумен-
тами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если
иное не предусмотрено законом». В Конституции РФ закрепляются свобода твор-


background image

3.3 Информационные права и свободы

19

чества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собствен-
ность, полученную в результате творчества:

• cтатья 29: «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова»;

• cтатья 44: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художествен-

ного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями куль-
туры, на доступ к культурным ценностям».

Также в порядке осуществления права на производство информации. Гарантия

свободы производства и распространения массовой информации устанавливается
в ст. 29: «5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Право на информацию может быть ограничено федеральным законом толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес-
печения обороноспособности страны и безопасности государства. Поэтому особое
внимание обращено в Конституции РФ на вопросы защиты государственной тайны
(ст. 29): «4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определя-
ется федеральным законом».

Защита личной тайны, конфиденциальность информации о личности или пер-

сональных данных устанавливаются следующими статьями Конституции РФ:

• статья 23: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,

личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каж-
дый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается
только на основании судебного решения». При этом прямо запрещается
кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на
то согласия;

• статья 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информа-

ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого

гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от
предоставленной ранее информации (ст. 29): «3. Никто не может быть принужден
к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической

информации (ст. 42): «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного
его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Прямо устанавливается ответственность за сокрытие такой информации (ст. 41):

«3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу
для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с фе-
деральным законом».

Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распростране-

ния вредной, опасной информации (ст. 29): «2. Не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную


background image

20

Глава 3. Предмет и метод информационного права

ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, националь-
ного, религиозного или языкового превосходства».

3.4 Принципы информационного права

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под принципами права понимаются основополагающие идеи, вы-
ражающие сущность, основные свойства и общую направлен-
ность регулирования как в пределах всей системы права, так
и в рамках отдельных отраслей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Принципы имеют большое значение для нормотворческой и правопримени-

тельной практики, помогают уяснить смысл конкретных правовых норм, опре-
деляют направления последующего развития законодательства. Толкование норм
информационного права также осуществляется в соответствии с принципами, осо-
бенно в тех случаях, когда в законодательстве существуют различного рода проти-
воречия и пробелы.

В системе российского права выделяют общеправовые, межотраслевые, отрас-

левые, внутриотраслевые принципы регулирования.

Так, восемь принципов информационного права закреплены в ст. 3 Федераль-

ного закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информа-
ции», которая устанавливает, что правовое регулирование отношений, возникаю-
щих в информационной сфере, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения ин-

формации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными

законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и орга-

нов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации,
кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании инфор-

мационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информа-

ционных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, ис-

пользования и распространения информации о частной жизни лица без его
согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-

либо преимуществ применения одних информационных технологий перед
другими, если только обязательность применения определенных информа-
ционных технологий для создания и эксплуатации государственных инфор-
мационных систем не установлена федеральными законами.