Файл: Информационное право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5262

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

• определяет контрольные значения показателей развития информационного

общества в Российской Федерации;

• обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правопри-

менительной практики в области использования информационных и теле-
коммуникационных технологий;

• создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, обра-

зования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких
информационных и телекоммуникационных технологий;

• обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления госу-

дарственных услуг организациям и гражданам на основе использования
информационных и телекоммуникационных технологий;

• создает условия для равного доступа граждан к информации;

• использует возможности информационных и телекоммуникационных тех-

нологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности госу-
дарства.

Меры по реализации решений поставленных задач будут рассматриваться в со-

ответствующих разделах.


background image

Глава 2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ, ПОНЯТИЕ

ИНФОРМАЦИИ

2.1 Определение категории «информация»

Информация является одним из основополагающих понятий современного ми-

ра. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что озна-
чает сообщение, разъяснение, изложение. Существует большое количество опре-
делений данного понятия. В информационном праве информацию следует опреде-
лять как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возникают
общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

Термин «информация» и связанные с ним термины сегодня широко применя-

ются и законодателем: в Федеральных законах «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации», «О средствах массовой информации», во
многих других актах.

Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, опре-

делена должным образом, классифицирована по видам. В рамках развития инфор-
мационного законодательства осуществляется конкретизация видов и форм инфор-
мации и информационных объектов при регулировании конкретных отношений
в информационной сфере. В юридической литературе предложены различные ва-
рианты классификации информации:

• по уровню доступа информацию подразделяют на открытую и информа-

цию ограниченного доступа (конфиденциальную или секретную);

• по виду информации ограниченного доступа различают государственную

тайну и конфиденциальную информацию;

• по роли в правовой системе информация разделяется на правовую и непра-

вовую.


background image

2.2 Юридические особенности и свойства информации

13

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой дея-

тельности и содержится в нормативных правовых актах. Ненормативная правовая
информация создается в порядке правоприменительной и правоохранительной де-
ятельности.

Неправовая информация создается не как результат правовой деятельности, но

обращается в соответствии с предписаниями правовых норм. Примером неправо-
вой информации может служить массовая информация.

2.2 Юридические особенности и свойства
информации

Традиционно выделяют следующие юридические особенности и свойства ин-

формации.

1. Физическая неотчуждаемость информации. При передаче информации от

одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура
отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее исполь-
зование и передаваться вместе с этими правами.

2. Обособляемость информации. Для включения в оборот информация всегда

овеществляется и вследствие этого обособляется от ее производителя, т. е.
существует отдельно и независимо от него. Благодаря данному свойству
информации возможна ее оборотоспособность, появляется возможность ее
передачи в такой форме от одного субъекта к другому.

3. Свойство информационной вещи. Это свойство возникает в силу того, что

информация передается и распространяется только на материальном носи-
теле или с помощью материального носителя, проявляется как «двуедин-
ство» информации (ее содержания) и носителя, на котором эта информация
(содержание) закреплено.

4. Тиражируемость (распространяемость) информации. Информация может

тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экзем-
пляров без изменения ее содержания. Таким образом, одна и та же ин-
формация (сведения) может принадлежать одновременно неограниченно-
му кругу лиц. Данное свойство определяет юридическую необходимость
закрепления объема прав по использованию информации лицами, облада-
ющими такой информацией (обладающими знаниями о содержании инфор-
мации).

5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте,

как правило, представляется в документированном виде, т. е. в форме до-
кумента. Такое свойство дает возможность юридически закреплять факт
«принадлежности» документа конкретному лицу, например закрепив его
соответствующей подписью в традиционном или в электронном виде. Дан-
ное свойство позволяет также относить к информационным вещам (ин-
формационным объектам) не только отдельные документы, но и сложные
информационные структуры.


background image

14

Глава 2. Государственная политика

в области информации, понятие информации

6. Свойство экземплярности информации. Это свойство заключается в том,

что информация распространяется, как правило, на материальном носи-
теле. Поэтому возможен учет экземпляров информации через учет носите-
лей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность
учитывать документированную информацию и тем самым связывать содер-
жательную сторону информации с ее «вещным» обрамлением, т. е. с отоб-
ражением на носителе, вводить понятие учитываемой копии документа,
а отсюда и механизма регистрации информации, в особенности учитывать
обращение оригиналов документов.

Указанные юридические особенности и свойства должны учитываться при пра-

вовом регулировании информационных отношений.

2.3 Цели и задачи государственной
информационной политики

Государственная информационная политика — регулирующая деятельность го-

сударственных органов, направленная на развитие информационной сферы обще-
ства, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы
или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отноше-
ний, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей
информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной,
новостной и т. п.

Такая расширительная трактовка информационной политики представляется

сегодня обоснованной, так как цифровизация информации и новейшие телекомму-
никационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между
различными секторами информационной индустрии.

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфе-

ре общества, современных методов ее государственного регулирования весьма ак-
туально для России, так как в этой области государство не полностью определи-
лось. Имеющиеся попытки написания концепций информационного пространства
лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не
столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами. Ис-
тория российского компьютерного рынка служит этому подтверждением. Анализ
зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет
выделить ряд направлений, к числу которых относятся:

• поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентра-

цией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, ре-
шения по дезинтеграции крупных компаний-монополистов);

• обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации

и информационным ресурсам для всего населения;

• соблюдение свободы слова;

• защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения

в информационной сфере;


background image

Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 2

15

• защита национального культурного наследия, языка, противостояние куль-

турной экспансии других стран;

• обеспечение информационной безопасности;

• охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;

• борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

• контроль за использованием информационных и телекоммуникационных

технологий в государственных учреждениях;

• цензура в глобальных компьютерных сетях.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Что такое «информация»?

2. По каким основаниям может быть классифицирована информация?

3. Какими юридическими особенностями и свойствами обладает информация?

4. Что такое «государственная информационная политика»?

5. Какие основные направления государственной информационной политики

можно выделить?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

[1]

Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.

[2]

Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.

[3]

Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.

[4]

Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.