ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5262
Скачиваний: 66
11
• определяет контрольные значения показателей развития информационного
общества в Российской Федерации;
• обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правопри-
менительной практики в области использования информационных и теле-
коммуникационных технологий;
• создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, обра-
зования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких
информационных и телекоммуникационных технологий;
• обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления госу-
дарственных услуг организациям и гражданам на основе использования
информационных и телекоммуникационных технологий;
• создает условия для равного доступа граждан к информации;
• использует возможности информационных и телекоммуникационных тех-
нологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности госу-
дарства.
Меры по реализации решений поставленных задач будут рассматриваться в со-
ответствующих разделах.
Глава 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ, ПОНЯТИЕ
ИНФОРМАЦИИ
2.1 Определение категории «информация»
Информация является одним из основополагающих понятий современного ми-
ра. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что озна-
чает сообщение, разъяснение, изложение. Существует большое количество опре-
делений данного понятия. В информационном праве информацию следует опреде-
лять как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возникают
общественные отношения, подлежащие регулированию правом.
Термин «информация» и связанные с ним термины сегодня широко применя-
ются и законодателем: в Федеральных законах «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации», «О средствах массовой информации», во
многих других актах.
Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, опре-
делена должным образом, классифицирована по видам. В рамках развития инфор-
мационного законодательства осуществляется конкретизация видов и форм инфор-
мации и информационных объектов при регулировании конкретных отношений
в информационной сфере. В юридической литературе предложены различные ва-
рианты классификации информации:
• по уровню доступа информацию подразделяют на открытую и информа-
цию ограниченного доступа (конфиденциальную или секретную);
• по виду информации ограниченного доступа различают государственную
тайну и конфиденциальную информацию;
• по роли в правовой системе информация разделяется на правовую и непра-
вовую.
2.2 Юридические особенности и свойства информации
13
Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой дея-
тельности и содержится в нормативных правовых актах. Ненормативная правовая
информация создается в порядке правоприменительной и правоохранительной де-
ятельности.
Неправовая информация создается не как результат правовой деятельности, но
обращается в соответствии с предписаниями правовых норм. Примером неправо-
вой информации может служить массовая информация.
2.2 Юридические особенности и свойства
информации
Традиционно выделяют следующие юридические особенности и свойства ин-
формации.
1. Физическая неотчуждаемость информации. При передаче информации от
одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура
отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее исполь-
зование и передаваться вместе с этими правами.
2. Обособляемость информации. Для включения в оборот информация всегда
овеществляется и вследствие этого обособляется от ее производителя, т. е.
существует отдельно и независимо от него. Благодаря данному свойству
информации возможна ее оборотоспособность, появляется возможность ее
передачи в такой форме от одного субъекта к другому.
3. Свойство информационной вещи. Это свойство возникает в силу того, что
информация передается и распространяется только на материальном носи-
теле или с помощью материального носителя, проявляется как «двуедин-
ство» информации (ее содержания) и носителя, на котором эта информация
(содержание) закреплено.
4. Тиражируемость (распространяемость) информации. Информация может
тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экзем-
пляров без изменения ее содержания. Таким образом, одна и та же ин-
формация (сведения) может принадлежать одновременно неограниченно-
му кругу лиц. Данное свойство определяет юридическую необходимость
закрепления объема прав по использованию информации лицами, облада-
ющими такой информацией (обладающими знаниями о содержании инфор-
мации).
5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте,
как правило, представляется в документированном виде, т. е. в форме до-
кумента. Такое свойство дает возможность юридически закреплять факт
«принадлежности» документа конкретному лицу, например закрепив его
соответствующей подписью в традиционном или в электронном виде. Дан-
ное свойство позволяет также относить к информационным вещам (ин-
формационным объектам) не только отдельные документы, но и сложные
информационные структуры.
14
Глава 2. Государственная политика
в области информации, понятие информации
6. Свойство экземплярности информации. Это свойство заключается в том,
что информация распространяется, как правило, на материальном носи-
теле. Поэтому возможен учет экземпляров информации через учет носите-
лей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность
учитывать документированную информацию и тем самым связывать содер-
жательную сторону информации с ее «вещным» обрамлением, т. е. с отоб-
ражением на носителе, вводить понятие учитываемой копии документа,
а отсюда и механизма регистрации информации, в особенности учитывать
обращение оригиналов документов.
Указанные юридические особенности и свойства должны учитываться при пра-
вовом регулировании информационных отношений.
2.3 Цели и задачи государственной
информационной политики
Государственная информационная политика — регулирующая деятельность го-
сударственных органов, направленная на развитие информационной сферы обще-
ства, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы
или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отноше-
ний, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей
информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной,
новостной и т. п.
Такая расширительная трактовка информационной политики представляется
сегодня обоснованной, так как цифровизация информации и новейшие телекомму-
никационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между
различными секторами информационной индустрии.
Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфе-
ре общества, современных методов ее государственного регулирования весьма ак-
туально для России, так как в этой области государство не полностью определи-
лось. Имеющиеся попытки написания концепций информационного пространства
лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не
столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами. Ис-
тория российского компьютерного рынка служит этому подтверждением. Анализ
зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет
выделить ряд направлений, к числу которых относятся:
• поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентра-
цией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, ре-
шения по дезинтеграции крупных компаний-монополистов);
• обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации
и информационным ресурсам для всего населения;
• соблюдение свободы слова;
• защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения
в информационной сфере;
Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 2
15
• защита национального культурного наследия, языка, противостояние куль-
турной экспансии других стран;
• обеспечение информационной безопасности;
• охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;
• борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;
• контроль за использованием информационных и телекоммуникационных
технологий в государственных учреждениях;
• цензура в глобальных компьютерных сетях.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Что такое «информация»?
2. По каким основаниям может быть классифицирована информация?
3. Какими юридическими особенностями и свойствами обладает информация?
4. Что такое «государственная информационная политика»?
5. Какие основные направления государственной информационной политики
можно выделить?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
[1]
Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.
[2]
Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.
[3]
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.
[4]
Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.