Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 3431
Скачиваний: 10
41
крупных автономных единиц), городов центрального подчинения, а также
представителями армии по рассмотренной выше системе. В его составе должно
быть не более 3 тыс. депутатов.
Депутаты ВСНП должны совмещать депутатскую работу с трудом на
производстве, в учреждениях и т. д. Считается, что статус «неосвобожденного
депутата» позволяет ему быть тесно связанным с массами, трудиться вместе с
ними, лучше знать их настроения и нужды.
ВСНП – однопалатный орган. У него нет постоянного председателя и по-
стоянного руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, ко-
торый избирается на каждой сессии. Члены президиума руководят заседаниями
обычно поочередно. ВСНП создает отраслевые (специализированные) постоян-
ные комиссии: финансово-экономическую, по иностранным делам, по делам
китайцев, проживающих за границей, по делам национальностей и др. Они
предварительно обсуждают законопроекты, рассматривая их, в частности, с
точки зрения соответствия Конституции. С этих же позиций они оценивают
правовые акты высших органов государственного управления и местных со-
браний народных представителей, рассматривают запросы, исходящие от
ВСНП и его Постоянного комитета, дают ответы на них, представляют в ВСНП
и Постоянный комитет справки и доклады, вносят предложения, относящиеся к
компетенции ВСНП и Постоянного комитета ВСНП.
В соответствии с Конституцией ВСНП обладает широкими полномочия-
ми: издает законы, избирает другие высшие органы государства и высших
должностных лиц, утверждает планы социально-экономического развития, гос-
ударственный бюджет и отчет о его исполнении, решает вопросы войны и мира
и т. д. Полномочия ВСНП неограниченны, поскольку, как гласит Конституция,
помимо перечисленных в ней полномочий ВСНП может осуществлять и другие
полномочия, присущие высшим органам государственной власти. На деле са-
мостоятельность ВСНП невелика: его деятельность направляется высшими ор-
ганами Компартии в соответствии с принципом ее руководящей роли.
ВСНП работает в сессионном порядке, сессия созывается один раз в год.
Она обычно продолжается приблизительно две недели. Помимо депутатов на
сессии обязаны присутствовать члены правительства, Центрального военного
совета (весьма влиятельного в Китае органа, занимающегося отнюдь не только
военными делами), председатель Верховного народного суда, генеральный
прокурор Верховной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии
42
на ней могут присутствовать заинтересованные работники других коллективов
и ведомств.
Постоянный комитет ВСНП занимает своеобразное положение в системе
высших органов государственной власти. С одной стороны, он – орган ВСНП,
подчиненный ему и замещающий его почти по всем вопросам полномочий
ВСНП между его сессиями. С другой стороны, это высший орган государствен-
ной власти, имеющий самостоятельные полномочия, которые он осуществляет
независимо от того, заседает или не заседает ВСНП. Наконец, Постоянный ко-
митет ВСНП наряду с Председателем республики выполняет наиболее суще-
ственные полномочия главы государства.
Постоянный комитет ВСНП избирается ВСНП в составе председателя,
заместителя, начальника секретариата и членов. Хотя он избирается на 5 лет и
новым составом ВСНП избирается новый Постоянный комитет, ВСНП в любое
время может переизбрать его (частично состав менялся на практике неодно-
кратно).
Председатель КНР, согласно Конституции, является главой государства,
но это «слабый» президент, так как он осуществляет основные полномочия гла-
вы государства только по решению ВСНП или его Постоянного комитета. Его
собственные полномочия сводятся преимущественно к изданию актов, имею-
щих церемониальный характер, и актов, которыми оформляются решения
ВСНП и его Постоянного комитета. Полномочия Председателя КНР на практи-
ке ограничены и по другой причине: все важные решения принимаются цен-
тральными органами Коммунистической партии Китая, в соответствии с кото-
рыми и действует Председатель КНР.
Председатель КНР избирается парламентом – ВСНП – на срок его полно-
мочий – на 5 лет. Им может стать любой гражданин КНР, обладающий полити-
ческими правами и достигший 45-летнего возраста. Одно и то же лицо не мо-
жет быть избрано Председателем КНР более двух раз подряд.
На основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП Председа-
тель КНР осуществляет следующие полномочия: публикует законы, назначает
многих высших должностных лиц (премьера Государственного совета, его за-
местителей министров и др.), награждает государственными наградами, при-
сваивает почетные звания, назначает и отзывает дипломатических представите-
лей КНР, ратифицирует и денонсирует международные договоры, публикует
указы о полной или частичной мобилизации, о введении чрезвычайного поло-
жения, об объявлении состояния войны, о помиловании.
43
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К числу высших органов государственного управления отно-
сится Государственный совет – правительство КНР, но большую, а
иногда и решающую роль играет Центральный военный совет. Цен-
тральными органами отраслевого управления являются министер-
ства и ведомства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Государственный совет характеризуется Конституцией как центральное
народное правительство, исполнительный орган государственной власти и
высший государственный административный орган. Первое определение связа-
но с тем, что в Китае существуют также местные народные правительства, ко-
торыми являются исполнительные комитеты местных собраний народных
представителей.
Государственный совет образуется ВСНП на его первой сессии после из-
брания. Он состоит из премьера Государственного совета, его заместителей,
министров, председателей комитетов, имеющих ранг министра начальника сек-
ретариата. Особенность состава Государственного совета состоит в том, что в
нем есть должность главного ревизора, имеющего ранг министра, и что некото-
рые министры не являются членами Государственного совета, не участвуют в
его заседаниях или участвуют только с правом совещательного голоса.
Государственный совет осуществляет полномочия, подобные полномочи-
ям правительства в других странах. Вместе с тем между сессиями ВСНП и за-
седаниями Постоянного комитета он может издавать акты по экономическим
вопросам, которые обычно принимаются в виде закона.
Центральный военный совет – коллегиальный орган военного управле-
ния. Он состоит из председателя и членов. Председатель назначается ВСНП,
члены – Постоянным комитетом ВСНП. Центральный военный совет обладает
правом законодательной инициативы, его члены должны по должности присут-
ствовать на сессиях ВСНП и вправе выступать на них, но не имеют права голо-
совать, если не являются депутатами (на практике они депутаты).
В Китае существуют общие и специальные суды. Общие – это Верховный
народный суд и местные народные суды трех ступеней – высшей, средней
и низшей. Специальные суды – это военные суды.
Верховный народный суд формируется высшими органами государствен-
ной власти: председателя суда избирает ВСНП, членов – Постоянный комитет
ВСНП. Верховный народный суд осуществляет судебный контроль за деятель-
44
ностью общих и специальных судов. Дела по первой инстанции он практически
не рассматривает. Как и другие суды, он не пользуется независимостью в каче-
стве особой ветви государственной власти: он несет ответственность перед
ВСНП и его Постоянным комитетом, которые вправе в любое время изменить
его состав.
Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем
выборов, другие местные суды избираются местными органам» государствен-
ной власти. Судьи местных судов, как и судьи Верховного народного суда,
также не пользуются несменяемостью и независимостью: они несут ответ-
ственность перед местными представительными органами и их постоянными
комитетами.
Специальных административных судов в Китае нет, но в общих судах
есть палаты (коллегии) по административным делам. Они принимают жалобы
на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридиче-
ских лиц.
Прокуроры осуществляют надзор за законностью, поддерживают обвине-
ние в суде, участвуют в рассмотрении некоторые гражданских дел, если это, в
частности, вызвано интересами государства, ведут расследование более слож-
ных уголовных дел и дел, по которым грозят суровые меры наказания (след-
ственные действия в этом случае проводят следователи при прокуратурах).
Высший орган прокуратуры – Верховная народная прокуратура во главе с
генеральным прокурором. На местах создаются местные народные прокурату-
ры, в армии – военные прокуратуры. Есть также транспортные и иные прокура-
туры. Местные прокуратуры могут создавать свои отделения в лесных районах,
в районах горнодобывающей промышленности и других местах.
Прокуратура строится на началах строгой централизации и иерархии, она
организационно отделена от судов. Законодательство о прокуратуре требует от
нее поддерживать тесную связь с массами, уметь различать и правильно разре-
шать, с одной стороны, противоречия между народом и его врагами, а с дру-
гой – противоречия внутри народа.
Генеральный прокурор назначается ВСНП, члены Верховной народной
прокуратуры – Постоянным комитетом ВСНП, местные прокуроры – генераль-
ным и вышестоящими прокурорами.
45
5.4 Территориальная организация государства
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В Китае применяется прежде всего административная форма
национально-территориальной автономии в условиях унитарного
государства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать
три вида автономных образований: автономные районы – наиболее крупная
единица, автономные округа – среднее звено, автономные уезды (таков тради-
ционный перевод на русский язык китайских названий). В Китае существуют
5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский ав-
тономный район и др., 30 автономных округов и более 120 автономных уездов.
В соответствии с законодательством Китая национальная автономия рас-
сматривается как политическая форма марксистско-ленинского решения наци-
онального вопроса, важный институт политической системы общества. Она ха-
рактеризуется как неотъемлемая часть унитарного государства, органы
автономных образований выполняют обычные функции органов государствен-
ной власти и управления, но вместе с тем являются органами самоуправления
населения данной территории.
Основы правового статуса автономных образований регулируются осо-
бым разделом Конституции КНР, а более детально – специальным законом об
автономных национальных образованиях.
Органы самоуправления в автономных образованиях строятся так же, как
органы государственной власти и управления в китайских районах (собрания
народных представителей, их постоянные комитеты и местные народные пра-
вительства). Помимо общих функций местных органов государственной власти
и управления Конституция наделяет органы автономных образований еще и
дополнительными полномочиями. Она устанавливает, что органы автономных
образований на основе государственных планов самостоятельно, с учетом
местных условий, ведут экономическое строительство, упорядочивают систему
общественных отношений, обеспечивают рациональное использование природ-
ных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке
местных природных ресурсов. Органы самоуправления самостоятельно распо-
ряжаются местными финансовыми средствами, причем Государственный совет
устанавливает для них преимущества при финансировании поступлений и рас-
ходов.