Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3431

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41 

крупных  автономных  единиц),  городов  центрального  подчинения,  а  также 
представителями армии по рассмотренной выше системе. В его составе должно 
быть не более 3 тыс. депутатов. 

Депутаты  ВСНП  должны  совмещать  депутатскую  работу  с  трудом  на 

производстве, в учреждениях и т. д. Считается, что статус «неосвобожденного 
депутата» позволяет ему быть тесно связанным с массами, трудиться вместе с 
ними, лучше знать их настроения и нужды. 

ВСНП – однопалатный орган. У него нет постоянного председателя и по-

стоянного руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, ко-
торый избирается на каждой сессии. Члены президиума руководят заседаниями 
обычно поочередно. ВСНП создает отраслевые (специализированные) постоян-
ные  комиссии:  финансово-экономическую,  по  иностранным  делам,  по  делам 
китайцев,  проживающих  за  границей,  по  делам  национальностей  и  др.  Они 
предварительно  обсуждают  законопроекты,  рассматривая  их,  в  частности,  с 
точки  зрения  соответствия  Конституции.  С этих  же  позиций  они  оценивают 
правовые  акты  высших  органов  государственного  управления  и  местных  со-
браний  народных  представителей,  рассматривают  запросы,  исходящие  от 
ВСНП и его Постоянного комитета, дают ответы на них, представляют в ВСНП 
и Постоянный комитет справки и доклады, вносят предложения, относящиеся к 
компетенции ВСНП и Постоянного комитета ВСНП. 

В соответствии с Конституцией ВСНП обладает широкими полномочия-

ми:  издает  законы,  избирает  другие  высшие  органы  государства  и  высших 
должностных лиц, утверждает планы социально-экономического развития, гос-
ударственный бюджет и отчет о его исполнении, решает вопросы войны и мира 
и т. д. Полномочия ВСНП неограниченны, поскольку, как гласит Конституция, 
помимо перечисленных в ней полномочий ВСНП может осуществлять и другие 
полномочия,  присущие  высшим  органам  государственной  власти.  На  деле  са-
мостоятельность ВСНП невелика: его деятельность направляется высшими ор-
ганами Компартии в соответствии с принципом ее руководящей роли. 

ВСНП работает в сессионном порядке, сессия созывается один раз в год. 

Она  обычно  продолжается  приблизительно  две  недели.  Помимо  депутатов  на 
сессии  обязаны  присутствовать  члены  правительства,  Центрального  военного 
совета (весьма влиятельного в Китае органа, занимающегося отнюдь не только 
военными  делами),  председатель  Верховного  народного  суда,  генеральный 
прокурор Верховной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии 


background image

42 

на ней могут присутствовать заинтересованные работники других коллективов 
и ведомств. 

Постоянный комитет ВСНП занимает своеобразное положение в системе 

высших органов государственной власти. С одной стороны, он – орган ВСНП, 
подчиненный  ему  и  замещающий  его  почти  по  всем  вопросам  полномочий 
ВСНП между его сессиями. С другой стороны, это высший орган государствен-
ной власти, имеющий самостоятельные полномочия, которые он осуществляет 
независимо от того, заседает или не заседает ВСНП. Наконец, Постоянный ко-
митет  ВСНП  наряду  с  Председателем  республики  выполняет  наиболее  суще-
ственные полномочия главы государства. 

Постоянный  комитет  ВСНП  избирается  ВСНП  в  составе  председателя, 

заместителя, начальника секретариата и членов. Хотя он избирается на 5 лет и 
новым составом ВСНП избирается новый Постоянный комитет, ВСНП в любое 
время  может  переизбрать  его  (частично  состав  менялся  на  практике  неодно-
кратно). 

Председатель  КНР,  согласно  Конституции,  является  главой  государства, 

но это «слабый» президент, так как он осуществляет основные полномочия гла-
вы государства только по решению ВСНП или его Постоянного комитета. Его 
собственные  полномочия  сводятся  преимущественно  к  изданию  актов,  имею-
щих  церемониальный  характер,  и  актов,  которыми  оформляются  решения 
ВСНП и его Постоянного комитета. Полномочия Председателя КНР на практи-
ке  ограничены  и  по  другой  причине:  все  важные  решения  принимаются  цен-
тральными органами Коммунистической партии Китая, в соответствии с кото-
рыми и действует Председатель КНР.  

Председатель КНР избирается парламентом – ВСНП – на срок его полно-

мочий – на 5 лет. Им может стать любой гражданин КНР, обладающий полити-
ческими правами и достигший 45-летнего возраста. Одно и то же лицо не мо-
жет быть избрано Председателем КНР более двух раз подряд. 

На основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП Председа-

тель КНР осуществляет следующие полномочия: публикует законы, назначает 
многих  высших  должностных  лиц  (премьера  Государственного  совета,  его  за-
местителей  министров  и  др.),  награждает  государственными  наградами,  при-
сваивает почетные звания, назначает и отзывает дипломатических представите-
лей  КНР,  ратифицирует  и  денонсирует  международные  договоры,  публикует 
указы о полной или частичной мобилизации, о введении чрезвычайного поло-
жения, об объявлении состояния войны, о помиловании. 


background image

43 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

К числу  высших  органов  государственного  управления  отно-

сится Государственный совет – правительство КНР, но большую, а 
иногда и решающую роль играет Центральный военный совет. Цен-
тральными  органами  отраслевого  управления  являются  министер-
ства и ведомства. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Государственный  совет  характеризуется  Конституцией  как  центральное 

народное  правительство,  исполнительный  орган  государственной  власти  и 
высший государственный административный орган. Первое определение связа-
но с тем, что в Китае существуют также местные народные правительства, ко-
торыми  являются  исполнительные  комитеты  местных  собраний  народных 
представителей. 

Государственный совет образуется ВСНП на его первой сессии после из-

брания.  Он  состоит  из  премьера  Государственного  совета,  его  заместителей, 
министров, председателей комитетов, имеющих ранг министра начальника сек-
ретариата.  Особенность  состава Государственного  совета  состоит  в  том,  что  в 
нем есть должность главного ревизора, имеющего ранг министра, и что некото-
рые  министры  не  являются  членами Государственного совета,  не  участвуют  в 
его заседаниях или участвуют только с правом совещательного голоса. 

Государственный совет осуществляет полномочия, подобные полномочи-

ям правительства в других странах. Вместе с тем между сессиями ВСНП и за-
седаниями  Постоянного  комитета  он  может  издавать  акты  по  экономическим 
вопросам, которые обычно принимаются в виде закона. 

Центральный  военный  совет  –  коллегиальный  орган  военного  управле-

ния.  Он  состоит  из  председателя  и  членов.  Председатель  назначается  ВСНП, 
члены – Постоянным комитетом ВСНП. Центральный военный совет обладает 
правом законодательной инициативы, его члены должны по должности присут-
ствовать на сессиях ВСНП и вправе выступать на них, но не имеют права голо-
совать, если не являются депутатами (на практике они депутаты). 

В Китае существуют общие и специальные суды. Общие – это Верховный 

народный  суд  и  местные  народные  суды  трех  ступеней  –  высшей,  средней 
и низшей. Специальные суды – это военные суды. 

Верховный народный суд формируется высшими органами государствен-

ной власти: председателя суда избирает ВСНП, членов – Постоянный комитет 
ВСНП. Верховный народный суд осуществляет судебный контроль за деятель-


background image

44 

ностью общих и специальных судов. Дела по первой инстанции он практически 
не рассматривает. Как и другие суды, он не пользуется независимостью в каче-
стве  особой  ветви  государственной  власти:  он  несет  ответственность  перед 
ВСНП и его Постоянным комитетом, которые вправе в любое время изменить 
его состав. 

Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем 

выборов,  другие  местные  суды  избираются  местными  органам»  государствен-
ной  власти.  Судьи  местных  судов,  как  и  судьи  Верховного  народного  суда, 
также  не  пользуются  несменяемостью  и  независимостью:  они  несут  ответ-
ственность  перед  местными  представительными  органами  и  их  постоянными 
комитетами. 

Специальных  административных  судов  в  Китае  нет,  но  в  общих  судах 

есть  палаты  (коллегии)  по административным делам.  Они принимают  жалобы 
на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридиче-
ских лиц. 

Прокуроры осуществляют надзор за законностью, поддерживают обвине-

ние в суде, участвуют в рассмотрении некоторые гражданских дел, если это, в 
частности,  вызвано  интересами  государства,  ведут  расследование  более  слож-
ных  уголовных  дел  и  дел,  по  которым  грозят  суровые  меры  наказания  (след-
ственные действия в этом случае проводят следователи при прокуратурах). 

Высший орган прокуратуры – Верховная народная прокуратура во главе с 

генеральным прокурором. На местах создаются местные народные прокурату-
ры, в армии – военные прокуратуры. Есть также транспортные и иные прокура-
туры. Местные прокуратуры могут создавать свои отделения в лесных районах, 
в районах горнодобывающей промышленности и других местах. 

Прокуратура строится на началах строгой централизации и иерархии, она 

организационно отделена от судов. Законодательство о прокуратуре требует от 
нее поддерживать тесную связь с массами, уметь различать и правильно разре-
шать,  с  одной  стороны,  противоречия  между  народом  и  его  врагами,  а  с  дру- 
гой – противоречия внутри народа. 

Генеральный  прокурор  назначается  ВСНП,  члены  Верховной  народной 

прокуратуры – Постоянным комитетом ВСНП, местные прокуроры – генераль-
ным и вышестоящими прокурорами. 


background image

45 

5.4 Территориальная организация государства 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В Китае  применяется  прежде  всего  административная  форма 

национально-территориальной  автономии  в  условиях  унитарного 
государства. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Компактно  проживающие  национальные  меньшинства  могут  создавать 

три  вида  автономных  образований:  автономные  районы  –  наиболее  крупная 
единица, автономные округа – среднее звено, автономные уезды (таков тради-
ционный  перевод  на  русский  язык  китайских  названий).  В Китае  существуют 
5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский ав-
тономный район и др., 30 автономных округов и более 120 автономных уездов. 

В соответствии с законодательством Китая национальная автономия рас-

сматривается как политическая форма марксистско-ленинского решения наци-
онального вопроса, важный институт политической системы общества. Она ха-
рактеризуется  как  неотъемлемая  часть  унитарного  государства,  органы 
автономных образований выполняют обычные функции органов государствен-
ной власти и управления, но вместе с тем являются органами самоуправления 
населения данной территории. 

Основы  правового  статуса  автономных  образований  регулируются  осо-

бым разделом Конституции КНР, а более детально – специальным законом об 
автономных национальных образованиях. 

Органы самоуправления в автономных образованиях строятся так же, как 

органы  государственной  власти  и  управления  в  китайских  районах  (собрания 
народных  представителей, их постоянные  комитеты  и  местные  народные  пра-
вительства). Помимо общих функций местных органов государственной власти 
и  управления  Конституция  наделяет  органы  автономных  образований  еще  и 
дополнительными полномочиями.  Она устанавливает,  что органы  автономных 
образований  на  основе  государственных  планов  самостоятельно,  с  учетом 
местных условий, ведут экономическое строительство, упорядочивают систему 
общественных отношений, обеспечивают рациональное использование природ-
ных  богатств  и  охрану  природы,  пользуются  преимуществами  при  разработке 
местных  природных ресурсов.  Органы  самоуправления  самостоятельно распо-
ряжаются местными финансовыми средствами, причем Государственный совет 
устанавливает для них преимущества при финансировании поступлений и рас-
ходов.