Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3437

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

около 1/3 – пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации 
премьер-министра  за  выдающиеся  заслуги  и  не  передается  по  наследству). 
Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епи-
скопы)  англиканской  церкви,  20 пожизненно  назначаемых  королем  (по  совету 
премьер-министра) «лордов по апелляции» (апелляционный комитет – по суще-
ству,  высшая  судебная  инстанция  страны  по  гражданским  делам),  несколько 
десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. 

В Палате  лордов  председательствует  лорд-канцлер.  Кворум  в  палате  – 

3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования. 

Законопроект сначала рассматривается Палатой общин, и лишь затем пе-

редается в Палату лордов. В первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его 
заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, 
после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских 
комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосовани-
ем. Если проект принят, он передается в Палату лордов, где происходит анало-
гичная процедура. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Монарх  в  Великобритании  считается  источником  значитель-

ной доли государственной власти, он – глава государства. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Монарху теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме 

того,  как  упоминалось,  монарх  –  составная  часть  парламента.  На  деле  он  не 
участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной вла-
стью  не  обладает.  Страной  руководит  «правительство  его  (ее)  Величества», 
точнее,  его  узкая  часть  –  кабинет  министров,  в  котором  главную  роль  играет 
премьер-министр. 

Глава  государства  в  Великобритании  занимает  свой  пост  по  наследству. 

Применяется кастильская система наследования: трон покойного короля из ди-
настии Виндзоров переходит к старшему сыну, если сына нет – к старшей до-
чери. 

Монарх  в  Великобритании  –  это  символ  единства  нации,  преемственно-

сти государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. 

Монарх  не  подлежит  уголовной,  административной,  гражданской  ответ-

ственности, не может быть задержан. Монарх политически нейтрален, не явля-
ется  членом  какой-либо  партии,  не  подлежит  политической  ответственности 
в связи с управлением государством: за монарха отвечают его министры. 


background image

17 

Монарх – составная часть парламента, но посещать его заседания он мо-

жет  лишь  по  специальному  приглашению.  Он  открывает  ежегодную  сессию 
парламента, выступая с тронной речью на совместном заседании палат. В этой 
речи излагается программа действий на предстоящий год. Монарх вправе рас-
пустить Палату общин с назначением даты новых выборов, это он делает толь-
ко по указанию правительства. К полномочиям монарха в области взаимоотно-
шений с правительством относится назначение премьер-министра. Фактически 
им становится лидер партии, победившей на выборах в Палату общин, ибо пра-
вительству нужно получить вотум доверия – голоса большинства членов пала-
ты  для  его  утверждения.  Поэтому  на  деле  монарх  лишь  оформляет  волю  пар-
тийного  большинства  в  парламенте.  Традиционная  прерогатива  короля  – 
вопросы войны и мира. 

У монарха  есть  прерогативы  личного  характера:  королевские  регалии 

(корона, трон, мантия, держава, скипетр, титул, необходимое обращение к мо-
нарху  «Ваше  Величество»),  королевский  двор,  состоящий  из  лиц,  обслужива-
ющих короля и членов его семьи (эти лица имеют разные придворные титулы), 
цивильный лист – ежегодно вотируемые парламентом деньги на личные нужды 
короля и содержание его двора, освобождение от уплаты налогов. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правительство  имеет  очень  широкий  состав  (75–80  мини-

стров). Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих ми-
нистров (18–22 человека), в их числе всегда государственные секре-
тари  внутренних  дел  и  обороны,  лорд-канцлер,  канцлер  казначей-
ства и др. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

При  премьер-министре  и  министрах  существует  множество  вспомога-

тельных  органов  –  комитеты,  комиссии,  секретариаты,  службы.  Для  исполне-
ния  законов  парламента  Правительство  принимает  нормативные  акты,  но  эти 
акты  принимаются  не  от  имени  Правительства  и  не  от  имени  кабинета,  а  от 
имени отдельных министров. 

Низшая судебная инстанция по гражданским делам – помощники судей в 

графствах. Они могут рассматривать малозначительные дела с ценой иска ме-
нее 11 фунтов стерлингов. По малозначительным уголовным делам такую роль 
выполняют магистраты – граждане, не являющиеся профессиональными судья-
ми  (хотя  они  могут  иметь  и  часто  имеют  юридическое  образование).  На  них 


background image

18 

возложены функции мировых судей. Вознаграждения за свою деятельность они 
не получают. 

Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. фунтов стерлин-

гов)  рассматривают  суды  графств.  Уголовные  дела,  которые  не  подсудны  об-
щественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Су-
дом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различных формах: 
дело  может  рассматривать  окружной  судья  (судья  специального  судебного 
округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в 
столице,  но  его  члены  организуют  выездные  сессии  суда),  адвокат,  имеющий 
специальное образование и полномочия (барристер или солиситор), исполняю-
щий  обязанности  судьи.  Если  обвиняемый  не  признает  обвинения,  дело  рас-
сматривается с участием присяжных заседателей. Более сложные гражданские 
и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высоко-
го суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляе-
мой  лордом  –  главным  судьей,  канцлерского  суда,  возглавляемого  вице-
канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей – председа-
телем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или 
уголовное  дело,  но  это  дело  должно  соответствовать  профилю  отделения 
(например, канцлерский суд рассматривает дела с применением права справед-
ливости, дела, не регулируемые общим правом, – вопросы авторского, изобре-
тательского права). 

Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его 

составе 18 судей («лорды справедливости», которые образуют несколько колле-
гий, каждая из трех судей). Коллегии рассматривают апелляции на решения от-
делений Высокого суда (одна из коллегий рассматривает апелляции на решения 
по уголовным делам). 

Суд  короны,  Высокий  суд  и  Апелляционный  суд  обобщенно  называют 

высокими судами, иногда – высшими судами. Они вправе создавать судебные 
прецеденты. 

2.4 Территориальное устройство Великобритании 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Великобритания  –  сложное  унитарное  государство  с  автоно-

мией  и  с  особенностями  управления  в  некоторых  историко-
географических  единицах.  В состав  Великобритании  входят:  Ан-
глия,  Шотландия,  Уэльс,  Северная  Ирландия  и  несколько  мелких 


background image

19 

островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова 
и др.). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Англия  особых  органов  управления  не  имеет,  ею  управляют  общегосу-

дарственные органы. Шотландия и Уэльс юридически пользуются администра-
тивной  автономией.  Северная  Ирландия  с  1920 г.  обладает  политической  (за-
конодательной)  автономией,  но  с  1972 г.  местный  парламент  не  действует, 
осуществляется прямое правление из Лондона. 

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 – в Англии, 8 – 

в Уэльсе), а графства – на округа (их всего 339). Шотландия разделена на реги-
оны (области), их 9, а затем на округа (53). Северная Ирландия делится непо-
средственно на округа (26). 

Во всех административно-территориальных единицах избираются советы 

сроком на четыре года. Лишь в малых приходах (с населением менее 150 чело-
век) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обла-
дающих избирательным правом. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 2 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  В чем  состоят  особенности  конституции  Великобритании?  Что  такое 

неписаная конституция? 

2.  Опишите английский Парламент и его особенности. 
3.  Определите место и роль правительства и кабинета в системе органов 

государственной власти. 

4.  Перечислите особенности британской судебной системы. 
5.  Какова форма государственного устройства Великобритании? 
 

 

 


background image

20 

3 Основы конституционного права Франции 

1.  Конституция Франции.  
2.  Правовое положение личности во Франции.  
3.  Система органов государственной власти Франции.  
4.  Территориальная организация государства. 

3.1 Конституция Франции 

Ныне действующая Конституция Франции, оформившая создание Пятой 

республики, была принята и вступила в силу в 1958 г. Принятию Конституции 
предшествовал  политический  и  социальный  кризис  в  стране.  В июне  1958 г. 
Парламент  Франции  наделил  чрезвычайными  полномочиями  генерала  Шарля 
де  Голля.  Одновременно  был  принят  закон,  определивший  рамки  начинаемой 
конституционной реформы. В законе были сформулированы принципы выбор-
ности  власти,  разделение  властей,  ответственности  Правительства  перед  Пар-
ламентом  и  независимости  судебной  власти.  В качестве  отдельного  принципа 
было сформулировано требование уважения основных свобод. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Структурно  французская  Конституция  состоит  из  трех  тек-

стов: из  Основного  закона,  принятого в  сентябре 1958 г.,  Деклара-
ции  о  правах  человека  и  гражданина  1789 г.  и  Преамбулы  к  про-
шлой Конституции 1946 г. За последними двумя текстами юридиче-
ская конституционная сила была признана в 1970 г. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституция  1958 г.  закрепляет  республиканскую  форму  правления  во 

Франции,  которая  не  может  быть  пересмотрена.  Франция  названа  привержен-
цем принципов правового, светского и социального государства. Основная мас-
са статей посвящена организации публичной власти и особенно – статусу Пре-
зидента Республики. 

Специфика Конституции заключается в том, что она утверждает домини-

рующее положение исполнительной власти в системе государственных властей. 
Конституция 1958 г. наделила значительными, в том числе самостоятельными, 
полномочиями Президента. Однако широкие полномочия единоличного главы 
государства  в  значительной  мере  уравновешиваются  наличием  института  пар-
ламентской ответственности Правительства.