ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4544
Скачиваний: 9
6
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин-
формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде-
литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых
ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести прак-
тический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в тео-
ретическом материале.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает из-
ложенный материал или проводит анализ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Лекция 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ
ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА
1) Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации.
2) Система конституционного права Российской Федерации: конституционно-
правовые нормы и институты.
3) Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
4) Источники конституционного права Российской Федерации.
5) Место конституционного права Российской Федерации в системе права
Российской Федерации.
При изучении данной темы необходимо уяснить особенности конституционно-
го права Российской Федерации как самостоятельной, базовой отрасли российско-
го права. Каждая отрасль имеет свой специфический предмет, т. е. те обществен-
ные отношения, которые урегулированы нормами данной отрасли. Предметом кон-
ституционного права Российской Федерации являются такие общественные отно-
шения, которые возникают в сфере осуществления государственной власти и реа-
лизации человеком своих прав и свобод.
Дополнительным основанием для отграничения конституционного права от
других отраслей является метод правового регулирования. Под ним понимается
совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные
отношения. Предмет является материальным критерием разграничения норм пра-
ва по отраслям, а метод служит дополнительным юридическим основанием, так
как он производен от предмета.
8
Лекция 1. Конституционное право
Российской Федерации в системе отраслей российского права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отличительной чертой конституционного права России является
доминирование императивного метода.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Систему конституционного права Российской Федерации составляют нормы
и институты. Конституционно-правовые нормы имеют свои отличительные при-
знаки. Во-первых, они имеют императивный характер. Это объясняется тем, что
общественные отношения, возникающие в ходе осуществления государственной
власти, имеют характер «власти-подчинения» и, следовательно, не могут быть уре-
гулированы диспозитивными нормами, предоставляющими субъектам права пра-
во самостоятельно определять свое поведение при определенных обстоятельствах.
Во-вторых, конституционно-правовые нормы носят учредительный характер. Они
являются базовыми для иных отраслей права, устанавливают общий порядок со-
здания иных правовых норм.
Для правильного применения норм конституционного права необходимо их
всесторонне проанализировать. Этому способствует их классификация: по содер-
жанию выделяют нормы, связанные с основами конституционного строя, с орга-
низацией органов государственной власти и т. д.; по юридической силе выделяют
нормы Конституции Российской Федерации, нормы, закрепленные в законах и дру-
гих нормативно-правовых актах; по территории действия выделяют нормы, дей-
ствующие на всей территории Российской Федерации, на территории субъекта Рос-
сийской Федерации, на определенной территории Российской Федерации, а также
в границах определенной административно-территориальной единицы, в рамках
которой осуществляется местное самоуправление.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Институтами конституционного права Российской Федерации являются, на-
пример, институт прав и свобод человека, институт президентства, институт су-
дебной власти и т. д.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика конституционно-правовых отношений заключается в том, что они
возникают в особой сфере — сфере осуществления государственной власти и ре-
ализации прав и свобод человека и гражданина. Еще одной отличительной чер-
той конституционно-правовых отношений является то, что одним из субъектов
является государство, обладающее властью. Также к субъектам конституционно-
правовых отношений относятся: народ, нации и народности, органы государствен-
ной власти, избирательные комиссии, депутаты и др. Специфика субъектов кон-
ституционно-правовых отношений заключается в том, что они наделены государ-
ственно-властными полномочиями.
Некоторые конституционно-правовые отношения носят общий характер. Их
особенностью является то, что в них конкретно не определены субъекты, не уста-
новлены их конкретные права и обязанности, например ч. 1 ст. 13 Конституции
Российской Федерации: «В Российской Федерации признается идеологическое мно-
9
гообразие». Выделяются также конкретные конституционно-правовые отношения,
в которых четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности. Осо-
бым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния
(состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации). Их спе-
цифическая черта — четкая определенность субъектов правоотношения, однако со-
держание их прав и обязанностей вытекает из большого количества нормативных
актов, что затрудняет определение их конкретного перечня.
Под источниками конституционного права Российской Федерации понимаются
внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Главенствующее ме-
сто в системе источников конституционного права России занимают нормативно-
правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую
силу конституционно-правовые нормы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Важнейшим источником конституционного права является Кон-
ституция Российской Федерации, которая обладает высшей юри-
дической силой, прямым действием и применяется на всей терри-
тории России (ст. 15).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Конституции Российской Федерации устанавливаются основополагающие
нормы, которые детализируются и конкретизируются в текущем законодательстве.
Также к нормативно-правовым актам, являющимся источниками конституци-
онного права в России, относят: законы (закон Российской Федерации о поправ-
ках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы,
федеральные законы), указы Президента Российской Федерации, постановления
Правительства Российской Федерации, постановления палат Федерального Собра-
ния Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания Российской
Федерации. Особым источником конституционного права в России являются дого-
воры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации. Также к источникам конституционного права относят декларации, по-
становления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и т. д.
Таким образом, основной удельный вес составляют нормативно-правовые ак-
ты. Это объясняется тем, что российская правовая система традиционно близка
к романо-германской правовой семье, в которой исторически среди источников
права господствует нормативный акт. Кроме того, в России пока еще не сложились
определенные конституционные традиции, на основе которых могли бы появиться
конституционные обычаи.
Особенностью источников конституционного права является то, что они изда-
ются органами государственной власти и содержат в первую очередь императив-
ные нормы. Это объясняется тем, что основным методом правового регулирования
конституционно-правовых отношений является императивный, в то время как для
отраслей частного права господствующим является диспозитивный.
При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на пробле-
му определения места и роли постановлений Конституционного Суда Российской
Федерации в системе источников конституционного права Российской Федерации.
Различными авторами выдвигаются противоположные позиции, но в целом отме-
10
Лекция 1. Конституционное право
Российской Федерации в системе отраслей российского права
чается, что решения Конституционного Суда Российской Федерации можно при-
знавать источниками конституционного права.
В вопросе о месте конституционного права Российской Федерации в системе
права России выделяются основные факторы, его определяющие. К ним можно
отнести следующие:
1) общественные отношения, которые оно регулирует, т. е. сам предмет кон-
ституционного права;
2) особенности источников. В качестве основного источника выступает Кон-
ституция Российской Федерации;
3) установление основополагающих принципов конституционного строя, реа-
лизация которых порождает гражданско-правовые, уголовно-правовые, тру-
довые и иные правоотношения;
4) установление принципов государственно-территориального устройства, раз-
граничения предметов ведения и полномочий между Российской Федера-
цией и ее субъектами;
5) учреждение системы органов государственной власти, наделение их пол-
номочиями, определение основных начал их деятельности;
6) установление системы принципов организации местного самоуправления.
В вопросе о современных проблемах конституционного права Российской Фе-
дерации необходимо основное внимание уделить таким проблемам как, гарантии
осуществления прав и свобод граждан; правовые основы функционирования граж-
данского общества; организация и деятельность органов государственной власти;
реализация принципов федерализма.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, конституционное право России — ведущая отрасль права Рос-
сийской Федерации, представляющая собой систему правовых норм, регулирую-
щих общественные отношения, которые определяют организационное и функцио-
нальное единство общества: основы конституционного строя Российской Федера-
ции, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство,
систему государственной власти и систему местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .