Файл: Конституционное право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4546

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Лекция 3. Основные этапы конституционного развития России

органом, но и распорядительным, а с другой стороны, была внесена поправка,
устанавливающая принцип разделения властей.

Третьим съездом народных депутатов был принят ряд постановлений, кото-

рые существенно изменяли Конституцию. Например, постановление «О перерас-
пределении полномочий между высшими государственными органами РСФСР для
осуществления антикризисных мер и выполнения решений Съездов народных де-
путатов РСФСР»

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17 марта 1991 г. по результатам референдума учреждается пост
Президента РСФСР.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

На третьей сессии Верховного Совета РСФСР принимаются Законы РСФСР

«О выборах Президента РСФСР», «О Президенте РСФСР»

2

.

На четвертом съезде народных депутатов утверждаются Законы РСФСР «Об из-

менениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» в связи с учре-
ждением поста Президента РСФСР и в связи с реформой местного самоуправления

3

.

Как уже отмечалось выше, внесение поправок не способствовало укреплению

законности и правопорядка. Требовались кардинальные изменения — принятие но-
вой Конституции, которая бы отвечала интересам всего государства.

Юридическое несовершенство механизма государственной власти проявлялось

и в том, что в стране усилилась острая поляризация политических сил. В самом
парламенте борьба двух тенденций — реформаторской и оппозиционной — постоян-
но порождала осложнения и кризисы. В обстановке острой конфронтации в Кон-
ституцию в декабре 1992 г. (VII Съезд) было введено положение, согласно которо-
му в случае роспуска или приостановления деятельности любых законно избран-
ных органов государственной власти полномочия Президента подлежали немед-
ленному прекращению.

В свою очередь Президент потребовал проведения референдума о доверии

Президенту, который состоялся 25 апреля 1993 года

4

. За доверие Президенту про-

голосовало 60% от принявших в референдуме участие. Таким образом, внедре-
ние в советскую модель власти генетически несовместимого с ней института пре-
зидентства привело к конкуренции парламентской власти с президентской. Это
доказало несовместимость традиционного и нового подходов к организации го-
сударственной власти и привело к превращению президента в самостоятельную
структуру.

Таким образом, необходимость принятия новой Конституции была осознана

всеми политическими силами. Однако ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март
1993 г.), ни IX (апрель 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в со-
стоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законода-
тельной и исполнительной ветвями власти.

1

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1991. 15. Ст. 495.

2

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 17. Ст. 510; Ст. 512.

3

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 22. Ст. 776.

4

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1993. 14. Ст. 501.


background image

17

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12 мая 1993 г. Президент Российской Федерации издает Указ №669
«О мерах по завершению подготовки новой Конституции Россий-
ской Федерации», согласно которому для завершения подготовки
проекта Конституции в Москве созывалось Конституционное со-
вещание.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Необходимо понимать особую природу Конституционного совещания как учреди-

тельного органа. Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Консти-
туции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого
проекта и проекта Конституционной комиссии. Конституционное совещание ра-
ботало больше месяца, в первоначальный проект было внесено свыше пятисот
поправок, около четырех десятков принципиально новых норм. 12 июля 1993 г.
проект был одобрен Совещанием.

При этом Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия

проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституцион-
ную комиссию.

Таким образом, и законодательная, и исполнительная власть имели свой про-

ект Конституции и свое представление о способе ее принятия. Конституционный
кризис вошел в новую фазу. Конституционная законность, была подорвана с двух
сторон и утратила свою нейтральность. Попытки достичь согласия не увенчались
успехом, кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия.

В результате Президентом был принят ряд мер по реформированию государ-

ственности. Указом о реформе представительных органов власти и органов мест-
ного самоуправления в Российской Федерации от 9 октября 1993 г. (№1617) были
прекращены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября
утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государ-
ственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской
власти в стране. Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря
1993 г. было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой
Конституции Российской Федерации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., со-
стояла в том, что одновременно с принятием новой Конститу-
ции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотрен-
ное еще не принятой Конституцией.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12 декабря 1993 г. состоялся референдум, на котором была принята действую-

щая Конституция Российской Федерации. Во всенародном голосовании по проекту
новой Конституции приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 зарегистрированных из-
бирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн 937 тыс.
630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это
означало, что Конституция Российской Федерации принята.

Для более полного ознакомления с особенностями принятия Конституции Рос-

сийской Федерации необходим анализ Постановления Центральной избирательной


background image

18

Лекция 3. Основные этапы конституционного развития России

комиссии Российской Федерации от 20 декабря 1993 г. «О результатах всенарод-
ного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»

1

. Кроме то-

го, необходимо обратить внимание на указ Президента Российской Федерации от
24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федера-
ции в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

2

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 3

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Охарактеризуйте основные этапы конституционного развития России.

2) Дайте характеристику деятельности Конституционного совещания и про-

ектов Конституции.

3) В чем специфика референдума по принятию Конституции Российской Фе-

дерации?

1

Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1993. 10. С. 4 5.

2

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. 42. Ст. 3995.


background image

Лекция 4

ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Понятие конституции как основного закона государства.

2) Юридические свойства конституции.

3) Функции конституции.

4) Форма и структура Конституции Российской Федерации.

5) Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Фе-

дерации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Конституция — нормативно-правовой акт, обладающий высшей
юридической силой, принятый, как правило, на референдуме и ре-
гулирующий основные начала устройства государства и органи-
зации государственной власти.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Конституция Российской Федерации как Основной закон страны имеет ряд

определенных свойств. Учредительный характер означает, что Конституция Рос-
сийской Федерации 1993 г. не учреждает нового государства, но Преамбула указы-
вает, что одной из конституционных задач является возрождение российской госу-
дарственности. Легитимность Конституции Российской Федерации означает, что
она принята законным путем, т. е. в порядке, установленном действовавшей до это-
го конституцией. Реальность Конституции Российской Федерации — возможность
гарантировать и исполнять установленные предписания в условиях режима закон-


background image

20

Лекция 4. Понятие, юридические свойства

и сущность конституции Российской Федерации

ности и правопорядка. Стабильность Конституции Российской Федерации прояв-
ляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчи-
вости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.
Верховенство Конституции Российской Федерации в системе нормативных актов.
Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что она подлежит
реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее норма-
тивных актов.

Сущность Конституции Российской Федерации заключается в том, что она

выполняет не только юридическую функцию (устанавливает основные принципы
правового регулирования), но и является документом идеологическим и полити-
ческим. Как идеологический документ она показывает мировоззрение общества,
выполняет воспитательную функцию, указывает на те социальные ценности, кото-
рые взяты правом под охрану. Как политический документ Конституция Россий-
ской Федерации устанавливает основы политических отношений в стране.

В вопросе формы и структуры Конституции Российской Федерации наиболее

важным является уяснение того, что форма — это внешнее выражение конституци-
онных норм. Российская конституция по форме является кодифицированной, т. е.
состоящей из одного нормативного акта. Структура — это принятый порядок орга-
низационного строения конституционных норм.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В структуре Конституции Российской Федерации выделяются три
элемента — Преамбула, основная часть и заключительные и пере-
ходные положения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Преамбула Конституции Российской Федерации представляет собой вводную

часть, в которой указываются цели принятия Конституции Российской Федера-
ции, исторические условия ее принятия и т. д. Положения Преамбулы не являются
правовыми нормами, но имеют нормативное значение при применении иных по-
ложений Конституции Российской Федерации.

Основная часть Конституции Российской Федерации содержит нормы, закреп-

ляющие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина,
систему и статус государственных органов и органов местного самоуправления,
территориальное устройство. Основная часть Конституции Российской Федерации
состоит из 9 глав, разделенных на 137 статей. При характеристике структуры ос-
новной части наиболее важным является то, что глава «Федеративное устройство»
следует за главой о правах и свободах, что подчеркивает права и свободы человека
как высшую ценность. Глава IV «Президент Российской Федерации» предшеству-
ет другим главам, регулирующим систему органов государственной власти, что
является показателем места и роли главы государства в общей системе органов
власти.

Заключительные и переходные положения Конституции Российской Федера-

ции содержат отдельные исключения из общих правил, установленных в основной
части. Например, п. 7 Раздела второго «Заключительные и переходные положе-
ния» устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума первого созыва
избираются сроком на два года, в то время как п. 1 ст. 96 устанавливает, что Го-