ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4560
Скачиваний: 9
Контрольные вопросы по лекции 1
11
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Как соотносятся понятия конституционное право как отрасль права, как
отрасль юридической науки и как учебная дисциплина?
2) Что такое конституционное право как отрасль национального права и каков
его предмет?
3) В чем специфика конституционного права? Чем оно отличается от других
отраслей права?
4) Дайте понятие конституционно-правовых отношений.
5) Каковы субъекты и объекты конституционно-правовых отношений?
6) Назовите источники конституционного права зарубежных стран.
Лекция 2
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НАУКА
И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1) Понятие науки конституционного права.
2) Задачи науки конституционного права.
3) Структура науки конституционного права.
4) Источник и методология науки конституционного права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наука конституционного права представляет собой систе-
му знаний о действующем конституционном праве как само-
стоятельной отрасли права, о закономерностях воздействия
конституционно-правовых норм на общественные отношения,
формирование предмета конституционно-правового регулирования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Между конституционным правом как наукой и отраслью существует тесная
связь. Конституционное право как отрасль права регулирует определенную сферу
общественных отношений. Конституционное право как наука изучает особенности
возникновения конституционного права как отрасли права и его воздействия на об-
щественные отношения. Следовательно, предметом исследования науки является
отрасль права как система правовых норм.
Однако задачи науки конституционного права гораздо шире.
Первая задача науки конституционного права — изучение конституционного
права как самостоятельной отрасли права, т. е. статики конституционного права,
того, что существует в настоящее время.
13
Вторая задача — развитие научной теории конституционного права. Именно
в рамках науки права создается идеальная модель конституционного права как
отрасли права. Наука конституционного права выявляет объективные потребности
в конституционно-правовом регулировании.
Третья задача — изучение реальной практики государственного строительства,
выработка рекомендаций о его направлениях в конституционно-правовом регули-
ровании, подготовка проектов нормативных правовых актов, анализ эффективно-
сти действующих норм и внесение предложений по ее обеспечению.
В-четвертых, наука конституционного права в тесной связи с историко-те-
оретическими науками (история государства и права России, история государства
и права зарубежных стран, история политических и правовых учений) изучает ис-
торию возникновения и развития конституционно-правовых институтов как в Рос-
сии, так и за рубежом.
Пятой задачей науки конституционного права является формирование консти-
туционно-правового мировоззрения.
Наконец, в-шестых, наука конституционного права формулирует понятия и со-
здает научно обоснованный курс российского конституционного права как одной
из учебных дисциплин.
В системе науки конституционного права Российской Федерации можно выде-
лить несколько разделов.
Первый раздел в системе науки посвящен характеристике конституционного
права и науки в целом. В данном разделе рассматриваются общие проблемы от-
расли права (особенности предмета и метода правового регулирования, специфика
источников конституционного права, особенности конституционно-правовых от-
ношений и др.).
Второй раздел составляют теоретические разработки, посвященные основам
теории конституции, дающие анализ конституционного развития государства.
Третий раздел науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вы-
текающих из содержания основополагающего конституционно-правового инсти-
тута «Основы конституционного строя». Данная часть науки охватывает теории
и концепции, связанные с изучением проблем сущности Российского государства,
суверенитета, народовластия и т. д.
Относительно самостоятельной частью науки конституционного права являют-
ся теоретические разработки, связанные с анализом правового статуса личности,
природы его прав, свобод и обязанностей.
Особый раздел науки посвящен теоретическим разработкам проблем россий-
ского федерализма, правового статуса субъектов Российской Федерации, разграни-
чения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Шестой раздел науки конституционного права объединяет исследования по
проблемам организации и функционирования систем государственной власти и мест-
ного самоуправления.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается
на широкую систему источников. В данном случае под источниками науки консти-
14
Лекция 2. Конституционное право
Российской Федерации как наука и как учебная дисциплина
туционного права понимаются факторы, составляющие основы научного познания,
и их необходимо отграничивать от источников конституционного права как отрасли.
К источникам науки конституционного права относят труды отечественных
и зарубежных ученых, источниками также являются нормативные и иные правовые
акты. Важным источником научного познания является практика, т. е. те процессы,
которые происходят в жизни на основе действия конституционно-правовых норм.
Методологическая основа науки — совокупность тех способов и приемов, на
основе которых происходит исследование конституционно-правовой действитель-
ности: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, анализа
и синтеза и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Назовите предмет и функции науки конституционного права.
2) Назовите основные задачи науки конституционного права.
3) В чем состоят особенности источников науки конституционного права?
Лекция 3
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ
1) Конституционное развитие Российской Федерации в 1991–1993 гг.
2) Учреждение поста Президента РСФСР.
3) Референдум о доверии Президенту РСФСР.
4) Указ Президента Российской Федерации №669 от 12 мая 1993 г.
5) Конституционное совещание.
6) Указы Президента Российской Федерации от 9 октября и 27 октября
1993 г. Референдум от 12 декабря 1993 г.
Изучение данной темы необходимо начать с анализа политики демократиче-
ских и рыночных реформ начала 1990-х. На Первом съезде народных депутатов
РСФСР было принято решение о разработке новой Конституции. Однако приня-
тие нового Основного закона страны оттягивалось. В текст Конституции РСФСР
1978 г. вносились многочисленные поправки, для того чтобы устранить возникав-
шие несоответствия и прямые противоречия между реальной действительностью
и теми нормами, которые были установлены Конституцией.
Но путем внесения поправок невозможно было решить задачи конституцион-
ной реформы. Самая большая трудность состояла в том, что зачастую спешное
внесение изменений и дополнений порождало рассогласованность норм, установ-
ленных Конституцией. Например, в Конституции сохранялась норма, согласно ко-
торой Верховный Совет являлся не только представительным и законодательным