ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4237
Скачиваний: 11
16
Лекция 2. Субъекты международного права
Каждый субъект международного права обладает международной правосубъ-
ектностью. В ее составе выделяются правоспособность, дееспособность и делик-
тоспособность. Правоспособность — это способность субъекта международного
права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способно-
стью обладают государства в момент образования; нации, борющиеся за неза-
висимость, — с момента признания; межгосударственные организации — с момен-
та вступления учредительных документов в силу. Дееспособность означает осу-
ществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознан-
ными действиями своих прав и обязанностей. Деликтоспособность — это способ-
ность субъекта международного права нести юридическую ответственность за со-
вершенные международные правонарушения.
Виды субъектов международного права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государства как субъекты международного права обладают уни-
версальной международной правоспособностью.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они могут участвовать в регулировании любых международных отношений,
не запрещенных международным правом.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Количество признанных государств постоянно увеличивается,
в настоящее время их 194.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Межгосударственные (межправительственные) организации являются субъек-
тами международного права в силу того, что государства наделили их соответ-
ствующими правами и обязанностями, которые закреплены в учредительных актах
(уставах, статутах, договорах) и полностью соответствуют основным принципам
международного права. Международная правосубъектность межгосударственных
организаций носит различный характер в зависимости от целей их создания и за-
дач деятельности. Наибольшим объемом международной правоспособности обла-
дает ООН. Но в любом случае, их правоспособность носит ограниченный характер
в сравнении с правоспособностью государств. Нациями считаются исторически
сложившиеся общности людей, которые характеризуются следующими признака-
ми: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью пси-
хологического склада, проявляющегося в общности культуры. Субъектами между-
народного права являются только те нации, которые борются за свое националь-
ное освобождение и создание собственных независимых государств, и это право
признано международным сообществом (право палестинского народа на создание
своего государства).
2.2 Государства как основные субъекты международного права
17
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Соответственно, нация не может претендовать на статус субъекта
международного права в результате самопровозглашения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственно-подобным образованием в настоящее время является только
город-государство Ватикан. Главная цель провозглашения в 1929 г. (на основе Ла-
теранских соглашений между Святым престолом и правительством Италии) Ва-
тикана — создать условия независимого правления для главы католической церк-
ви. Ватикан поддерживает внешние связи со многими государствами, учрежда-
ет в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглав-
ляемые папскими нунциями или интернунциями. Делегации Ватикана участвуют
в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда
межправительственных организаций, имеет постоянных наблюдателей при ООН
и других организациях.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ранее к государственно-подобным образованиям относились вольные города
(Данциг в период 1919–1945 гг.) и Западный Берлин (1945–1990 гг.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Статусом государственно-подобного образования обладает Мальтийский ор-
ден, его местопребывание г. Рим. Физические лица (индивиды) не относятся к клас-
сическим субъектам международного права, но обладают определенной (ограни-
ченной) правосубъектностью. Они могут обращаться в международные органы по
защите прав человека, несут индивидуальную уголовную ответственность за уча-
стие в совершении международных преступлений (геноцид, военные преступле-
ния и др.).
2.2 Государства как основные субъекты
международного права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под государством понимается политико-территориальное обра-
зование, со всеми присущими ему признаками суверенного госу-
дарства и которое признано другими государствами как субъект
международного права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К основным признакам государства относятся: территория, население и суве-
ренная власть. Государства признаются основными субъектами международного
права в силу того, что они являются первичными субъектами, от воли которых
зависит появление иных субъектов международного права. Государства выступа-
18
Лекция 2. Субъекты международного права
ют в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет
какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязатель-
ные правила поведения. Нормы международного права создаются посредством со-
гласования волеизъявления (соглашения) суверенных государств и направлены на
соблюдение суверенитета каждого государства. В осуществлении международных
отношений все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют оди-
наковые права и обязанности и являются равноправными членами международного
сообщества независимо от различий экономического, социального, политического
или иного характера.
2.3 Международно-правовое признание
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Международно-правовое
признание — это
политико-правовой
акт государства, которым подтверждается возникновение но-
вого субъекта международного права и с которым признающее
государство считает целесообразным установить дипломатиче-
ские и иные основанные на международном праве отношения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Соответственно, признание в основном применяется в отношении государств.
В отдельных случаях признание применяется в отношении наций, борющихся за
свою независимость, и государственно-подобных образований (в отношении Ва-
тикана). Признание обычно выражается путем подачи официального заявления
в адрес признаваемого государства. Формами признания является: де-факто (имеет
место в тех случаях, когда нет уверенности в прочности признаваемого субъекта
международного права) и де-юре (полное окончательное и официальное призна-
ние). В результате признания де-юре стороны устанавливают взаимные диплома-
тически отношения, заключают договоры по политическим, экономическим, куль-
турным и иным вопросам. Особой разновидностью признания является признание
правительств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К признанию правительств государства прибегают в случаях, когда
в государстве происходит неконституционная смена власти (госу-
дарственный переворот, социальная революция).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Через признание правительств государство обеспечивает свою международную
дееспособность. Однако для признания подобного правительства требуется соблю-
дение им международных обязательств своего государства, реальный контроль за
положением в стране и соблюдение прав человека.
Контрольные вопросы по лекции 2
19
2.4 Правопреемство государств
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Международное правопреемство — переход прав и обязанностей
от одного субъекта международного права к другому вследствие
возникновения или прекращения существования государства (или
прекращения деятельности международной организации) либо из-
менения его территории.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государство-правопреемник приобретает в основном все международные пра-
ва и обязанности своего правопредшественника. Основные вопросы правопреем-
ства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвен-
ции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и в Венской кон-
венции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности,
государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Основные сферы пра-
вопреемства: международные договоры (которые были заключены государством-
правопредшественником); государственная собственность (внутригосударственная
и зарубежная); государственные архивы и государственные долги государства-
правопредшественника. Особенности правопреемства зависят от того, какое пре-
образование происходит с государством — объединение или разделение. От этого
зависит объединение или разделение собственности, архивов и долгов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Кто является субъектами современного международного права? Дайте
краткую характеристику каждому такому субъекту?
2) Почему государства — основные субъекты международного права?
3) Что такое международно-правовое признание и в каких формах оно выра-
жается?
4) Дайте понятие правопреемства государств.
Лекция 3
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
1) Понятие права международных договоров, их классификация и кодификация
2) Заключение международных договоров
3) Действие и применение международных договоров
4) Условия действительности и недействительности международных дого-
воров
5) Прекращение действия международных договоров
3.1 Понятие права международных договоров, их
классификация и кодификация
Международные договоры заключаются в целях конкретного и четкого опре-
деления взаимных прав и обязанностей субъектов международного права. До-
говорная форма в современном международном праве преобладает над иными
международно-правовыми источниками, не умаляя их значения. Право междуна-
родных договоров представляет собой отрасль международного права, состоящую
из норм, регламентирующих заключение, действие и прекращение международных
договоров.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Международный договор — международное соглашение, заклю-
ченное между государствами и/или другими субъектами между-
народного права в письменной форме и регулируемое международ-
ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглаше-
ние в одном или нескольких документах, а также независимо от
его конкретного наименования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .