Файл: Международное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4237

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Лекция 2. Субъекты международного права

Каждый субъект международного права обладает международной правосубъ-

ектностью. В ее составе выделяются правоспособность, дееспособность и делик-
тоспособность. Правоспособность — это способность субъекта международного
права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способно-
стью обладают государства в момент образования; нации, борющиеся за неза-
висимость, — с момента признания; межгосударственные организации — с момен-
та вступления учредительных документов в силу. Дееспособность означает осу-
ществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознан-
ными действиями своих прав и обязанностей. Деликтоспособность — это способ-
ность субъекта международного права нести юридическую ответственность за со-
вершенные международные правонарушения.

Виды субъектов международного права

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государства как субъекты международного права обладают уни-
версальной международной правоспособностью.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они могут участвовать в регулировании любых международных отношений,

не запрещенных международным правом.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Количество признанных государств постоянно увеличивается,
в настоящее время их 194.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Межгосударственные (межправительственные) организации являются субъек-

тами международного права в силу того, что государства наделили их соответ-
ствующими правами и обязанностями, которые закреплены в учредительных актах
(уставах, статутах, договорах) и полностью соответствуют основным принципам
международного права. Международная правосубъектность межгосударственных
организаций носит различный характер в зависимости от целей их создания и за-
дач деятельности. Наибольшим объемом международной правоспособности обла-
дает ООН. Но в любом случае, их правоспособность носит ограниченный характер
в сравнении с правоспособностью государств. Нациями считаются исторически
сложившиеся общности людей, которые характеризуются следующими признака-
ми: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью пси-
хологического склада, проявляющегося в общности культуры. Субъектами между-
народного права являются только те нации, которые борются за свое националь-
ное освобождение и создание собственных независимых государств, и это право
признано международным сообществом (право палестинского народа на создание
своего государства).


background image

2.2 Государства как основные субъекты международного права

17

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Соответственно, нация не может претендовать на статус субъекта
международного права в результате самопровозглашения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственно-подобным образованием в настоящее время является только

город-государство Ватикан. Главная цель провозглашения в 1929 г. (на основе Ла-
теранских соглашений между Святым престолом и правительством Италии) Ва-
тикана — создать условия независимого правления для главы католической церк-
ви. Ватикан поддерживает внешние связи со многими государствами, учрежда-
ет в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглав-
ляемые папскими нунциями или интернунциями. Делегации Ватикана участвуют
в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда
межправительственных организаций, имеет постоянных наблюдателей при ООН
и других организациях.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ранее к государственно-подобным образованиям относились вольные города

(Данциг в период 1919–1945 гг.) и Западный Берлин (1945–1990 гг.).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Статусом государственно-подобного образования обладает Мальтийский ор-

ден, его местопребывание г. Рим. Физические лица (индивиды) не относятся к клас-
сическим субъектам международного права, но обладают определенной (ограни-
ченной) правосубъектностью. Они могут обращаться в международные органы по
защите прав человека, несут индивидуальную уголовную ответственность за уча-
стие в совершении международных преступлений (геноцид, военные преступле-
ния и др.).

2.2 Государства как основные субъекты
международного права

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под государством понимается политико-территориальное обра-
зование, со всеми присущими ему признаками суверенного госу-
дарства и которое признано другими государствами как субъект
международного права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К основным признакам государства относятся: территория, население и суве-

ренная власть. Государства признаются основными субъектами международного
права в силу того, что они являются первичными субъектами, от воли которых
зависит появление иных субъектов международного права. Государства выступа-


background image

18

Лекция 2. Субъекты международного права

ют в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет
какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязатель-
ные правила поведения. Нормы международного права создаются посредством со-
гласования волеизъявления (соглашения) суверенных государств и направлены на
соблюдение суверенитета каждого государства. В осуществлении международных
отношений все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют оди-
наковые права и обязанности и являются равноправными членами международного
сообщества независимо от различий экономического, социального, политического
или иного характера.

2.3 Международно-правовое признание

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международно-правовое

признание — это

политико-правовой

акт государства, которым подтверждается возникновение но-
вого субъекта международного права и с которым признающее
государство считает целесообразным установить дипломатиче-
ские и иные основанные на международном праве отношения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Соответственно, признание в основном применяется в отношении государств.

В отдельных случаях признание применяется в отношении наций, борющихся за
свою независимость, и государственно-подобных образований (в отношении Ва-
тикана). Признание обычно выражается путем подачи официального заявления
в адрес признаваемого государства. Формами признания является: де-факто (имеет
место в тех случаях, когда нет уверенности в прочности признаваемого субъекта
международного права) и де-юре (полное окончательное и официальное призна-
ние). В результате признания де-юре стороны устанавливают взаимные диплома-
тически отношения, заключают договоры по политическим, экономическим, куль-
турным и иным вопросам. Особой разновидностью признания является признание
правительств.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К признанию правительств государства прибегают в случаях, когда
в государстве происходит неконституционная смена власти (госу-
дарственный переворот, социальная революция).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Через признание правительств государство обеспечивает свою международную

дееспособность. Однако для признания подобного правительства требуется соблю-
дение им международных обязательств своего государства, реальный контроль за
положением в стране и соблюдение прав человека.


background image

Контрольные вопросы по лекции 2

19

2.4 Правопреемство государств

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международное правопреемство — переход прав и обязанностей
от одного субъекта международного права к другому вследствие
возникновения или прекращения существования государства (или
прекращения деятельности международной организации) либо из-
менения его территории.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государство-правопреемник приобретает в основном все международные пра-

ва и обязанности своего правопредшественника. Основные вопросы правопреем-
ства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвен-
ции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и в Венской кон-
венции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности,
государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Основные сферы пра-
вопреемства: международные договоры (которые были заключены государством-
правопредшественником); государственная собственность (внутригосударственная
и зарубежная); государственные архивы и государственные долги государства-
правопредшественника. Особенности правопреемства зависят от того, какое пре-
образование происходит с государством — объединение или разделение. От этого
зависит объединение или разделение собственности, архивов и долгов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Кто является субъектами современного международного права? Дайте

краткую характеристику каждому такому субъекту?

2) Почему государства — основные субъекты международного права?

3) Что такое международно-правовое признание и в каких формах оно выра-

жается?

4) Дайте понятие правопреемства государств.


background image

Лекция 3

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

1) Понятие права международных договоров, их классификация и кодификация

2) Заключение международных договоров

3) Действие и применение международных договоров

4) Условия действительности и недействительности международных дого-

воров

5) Прекращение действия международных договоров

3.1 Понятие права международных договоров, их
классификация и кодификация

Международные договоры заключаются в целях конкретного и четкого опре-

деления взаимных прав и обязанностей субъектов международного права. До-
говорная форма в современном международном праве преобладает над иными
международно-правовыми источниками, не умаляя их значения. Право междуна-
родных договоров представляет собой отрасль международного права, состоящую
из норм, регламентирующих заключение, действие и прекращение международных
договоров.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международный договор — международное соглашение, заклю-
ченное между государствами и/или другими субъектами между-
народного права в письменной форме и регулируемое международ-
ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглаше-
ние в одном или нескольких документах, а также независимо от
его конкретного наименования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .