ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4240
Скачиваний: 11
Лекция 4
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ И КОНСУЛЬСКОЕ
ПРАВО
1) Понятие дипломатического и консульского права и его источники
2) Органы внешних сношений государств
3) Дипломатические представительства
4) Консульские представительства
5) Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты
4.1 Понятие дипломатического и консульского права
и его источники
Каждое государство осуществляет свою независимую внешнюю политику, опре-
деляет свой курс в международных делах. Внешнеполитическая деятельность го-
сударства реализуется через свои зарубежные органы. Главными из них являются
дипломатические и консульские представительства. Каждое из них выполняет са-
мостоятельные функции, наличие которых обусловливает отдельное правовое ре-
гулирование. По указанной причине дипломатическое и консульское право пред-
ставляют собой раздельные, но взаимосвязанные отрасли международного права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дипломатическое право — это совокупность норм, регламенти-
рующих статус и функции дипломатических представительств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2 Органы внешних сношений государств
27
В течение долгого времени дипломатическое право основывалось на обычаях.
В настоящее время оно носит кодифицированный (систематизированный договор-
ной) характер. Основным источником дипломатического права является Венская
конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Консульское право — совокупность международно-правовых норм,
регулирующих консульские отношения между государствами,
включая статус и функции консулов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Консулом признается должностное лицо государства, находящееся на терри-
тории другого государства для защиты интересов своих граждан и своего госу-
дарства. Основным источником консульского права являются Венская конвенция
о консульских сношениях 1963 г., двухсторонние консульские конвенции. Боль-
шое значение в работе консулов занимает внутреннее право представляемого го-
сударства, поскольку консул оказывает помощь своим гражданам, применяя право
представляемого государства. В частности, он удостоверяет доверенности, завеща-
ния, совершает акты гражданского состояния, выдает официальные справки и т. п.,
действуя при этом от имени представляемого государства.
4.2 Органы внешних сношений государств
Государство является единым субъектом международного права, его внешне-
политические функции выполняют органы внешних сношений. Различают внутри-
государственные и зарубежные органы внешних сношений. К внутригосударствен-
ным органам внешних сношений относятся: глава государства, парламент, прави-
тельство, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции
которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Российской Федерации к внутригосударственным органам
внешних сношений относятся: Президент РФ, глава правительства
РФ; Федеральное Собрание РФ; министерство иностранных дел
РФ; Конституционный Суд РФ (в части проверки конституцион-
ности международных договоров).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Полномочия этих органов определяются Конституцией РФ и российским за-
конодательством. Зарубежными органами внешних сношений являются диплома-
тические и консульские представительства, торговые представительства, предста-
вительства государств при международных организациях, делегации на междуна-
родных совещаниях и конференциях, специальные миссии. Субъекты федерации
могут открывать свои представительства за рубежом, но они не относятся к ка-
тегории дипломатических представительств и не могут выполнять политические
функции.
28
Лекция 4. Дипломатическое и консульское право
4.3 Дипломатические представительства
Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и мис-
сии. Большинство государств предпочитает обмениваться дипломатическими пред-
ставительствами — посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полно-
мочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверен-
ный в делах. Дипломатические отношения, как правило, устанавливаются на ос-
новании соглашения между соответствующими государствами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дипломатические
представительства
выполняют
следующие
функции: представительство своего государства в стране пре-
бывания; защита интересов аккредитующего государства и его
граждан в стране пребывания; ведение переговоров с прави-
тельством страны пребывания; выяснение всеми законными
средствами условий и событий в стране пребывания; поощрение
дружественных отношений между аккредитующим государством
и страной пребывания.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Перед назначением главы представительства аккредитующее государство за-
прашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на на-
значение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ
в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой
представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане. По
получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представи-
тельства выдается верительная грамота — документ, адресованный властям страны
пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо будет излагать от име-
ни этого государства (т. е., иными словами, удостоверительный документ для главы
диппредставительства). По прибытии в страну назначения глава представительства
вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных
дел (если глава представительства — поверенный в делах). Персонал дипломатиче-
ского представительства подразделяется на три вида: дипломатический персонал,
административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Дипломати-
ческий персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные
звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, совет-
ники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской,
военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе. Административно-
технический персонал — это лица, осуществляющие административно-техническое
обслуживание представительства (переводчики, референты, секретари и т. д.). Об-
служивающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по об-
служиванию представительства (водители, садовники, уборщицы и т. д.). Члены
дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого
ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персо-
нала могут быть гражданами страны пребывания. Из числа глав дипломатических
представительств избирается их, как правило самый старший по возрасту, общий
представитель (старшина, старейшина), именуемый дуайен.
4.5 Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты
29
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дуайен выполняет исключительно протокольные функции в госу-
дарстве пребывания и действует от имени всех глав диппредста-
вительств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4 Консульские представительства
Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консуль-
ство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют со-
ответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Кон-
сульское представительство, в отличие от дипломатического, действует не на всей
территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского окру-
га. Им может быть вся территория государства либо его часть. Для выполнения
консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзеквату-
ры. Консульский патент представляет собой документ от имени представляемо-
го государства, подтверждающий факт назначения соответствующего лица кон-
сулом. Консульский патент направляется правительству государства пребывания.
После получения консульского патента государство пребывания принимает реше-
ние о выдаче разрешения (именуемое экзекватурой) на выполнение консулом сво-
их функций в консульском округе. Функции консульских представительств иные,
чем у посольств. К ним относятся: защита за границей прав и интересов госу-
дарства, своих граждан и физических лиц; содействие развитию дружественных
отношений с государством пребывания; учет постоянно проживающих и временно
находящихся в его консульском округе своих граждан; обеспечение и защита прав
своих граждан, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы
в иной форме или отбывающих наказание; выдача, продление, погашение виз на
въезд и выезд; регистрация актов гражданского состояния; совершение нотари-
альных действий; легализация (скрепление документов штампами установленного
образца, удостоверенными подписями должностных лиц) документов. Персонал
консульских учреждений делится на три группы: консульские должностные лица,
административно-технический и обслуживающий персонал. В отдельных случаях
государства могут поручить выполнение консульских функций в государстве пре-
бывания нештатным (почетным) консулам. Нештатный консул — это лицо, которое
не состоит на государственной службе представляемого государства, но выполняет
по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции.
4.5 Дипломатические и консульские привилегии
и иммунитеты
Для обеспечения благоприятной работы дипломатических и консульских пред-
ставительств им предоставляются исключительные права, льготы и преимущества
в стране пребывания (именуемые привилегиями), а также защита в виде изъятий
из-под действия уголовной, административной и гражданской юрисдикции страны
30
Лекция 4. Дипломатическое и консульское право
пребывания (именуемые иммунитетами). В соответствии с международным стату-
сом дипломатических и консульских представительств устанавливаются следую-
щие дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты:
1) неприкосновенность помещений представительства: никто не может вой-
ти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консуль-
ского или дипломатического представительства (государство пребывания
обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от
вторжения извне и нанесения им ущерба);
2) право беспрепятственного сношения представительства со своим прави-
тельством, дипломатическим представительством и другими консульскими
представительствами;
3) защита помещений представительства и находящегося в них имущества,
а также средств передвижения представительства от обыска, реквизиции,
ареста и исполнительных действий;
4) освобождение представительства от всех государственных, районных и му-
ниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные ви-
ды обслуживания (сборы, взимаемые представительством при выполнении
своих обязанностей, например за выдачу виз, освобождаются от всех на-
логов, сборов и пошлин страны пребывания);
5) неприкосновенность в любое время архивов и документов представитель-
ства независимо от их местонахождения;
6) неприкосновенность официальной корреспонденции представительства
(почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию);
7) неприкосновенность должностных лиц представительства, недопустимость
их задержания или ареста.
Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломати-
ческим, однако в отношении них действуют некоторые правила, не применимые
к дипломатическим представителям: консульские работники могут быть лишены
свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления. В от-
ношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уго-
ловное дело, и он обязан являться в компетентные органы (при этом, а также
при задержании обязательно уведомление ими консульского учреждения). Персо-
нал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля, отказ
консула от дачи показаний недопустим; предъявление иска консульским работни-
кам лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему
встречного иска; государство может отказаться от иммунитета консульских работ-
ников.