ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10510
Скачиваний: 7
Лекция 1
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА
1) Понятие и признаки государства
2) Правое государство. Государство и гражданское общество
3) Сущность государства. Классовое и общечеловеческое в государстве
1.1 Понятие и признаки государства
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определе-
ние, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мысли-
телями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объ-
единение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной террито-
рии и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, со-
циологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или
иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет вы-
делить следующие основные признаки государства, отличающие его от других ор-
ганизаций современного общества. К ним обычно относят:
1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специ-
альным аппаратом управления и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;
4) взимание налогов.
12
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
Особая публичная (политическая) власть — один из главных признаков госу-
дарства.
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами
населения, государственная власть приобретает политический характер. Особен-
ность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обще-
ством, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью
по отношению к обществу и другим источникам власти [3].
Публичная власть институционализирована, — ее осуществляет государствен-
ный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа
в государственном аппарате служит профессией.
Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны,
т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внут-
ренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими
государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается
исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав чело-
века, а также — международных договоров.
Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных
полномочий государства осуществлять правотворчество, т. е. издавать, изменять
или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобяза-
тельных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать
к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства,
поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содер-
жать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распростра-
нять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории,
либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С учетом перечисленных признаков государство — это историче-
ски выделившаяся из общества политическая организация особой
суверенной публичной власти, выражающая и защищающая об-
щие интересы различных социальных групп, а также обеспечива-
ющая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Правое государство. Государство и гражданское
общество
Особая модель государства раскрывается понятием «правовое государство».
Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет тре-
бования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятель-
ность в соответствии с правовыми установлениями.
Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю исто-
рию. Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую органи-
зацию общества и государственной власти. Идею единства власти и права раз-
вивал греческий мыслитель и государственный деятель Солон (VI в. до н. э.).
Лекция 1. Понятие, признаки и сущность государства
13
Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку
беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных
и справедливых законов подчеркивал величайший философ античности Платон
(427–347 гг. до н. э.). А основоположник античной политической науки Аристо-
тель (384–322 гг. до н. э.) обосновал идею господства права и правовой законности,
идею права как критерия справедливости.
Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат
немецкому философу И. Канту (1724–1804 гг.). Опираясь на теорию естественных,
неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства опи-
раться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом
право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как
обеспеченные государством естественные права и свободы человека.
Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель,
которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, —
это сфера долженствования (как должно быть).
Другой немецкий мыслитель — Г. Гегель (1770–1831 гг.) рассматривал правовое
государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал
право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые
законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, по-
этому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею
свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы».
Сам же термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого
либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике право-
вого государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантирован-
ность и реальность осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей [2].
Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию государ-
ственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур
строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов,
иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основы-
ваться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих,
связанность государства им же созданными законами, самоограничение государ-
ства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его ор-
ганов.
Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и ре-
альное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения перед
законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможно-
стями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать
естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на
14
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода пере-
движения, свобода совести и др.
Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство
и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и облада-
ют взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать
от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет
перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны су-
ществовать возможности, позволяющие личности требовать от государства испол-
нения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок об-
жалования действий и решений государственных органов и должностных лиц,
которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ
«каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия
(или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправ-
ления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы
в суд».
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функ-
ционирование трех ветвей государственной власти — законодательной, исполни-
тельной и судебной, опирающихся на систему сдержек и противовесов. Действие
этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпи-
ровать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противове-
сов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей
власти, их согласованное действие на основе общих принципов.
Гражданское общество — предпосылка и условие существования правового го-
сударства. Гражданское общество — есть объединение частных личностей. В нем
доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи между ин-
дивидами строятся по принципу — «пределы свободы личности, определяются пре-
делами свободы другой личности». Это независимая от государства относитель-
но самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные
группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориально-
го и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей.
Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается об-
щество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от соб-
ственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности,
вправе распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду.
В гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем суще-
ствует терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм
идеологий, взглядов, суждений.
Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться
к законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна
быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе вмешиваться.
Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его инте-
ресам, выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: «Не обще-
ство для государства, а государство для общества».
Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны
друг с другом и предполагают друг друга.
Лекция 1. Понятие, признаки и сущность государства
15
1.3 Сущность государства. Классовое
и общечеловеческое в государстве
Сущность государства как общественного явления представляет собой много-
гранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних
и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной
управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит, выявить то глав-
ное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обще-
стве, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что
оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация
политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом
смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть — это особый
вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными
организационными возможностями еще и правом применения насильственного
принуждения для исполнения государственных велений.
Государство возникает как классовая организация политической власти. Это
положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практи-
кой. Действительно, рабовладельческое государство по своей сущности, в основе
своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени
оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство — это
основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также других бога-
тых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое
государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган
выражения интересов буржуазии.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущ-
ность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, кото-
рые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государ-
ства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно ре-
шало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное
предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринима-
лись мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Пла-
тон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утвер-
ждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства
поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения го-
сударства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность
(Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел
в развитии и реализации свободы человека.
Основным предназначением государства марксистское учение считает созда-
ние такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя
их столкновение.
В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоден-
ствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые
главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона
разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей
каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.) [3].