ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10514
Скачиваний: 7
16
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются те-
ми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития
общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение го-
сударства.
Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные историче-
ские периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним
относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность,
способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения обще-
ственной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.
Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство
начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий,
учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь
таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями.
В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные об-
щедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, глас-
ность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его
внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных
договоренностей с другими государствами.
Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное госу-
дарство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое
государство (по форме)
1
.
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исклю-
чения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, на-
стоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали,
существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития,
выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим
государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практи-
ка, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые
проявляются на всех этапах его развития.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Что такое государство? Почему существует множество определений госу-
дарства?
2) Каковы признаки государства как основной властвующей политической ор-
ганизации общества?
3) В чем единство и различие взглядов на государство у Аристотеля и Гегеля?
4) Каковы основные положения материалистической теории государства?
1
См.: Лившиц P. 3. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подхо-
дов // Советское государство и право. 1990. №10. С. 16–17.
Лекция 1. Понятие, признаки и сущность государства
17
5) Как определяли государство русские юристы (Коркунов, Шершеневич, Тру-
бецкой и др.)?
6) Что нового вносит современная юридическая наука в понятие государства
и его социального назначения?
7) Какова служебная роль современного государства, в частности российского?
8) Вечно ли государство? Ваши суждения.
Лекция 2
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
1) Понятие и элементы формы государства
2) Форма правления
3) Форма государственного устройства
4) Форма государственного (политического) режима
2.1 Понятие и элементы формы государства
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Форма государства — это совокупность его внешних признаков,
показывающих порядок образования и организацию высших орга-
нов государства, территориальное устройство государства, при-
емы и методы осуществления государственной власти.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Форму государства, что отражается и в определении, характеризуют три эле-
мента: форма правления, форма государственного устройства и политический ре-
жим; таким образом, это синтетическое понятие, состоящее из отдельных частей.
Конструирование категории «форма государства» — попытка с различных сторон
и в то же время комплексно рассмотреть организацию и функционирование госу-
дарства, и прежде всего — формирование и деятельность его высших органов.
Проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первосте-
пенное практически-политическое значение, т. к. от того как организована и реали-
зуется государственная власть, зависят эффективность государственного руковод-
ства, действенность управления, состояние законности и правопорядка в стране.
Лекция 2. Форма государства
19
В связи с общим пониманием категории «форма государства» возникает нема-
ло проблем, к их рассмотрению мы вернемся позже, после характеристики состав-
ляющих формы государства в традиционном отечественном понимании: формы
правления, формы государственного устройства и политического режима.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее
считали состоящей из формы правления и формы государственного устройства
1
,
к которым в последствии добавился политический режим.
2.2 Форма правления
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Форма правления — это организация высших органов государ-
ственной власти, их структура, порядок образования, распреде-
ление компетенции и взаимоотношения с населением.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Различают две основные формы правления — монархическую и республиканскую.
Монархия (в переводе с греческого — единовластие) — такая форма правления,
при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту
власть, как правило, по наследству.
Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что
из каждого из указанных признаков можно найти исключения. В силу этого ряд
монархических государств не вполне соответствуют предложенному определению.
Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит
одному человеку — монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное
решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего име-
ни; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на
любую должность и т. д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет,
и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Одна-
ко власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую
очередь представительными, органами государства, конституцией. За монархом во-
обще могут оставаться лишь символические полномочия.
Монарх пользуется титулом (король, император, князь, герцог и т. д.), имеет
право на получение из государственной казны денежных средств на содержание
себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т. д.).
Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случа-
ев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти
каким-либо определенным сроком заранее не ограничено.
1
Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1998. С. 66.
20
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
История государственности и современная конституционная практика знают
различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных
федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах, Малай-
зии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии
он выбирается сроком на пять лет из числа султанов девяти штатов. Историческим
примером является избрание Михаила Романова на русский престол Земским Со-
бором 1613 г. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно
также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив двор-
цовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления —
народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего — главы госу-
дарства).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, раз-
личают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.
Главная отличительная черта абсолютной монархии — сосредоточение всей пол-
ноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха
не существует. Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных го-
сударств с различными разновидностями авторитарного политического режима.
В настоящее время абсолютная монархия — довольно редкая форма правления.
Согласно современным конституциям ряда стран вся власть — законодательная, ис-
полнительная, судебная — исходит от монарха. Таким образом, некоторые государ-
ства, несмотря на провозглашение в различной степени ограничений власти мо-
нарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, близки к ней.
Речь идет, например, о Бахрейне, Кувейте, Брунее, Катаре, где имеются дарован-
ные монархами конституции, в некоторых из перечисленных государств избира-
лись парламенты
1
.
В ограниченных монархиях власть монарха юридически ограничена — как пра-
вило, и законодательно, и существованием представительного органа. Здесь уже
можно говорить о реализации в той или иной степени принципа разделения вла-
стей. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают
дуалистическую и парламентарную монархии.
Рассмотрим сначала парламентарную (или конституционную) монархию. В ней
власть монарха законодательно ограничена практически во всех сферах деятель-
ности. Сам этот институт сохраняется благодаря живучести монархической идеи
в сознании народа. Монарх в парламентарной монархии играет в основном пред-
ставительную роль, является «символом нации», «символом единства нации». Го-
ворят, что монарх царствует, но не правит, поскольку лишен реальных полномочий.
В парламентарных монархиях законодательная власть принадлежит парламен-
ту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется
парламентом и ответственно перед ним.
1
Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. М., 1996. С. 459.