Файл: Правоведение - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9900

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 2. Форма государства

21

За монархом могут традиционно сохраняться определенные полномочия. Так,

в отдельных государствах он назначает главу правительства, министров, но толь-
ко по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того
или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарху мо-
жет принадлежать право вето в отношении законов, принятых парламентом, но на
практике оно или не используется, или используется по указанию правительства.
Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются
главой правительства или соответствующим министром: эта процедура получила
название «контрассигнация». Без подписи главы правительства или министра ука-
зы монарха не имеют юридической силы. Таким образом, правительство берет на
себя ответственность за надлежащее качество и исполнение актов монарха. Это
выражено, в частности, принципом «король не может быть неправ», а также прин-
ципом «безответственности монарха». Монарх должен отправить правительство
в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь правительство
может предложить монарху в определенных случаях распустить парламент и на-
значить новые выборы для решения конфликта между законодательной и испол-
нительной властями непосредственно народом. Изложенные процедуры являются
частями механизма сдержек и противовесов.

Далеко не всегда в парламентарных монархиях среди государственных органов

доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Вели-
кобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доми-
нирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.) и правительства в принципе однопар-
тийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством
практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент
осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое
состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту
партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государ-
ственный режим получил название системы кабинета, или министериализма

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Парламентарная монархия характерна для современных государств с демокра-

тическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция,
Нидерланды, Япония и др.). В этих странах развитие институтов государственной
власти шло путем постепенных преобразований, эволюции, с сохранением старой
формы, наполнения ее новым содержанием. Конституции некоторых развиваю-
щихся стран, например Малайзии, Таиланда, также закрепляют принципы орга-
низации высших органов государственной власти, характерные именно для пар-
ламентарных монархий. Однако фактическое положение монарха и аристократии
не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств
присущи и элементы дуалистической монархии.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / отв. ред.

Б. А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 6–7.


background image

22

РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права

Дуалистическая монархия — промежуточный вариант между абсолютной и пар-

ламентарной монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Это та-
кая форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип
разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная
в принципе принадлежит парламенту.

Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое

им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа
законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право
роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или от-
меняющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом прежде всего
как с органом, утверждающим бюджет.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как сво-

его рода выражение компромисса между монархом (и вообще аристократией) и на-
родом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы прав-
ления характерен авторитарный политический режим. Дуалистическая монархия —
форма правления в традиционных государствах. К дуалистическим с определенны-
ми оговорками можно отнести сословно-представительные феодальные монархии,
существовавшие в Западной Европе в Средние века.

В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда

управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное
только перед ним правительство, не существует

1

. Однако элементы именно такой

формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парла-
ментарной монархии.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Республика (в переводе с латинского — общественное дело) — это
такая форма правления, при которой верховная власть в данном
государстве осуществляется выборными органами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Республик, как и монархий, существует огромное количество. Среди многих

их разновидностей возможно, однако, определить основные и наиболее характер-
ные черты республиканской формы правления. Источником власти в республиках
является народ, который через определенные промежутки времени избирает выс-
шие представительные органы государства. В этом проявляется народный сувере-
нитет — один из фундаментальных принципов современной демократической госу-
дарственности. Народом избирается высший законодательный орган — парламент
(его члены — депутаты) и в некоторых случаях — президент. Все другие высшие ор-
ганы государства формируются, как правило, этими представительными органами.
Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным
сроком — для предотвращения возможной узурпации власти. При республиканской
форме правления проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной вла-

стями различают парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрези-
дентскую) республики.

1

Сравнительное конституционное право. С. 460.


background image

Лекция 2. Форма государства

23

Парламентская республика. Все, что было сказано о парламентарной монар-

хии, относится и к парламентской республике. Здесь сильна законодательная власть,
а исполнительная власть подчинена ей. Данная форма правления характеризует-
ся верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Прави-
тельство формируется парламентом и ответственно перед ним. Таким образом,
выборы одновременно решают вопрос о составе и парламента, и правительства.

В парламентской республике может быть предусмотрена должность президен-

та, однако он не имеет таких широких полномочий (прежде всего — в отношении
парламента и правительства), какие имеет президент в президентской республике,
и в своей деятельности зависит от правительства. Президент является главой госу-
дарства, но не главой правительства, он не ответствен за действия правительства.
Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается, что-
бы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту.
Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создавае-
мой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но
и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент,
как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычай-
ного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правитель-
ства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом.
Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но фактиче-
ское руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, который
подчинен главе правительства.

Значительное место в парламентской республике занимает должность главы

правительства — премьер-министра (в ФРГ этот пост именуется «федеральный канц-
лер»). Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции;
его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на вы-
борах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой боль-
шинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом
за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству
или отдельным его членам, и тогда они уходят в отставку. В зависимости от то-
го, удается ли сформировать партийное большинство в парламенте, так же, как
и в случае с парламентарными монархиями, возможно говорить о парламентариз-
ме и министериализме.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Индия,

Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие государства.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Президентская республика. Эта форма правления характеризуется тем, что пре-

зидент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Поэтому
иногда она по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой,
так как в ней существуют два основных центра власти — парламент и президент.


background image

24

РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права

В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему

представительному органу — парламенту, который издает законы, а исполнитель-
ная — правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть, по-
следняя не несет перед ним ответственности. Парламент не может отправить в от-
ставку должностных лиц исполнительной власти (только лишь в случае соверше-
ния преступления, грубого нарушения конституции), если депутаты не согласны,
например, с проводимой правительством политикой.

Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Обыч-

но он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Прави-
тельство (министры) ответственно перед президентом и не ответственно перед
парламентом за свою деятельность, президент может самостоятельно смещать чле-
нов правительства. Как правило, президент избирается всенародным голосовани-
ем. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом.
Вето может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте.

В президентской республике у президента находятся широкие полномочия

в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законода-
тельной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного по-
ложения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела
(помилование, награждение, предоставление гражданства и др.), по должности яв-
ляется главнокомандующим вооруженными силами, имеет право заключать мир,
объявлять войну и т. д. Президент в пределах своей компетенции (достаточно ши-
рокой) самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т. п.), которые
занимают важное место в системе законодательства той или иной страны.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Президентская республика — достаточно распространенная форма правления.

Президентскими республиками являются США, многие государства Латинской
Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.), Африки (Зимбабве, Нигерия и др.),
Азии (Филиппины и др.).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Парламентская и президентская республики — две основных разновидности дан-

ной формы правления. Каждая имеет и свои достоинства, и свои недостатки.

К числу достоинств президентской республики следует отнести достаточно

высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь
президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику го-
сударства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит
из одного центра. Особенно важно эффективное управление в периоды реформ,
крупных общественных преобразований, вывода страны из кризиса. Основной
недостаток президентской республики является, как это часто бывает, продолже-
нием ее достоинств. А именно: обширные полномочия президента могут привести
к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению.

Преимущества парламентарной республики можно усмотреть в больших га-

рантиях реального воплощения в государственное управление обществом начал


background image

Лекция 2. Форма государства

25

демократии, поскольку среди органов государства отсутствует единоначальный ор-
ган, наделенный широкой компетенцией. Следовательно, отсутствуют и «объек-
тивные» предпосылки установления чьей-либо диктатуры. Основной недостаток
парламентарных республик заключается в том, что при многопартийной системе,
когда не удается сформировать парламентское большинство, практически невоз-
можно проводить продуманную, целенаправленную политику, часты правитель-
ственные кризисы.

Во многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парла-

ментской и президентской республик, с тем чтобы преодолеть недостатки и сохра-
нить достоинства, присущие этим формам правления. Представляется возможным
даже говорить о «промежуточной» форме правления — полупрезидентской (или
смешанной) республике, в которой в различных сочетаниях используются элемен-
ты, характерные для классических форм правления. Вариаций полупрезидентских
республик, различающихся между собой значительно или лишь в деталях, доста-
точно много. Вот одна из основных.

Существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, яв-

ляется главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в форми-
ровании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент (на-
пример, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Пра-
вительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно
быть ответственно и перед парламентом. Таким образом, именно формирование,
а в еще большей степени — ответственность правительства — фактор, который юри-
дической наукой считается ключевым в разграничении разновидностей республи-
канского правления.

У президента по конституции могут быть широкие полномочия, но на практи-

ке он может некоторыми не пользоваться (такие полномочия конституционалисты
называют «спящими»). В полупрезидентской республике повышается самостоя-
тельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по
сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть,
или же существует так называемый административный премьер, который лишь
координирует деятельность отраслевых органов управления.

Примечательно, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом то-

талитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария и др.), установилась именно
смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опира-
ется на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи
нередко харизматическим лидером нации (т. е. обладая общепризнанной популяр-
ностью и народным доверием), не вмешиваясь в текущее управление, направляет
политический курс.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный со-

вет) назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако
политическая ответственность правительства перед парламентом не предусмотрена

1

.

В литературе говорится о том, что иногда вообще трудно провести грань между

парламентской и президентской республикой (Турция, Шри-Ланка, Перу, Россия
и др.). В определенных случаях возникает по существу новая форма республи-

1

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник в 4 т. / отв. ред.

Б. А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 12.