Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10388

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

256 

лицо, несущее личную ответственность. Однако у него есть отдель-
ное  соглашение  с  его  фирмой  о  распределении  вознаграждения  и 
использовании  вспомогательного  персонала,  других  услуг  фирмы, 
на оплату которых идет часть его гонорара. 

Таким образом, основные принципы деятельности арбитражных 

управляющих в зарубежных странах состоят в следующем: специа-
листов по несостоятельности никогда не заставляют принимать на-
значение  против  их  воли;  специалистам  по  несостоятельности  не 
запрещают  работать  более  чем  над  одним  делом  одновременно; 
специалисты по несостоятельности имеют право привлекать допол-
нительные ресурсы за счет  предприятия-должника (например, кон-
сультирование по правовым вопросам и пр.); специалисты по несо-
стоятельности несут определенную ответственность за выполнение 
своей работы ненадлежащим образом, однако ни при каких случаях 
они не отвечают по долгам, возникшим у предприятия-должника до 
их  назначения.  Особо  следует  отметить,  что  основной  специализа-
цией для арбитражного управляющего во многих западных странах 
являются вопросы несостоятельности, а не отраслевые (производст-
венные)  проблемы.  В  случае  необходимости  специалист  по  несо-
стоятельности  должен  иметь  возможность  оплатить  услуги  кон-
сультанта  любой  отрасли  экономики.  Таким  образом,  западная 
практика отрицает необходимость отраслевой специализации анти-
кризисного управляющего.  

11.7  

Модели

 

правового

 

регулирования

 

несостоятель

-

ности

 

В  результате  развития  современного  законодательства  о  несо-

стоятельности было создано несколько различных моделей. 

Первая  (немецкая  модель

− для создания механизмов эффек-

тивного  распределения  максимизированных  активов  должника. 
Вторая  (английская  система

−  для  эффективного  распределения 

активов  и  защиты  кредитного  обращения.  Третья  (американская, 
французская) 

− для  эффективного распределения выполнения  мак-

роэкономических функций. 


background image

 

257 

Причем при создании первой, немецкой, модели ее разработчи-

ки взяли за основу американскую систему реорганизации, сохранив 
акцент  в  сторону  защиты  интересов  кредиторов.  При  этом  основ-
ным мотивом реформы явился механизм эффективного распределе-
ния  максимизированных  активов  должника  среди  кредиторов,  что 
позволяет последним получить большее удовлетворение своим тре-
бованиям. 

Однако нельзя не учитывать, что  законодательство о несостоя-

тельности  всегда  играло  значительную  роль  в  функционировании 
экономической  системы,  но  в  настоящее  время  любое  действие  и 
событие  оказывают  гораздо  более  существенное  воздействие  на 
экономическую инфраструктуру, чем раньше. Поэтому именно сей-
час  возрастает  значение  законодательства  о  несостоятельности  для 
решения  макроэкономических  задач.  Структура  производительных 
сил такова, что уже нельзя просто продать имущество крупной не-
состоятельной  корпорации  и  распределить  вырученное  среди  кре-
диторов.  Сохранение  в  целостности  технологического  комплекса 
должника  выгодно  не  только  кредиторам,  но,  в  первую  очередь, 
всей экономической системе. Конечно, это не должно стать самоце-
лью,  не  следует  сохранять  предприятия  любой  ценой,  как,  напри-
мер, во Франции. 

Теперь второй вариант. Базовой процедурой, позволяющей из-

бежать  распродажи  действующего  предприятия  по  частям,  в  Анг-
лии является  назначение владельцем права “плавающего обеспече-
ния” специального лица. Именно это уполномоченное лицо решало, 
каким  образом  можно  максимизировать  активы  должника.  И  если 
при продаже действующего предприятия целиком можно было вы-
ручить  больше  денежных  средств,  совершалась  сделка  купли-
продажи  или  уступка.  Таким  образом,  с  одной  стороны,  сохраня-
лось действующее предприятие, с другой 

− увеличивался размер ак-

тивов, предназначенных для распределения среди кредиторов. Кро-
ме того, не нужно было собирать кредиторов для прояснения пози-
ции всех заинтересованных лиц, что, конечно, способствовало опе-
ративности принятия решений. Иными словами, можно сделать вы-
вод, что модель, разработанная в первую очередь для поддержания 


background image

 

258 

кредитного  обращения  и,  соответственно,  защиты  кредиторов  с 
правом “плавающего обеспечения” на активы должника, на опреде-
ленном этапе оказалась весьма эффективным средством для регули-
рования  несостоятельности  и,  соответственно,  выполнения  макро-
экономических функций. Следует отметить, что в последнее время 
активизировалась  критика  действующей  английской  системы  регу-
лирования несостоятельности. Дело в том, что блокирование проце-
дуры управления уже не дает максимально эффективной возможно-
сти  для  решения  современных  макроэкономических  задач.  И  это 
находит  свое  отражение  в  сравнительных  результатах  экономиче-
ских  показателей,  по  которым  фиксируется  отставание  английской 
экономики  в  соревновании  экономических  систем  ведущих  госу-
дарств. 

Третий вариант 

− сочетание двух функций: справедливое рас-

пределение  имущества  должника  среди  кредиторов  и  выполнение 
макроэкономических  задач.  Именно  такую  формулировку  можно 
признать  наиболее  подходящей  для  характеристики  современного 
законодательства  о  несостоятельности,  основная  задача  которого 
должна  заключаться  в  создании  максимально  эффективного  меха-
низма для выполнения главной макроэкономической задачи 

− обес-

печения стабильности и устойчивого роста экономики. 

На основе проведенного анализа  зарубежного опыта правового 

регулирования несостоятельности становится возможным уточнить, 
что подразумевается под эффективным механизмом регулирования 
несостоятельности. Во-первых, этот механизм должен базироваться 
на  использовании  традиционных  правовых  средств  (конкурсного 
производства, моратория на взыскания, обращения с обеспечитель-
ными  правами,  специальных  условий  недействительности  сделок, 
правил исполнения текущих контрактов и т. п.). Во-вторых, в этом 
механизме должен быть найден разумный баланс между созданием 
максимальных  условий  для  сохранения  действующих  предприятий 
и степенью ущемления прав кредиторов. В-третьих, совсем не обя-
зательно  способ  обеспечения  стабильности  и  устойчивого  роста 
экономики видеть именно в создании механизма, предназначенного 
для  сохранения  предприятия,  так  как  нежизнеспособные  предпри-


background image

 

259 

ятия целесообразнее вывести из рынка, а не субсидировать их увя-
дающую  деятельность.  Сохранение  рабочих  мест 

−  это  важная  за-

дача, однако, цель должна оправдывать средства. Ведь лучше те же 
ресурсы  направить  на  создание  новых  рабочих  мест,  а  не  поддер-
живать застойную ситуацию (как это происходит во Франции). 

Следует  отметить,  что  проявление  макроэкономической  функ-

ции  законодательства  в  каждом  конкретном  случае  выражено  по-
разному.  Например,  французская  модель  регулирования  направле-
на, прежде всего, на сохранение предприятия. А английская система 
ориентирована в  первую очередь на защиту интересов кредиторов. 
Реформирование германской системы, традиционно считавшей, что 
основной  целью  законодательства  должно  быть  справедливое  рас-
пределение имущества должника среди кредиторов, связано с мне-
нием,  что  ограниченное  использование  реабилитационных  проце-
дур позволит максимизировать активы, предназначенные для удов-
летворения требований кредиторов. Иными словами, в данном слу-
чае  главной  задачей  провозглашается  не  выполнение  макроэконо-
мических  функций,  а  более  эффективное,  чем  ранее,  решение  рас-
пределительных задач.  

Как уже отмечалось, современное законодательство о несостоя-

тельности  является  важнейшим  элементом  экономической  страте-
гии.  Главное  различие  национальных  моделей  таких  стратегий  за-
ключается в том, в чем они видят конкретные макроэкономические 
цели законодательства о несостоятельности и какие механизмы ис-
пользуют для достижения этих целей. 


background image

 

260 

Методические

 

указания

 

по

 

изучению

 

курса

 

Изучение  предмета  «Правовые  основы  проведения  процедур 

банкротства» рассчитано на два семестра. За это время необходимо 
выполнить три контрольных работы и сдать итоговый экзамен. 

В  одном  семестре  студенты  изучают  часть  материала  с 1 по 5 

раздел и сдают первую компьютерную контрольную работу.  По ее 
результатам студенты получают зачет за текущий семестр. 

В другом семестре завершается изучение предмета. По оконча-

нию  этого  семестра  студентам  необходимо  выполнить  вторую  и 
третью  компьютерные  контрольные  работы.  По  результатам  вы-
полнения  этих  трех  контрольных  работ  получается  зачет  по  всему 
курсу. Изучение предмета завершается компьютерным экзаменом. 

Все  контрольные  работы  рассчитаны  на  выбор  одного  или  не-

скольких  правильных  ответов  из  списка  всех  предложенных.  По-
этому будьте внимательны.