Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9772

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

246 

кредитора.  А  также  если  право  требования  кредитора  возникло  от 
должника, и оно было получено с целью реализации права на зачет 
с должником. 

Подача заявления вводит автоматическую остановку осуществ-

ления платежей, в том числе и взаимозачета. После подачи заявле-
ния  на  возбуждение  производства  по  делу  необходимо  получить 
разрешение на отмену остановки.  

Французский  подход  к  взаимозачету  прямо  противоположен 

принципам, применяемым в английском праве. Взаимозачет в пери-
од наблюдения рассматривается как платеж, и поэтому такая сделка 
по французскому праву признается недействительной. Данные пра-
вила  применяются  для  защиты  имущественного  комплекса  пред-
приятия - должника  с  целью  возможного  оздоровления  деятельно-
сти предприятия. Это является отражением общего подхода законо-
дательства Франции, предпочитающего реабилитацию ликвидации. 
[29] 

Позиции  законодательства  Англии  отличаются  тем,  что  в  во-

просе  применения  взаимозачета  используется  принцип  минимиза-
ции потерь для платежеспособной стороны. Когда оцениваются все 
права требования к имуществу, то в случае  наличия у кредитора и 
должника  встречных  обязательств  учитывается  только  баланс. 
Можно  даже  сказать,  что  использование  взаимозачета  в  Англии 
обязательно. Однако право на взаимозачет должно существовать до 
начала  производства  по  делу  о  несостоятельности.  Права  кредито-
ров  в  вопросе  о  взаимозачете  наиболее  сильны  в  законодательстве 
Англии. 

В Германии, если у кредитора на момент открытия производст-

ва по закону или соглашению имелось право на проведение зачета, 
то  начало  процедур  несостоятельности  не  затрагивает  это  право. 
Если право на зачет возникло в ходе производства о несостоятель-
ности, то оно может быть реализовано только тогда, когда для под-
лежащих  зачету  требований  наступили  условия  исполнения.  Если 
требование является безусловным и может быть исполнено до нача-
ла производства, то зачет запрещен. 

Также зачет не допускается, если конкурсный кредитор: 


background image

 

247 

 

стал  должен  конкурсной  массе  после  открытия  производ-
ства о несостоятельности;  

 

приобрел  право  требования  к  должнику  от  других  креди-
торов после открытия производства о несостоятельности;  

 

получил право требования в результате действия, которое 
может быть обжаловано;  

 

стал должен конкурсной массе, а право требования должно 
быть исполнено за счет свободного имущества должника.  

 

11.4  

Отказ

 

от

 

исполнения

 

договоров

 

должника

 

в

 

ходе

 

процедур

 

несостоятельности

Отказ  от  исполнения  текущих  контрактов  является  одним  из 

наиболее эффективных средств современных систем регулирования 
несостоятельности.  Управляющему  (доверительному,  внешнему, 
конкурсному)  предоставляется  право  отказаться  от  исполнения  до-
говоров,  не  исполненных  полностью  или  частично  (независимо  от 
добросовестности  контрагента).  Решение  об  отказе  или  подтвер-
ждении договора принимается на основании оценки возможной вы-
годы  для  реабилитационных  целей  или  увеличения  конкурсной 
массы. 

При  разработке  правил,  посвященных  отказу  от  исполнения, 

принимается  во  внимание  общий  концептуальный  подход  нацио-
нального законодательства (прокредиторский или продебиторский). 
При  этом  должна  учитываться  необходимость  защиты  определен-
ных типов правоотношений, что связано с их общественным значе-
нием.  Кроме  того,  предоставление  чрезмерных  прав  по  отказу  от 
исполнения  текущих  договоров  может  привести  к  дестабилизации 
торгового оборота. Также надо иметь нормы, которые позволили бы 
избежать  злоупотреблений  со  стороны  должников,  так  как,  напри-
мер,  в  США  в  ряде  случаев  предприятия  сознательно  инициируют 
процедуру  реорганизации  для  реструктуризации  своих  обяза-
тельств,  используя  возможности  по  отказу  от  обременительных 
контрактов. 


background image

 

248 

При регулировании ситуаций, связанных с отказом от исполне-

ния  текущих  договоров,  большое значение  имеет  вопрос  о  послед-
ствиях  такого  решения  (объем  и  содержание  новых  правоотноше-
ний, в частности, размер возмещения). 

В США управляющему предоставляется право выбрать из всех 

текущих  контрактов  те,  которые  целесообразно  исполнить  в  инте-
ресах продолжения ведения бизнеса или его завершения, а также те, 
от  которых  лучше  отказаться.  Срок  принятия  решения  управляю-
щим  зависит  от  вида  применяемых  процедур.  Например,  при  лик-
видации  срок  не  должен  превышать 60 дней  с  момента  судебного 
решения о начале процедуры. Если управляющий в указанный срок 
не сообщит контрагенту о своем решении по контракту, то считает-
ся,  что  он  отказался  от  его  исполнения.  При  реорганизации  управ-
ляющий может принимать решения по текущим контрактам до мо-
мента  утверждения  плана  (если  по  ходатайству  заинтересованной 
стороны  суд  не  установит  специальный  срок  для  подтверждения 
исполнения контракта или отказа от него). До тех пор, пока управ-
ляющий  не  принял  решение  по  контракту,  другая  сторона  должна 
выполнять  свои  обязательства,  как  если  бы  производство  не  было 
возбуждено.  Если  управляющий  отказался  от  исполнения  контрак-
та, то требования другой стороны по неисполненному обязательст-
ву  становятся  необеспеченными  исковыми  требованиями  в  проце-
дуре  банкротства.  Если  же  управляющий  собирается  исполнить 
контракт, то тогда он должен обеспечить адекватные гарантии тако-
го  исполнения.  Управляющему  предоставлено  право  переуступки 
подтвержденных текущих контрактов.  

 Во Франции администратор должен принять решения об отказе 

или подтверждении исполнения договора в течение одного месяца с 
момента  предъявленного  контрагентом  официального  требования 
(суд  вправе  уменьшить  или  увеличить  срок,  при  этом  максималь-
ный срок не должен превышать двух месяцев). Если по долгосроч-
ным договорам администратор считает, что в его распоряжении не 
будет достаточных средств для выполнения обязательств в срок, он 
принимает решение об отказе от их исполнения. 


background image

 

249 

Если  администратор  отказался  от  исполнения  договора,  креди-

тор  вправе  требовать  возмещения  убытков.  Начисленная  сумма 
убытков будет занесена в пассив в пользу кредитора и будет учиты-
ваться в производстве по делу о несостоятельности. 

Специальные правила предусмотрены для отказа от исполнения 

арендных договоров недвижимости и трудовых договоров. 

В  Англии  ликвидатор  обязан  в  течение 28 дней  с  момента  об-

ращения  к  нему  контрагента  с  требованием  обозначить  свои  наме-
рения  в  отношении  неисполненного  контракта.  Если  по  истечении 
этого  срока  никаких  действий  со  стороны  ликвидатора  не  было 
произведено,  то  ему  (ликвидатору)  сообщают  о  потере  права  на 
прекращение  контракта  односторонним  уведомлением,  и  в  даль-
нейшем  возможно  только  обычное  судебное  расторжение.  Контр-
агент становится кредитором компании и может принимать участие 
в  ликвидационном  производстве.  Для  договоров  купли-продажи 
земли  возможность  отказа  от  исполнения  в  процедурах  несостоя-
тельности не предусмотрена. 

В Германии, если до открытия конкурсного производства дого-

вор  не  был  исполнен  полностью  или  частично,  конкурсный  управ-
ляющий вправе принять решение о том, должен быть этот договор 
им исполнен или нет. Контрагент по такому договору может потре-
бовать  у  конкурсного  управляющего,  чтобы  тот  указал  свои  наме-
рения  в  отношении  исполнения  договора.  Если  управляющий  не 
сделает  такого  указания  (незамедлительно),  то  он  теряет  право  на-
стаивать  на  исполнении  договора  контрагентом.  Для  изменения 
трудовых  правоотношений  применяется  механизм  плана  социаль-
ных мероприятий. 

 

11.5 

Государственный

 

орган

 

по

 

банкротству

 

Как показывает практика большинства стран с развитой рыноч-

ной  экономикой,  одним  из  ключевых  элементов  современной  сис-
темы  экономической  несостоятельности  является  наличие  специ-
ального  государственного  органа  (ведомства)  с  конкретными  обя-
занностями по вопросам банкротства. 


background image

 

250 

В правомочиях этого органа 

− контроль действия законодатель-

ства  и  подготовка  соответствующих  рекомендаций  правительству 
относительно  действий  последнего  в  данной  области.  Другими 
ключевыми элементами системы несостоятельности являются зако-
нодательство,  институт  специалистов,  судебная  система  и  понима-
ние необходимости банкротства в обществе. 

Можно  выделить  несколько  часто  встречающихся  функций  и 

полномочий  государственных  органов  по  банкротству  в  зарубеж-
ных странах: 

 

разработка законодательства по банкротству и выступление в 

этой сфере с законодательной инициативой; 

 

сбор,  анализ  и  представление  правительству  статистической 

информации по делам о несостоятельности; 

 

сбор и анализ результатов осуществления и последствий раз-

личных решений по делам о банкротстве; 

 

выработка  рекомендаций  правительству  относительно  госу-

дарственной политики в сфере несостоятельности; 

 

организация системы подготовки, оценки профессионального 

уровня и лицензирования специалистов по банкротству; 

 

разработка  и  обеспечение  утверждения  шкалы  и  правил  воз-

награждения арбитражных управляющих; 

 

организация  контроля  таких  аспектов  деятельности  арбит-

ражных  управляющих,  как 

соблюдение  профессионально-

этического кодекса; отчетность по выявленным активам; соответст-
вующее  и  своевременное  инвестирование  денежных  поступлений; 
соответствующее  распределение  средств  от  реализации  активов; 
правильное  признание  исков;  сохранение  или  аннулирование  бух-
галтерской  отчетности,  утверждаемые  судом;  получение  вознагра-
ждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами 
его одобрения; 

 

консультирование  судей,  юристов  и  специалистов  по  бан-

кротству; 

 

осуществление функций конкурсного управляющего в случае 

ликвидации предприятий с малыми активами;