Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10393
Скачиваний: 9
246
кредитора. А также если право требования кредитора возникло от
должника, и оно было получено с целью реализации права на зачет
с должником.
Подача заявления вводит автоматическую остановку осуществ-
ления платежей, в том числе и взаимозачета. После подачи заявле-
ния на возбуждение производства по делу необходимо получить
разрешение на отмену остановки.
Французский подход к взаимозачету прямо противоположен
принципам, применяемым в английском праве. Взаимозачет в пери-
од наблюдения рассматривается как платеж, и поэтому такая сделка
по французскому праву признается недействительной. Данные пра-
вила применяются для защиты имущественного комплекса пред-
приятия - должника с целью возможного оздоровления деятельно-
сти предприятия. Это является отражением общего подхода законо-
дательства Франции, предпочитающего реабилитацию ликвидации.
[29]
Позиции законодательства Англии отличаются тем, что в во-
просе применения взаимозачета используется принцип минимиза-
ции потерь для платежеспособной стороны. Когда оцениваются все
права требования к имуществу, то в случае наличия у кредитора и
должника встречных обязательств учитывается только баланс.
Можно даже сказать, что использование взаимозачета в Англии
обязательно. Однако право на взаимозачет должно существовать до
начала производства по делу о несостоятельности. Права кредито-
ров в вопросе о взаимозачете наиболее сильны в законодательстве
Англии.
В Германии, если у кредитора на момент открытия производст-
ва по закону или соглашению имелось право на проведение зачета,
то начало процедур несостоятельности не затрагивает это право.
Если право на зачет возникло в ходе производства о несостоятель-
ности, то оно может быть реализовано только тогда, когда для под-
лежащих зачету требований наступили условия исполнения. Если
требование является безусловным и может быть исполнено до нача-
ла производства, то зачет запрещен.
Также зачет не допускается, если конкурсный кредитор:
247
•
стал должен конкурсной массе после открытия производ-
ства о несостоятельности;
•
приобрел право требования к должнику от других креди-
торов после открытия производства о несостоятельности;
•
получил право требования в результате действия, которое
может быть обжаловано;
•
стал должен конкурсной массе, а право требования должно
быть исполнено за счет свободного имущества должника.
11.4
Отказ
от
исполнения
договоров
должника
в
ходе
процедур
несостоятельности
.
Отказ от исполнения текущих контрактов является одним из
наиболее эффективных средств современных систем регулирования
несостоятельности. Управляющему (доверительному, внешнему,
конкурсному) предоставляется право отказаться от исполнения до-
говоров, не исполненных полностью или частично (независимо от
добросовестности контрагента). Решение об отказе или подтвер-
ждении договора принимается на основании оценки возможной вы-
годы для реабилитационных целей или увеличения конкурсной
массы.
При разработке правил, посвященных отказу от исполнения,
принимается во внимание общий концептуальный подход нацио-
нального законодательства (прокредиторский или продебиторский).
При этом должна учитываться необходимость защиты определен-
ных типов правоотношений, что связано с их общественным значе-
нием. Кроме того, предоставление чрезмерных прав по отказу от
исполнения текущих договоров может привести к дестабилизации
торгового оборота. Также надо иметь нормы, которые позволили бы
избежать злоупотреблений со стороны должников, так как, напри-
мер, в США в ряде случаев предприятия сознательно инициируют
процедуру реорганизации для реструктуризации своих обяза-
тельств, используя возможности по отказу от обременительных
контрактов.
248
При регулировании ситуаций, связанных с отказом от исполне-
ния текущих договоров, большое значение имеет вопрос о послед-
ствиях такого решения (объем и содержание новых правоотноше-
ний, в частности, размер возмещения).
В США управляющему предоставляется право выбрать из всех
текущих контрактов те, которые целесообразно исполнить в инте-
ресах продолжения ведения бизнеса или его завершения, а также те,
от которых лучше отказаться. Срок принятия решения управляю-
щим зависит от вида применяемых процедур. Например, при лик-
видации срок не должен превышать 60 дней с момента судебного
решения о начале процедуры. Если управляющий в указанный срок
не сообщит контрагенту о своем решении по контракту, то считает-
ся, что он отказался от его исполнения. При реорганизации управ-
ляющий может принимать решения по текущим контрактам до мо-
мента утверждения плана (если по ходатайству заинтересованной
стороны суд не установит специальный срок для подтверждения
исполнения контракта или отказа от него). До тех пор, пока управ-
ляющий не принял решение по контракту, другая сторона должна
выполнять свои обязательства, как если бы производство не было
возбуждено. Если управляющий отказался от исполнения контрак-
та, то требования другой стороны по неисполненному обязательст-
ву становятся необеспеченными исковыми требованиями в проце-
дуре банкротства. Если же управляющий собирается исполнить
контракт, то тогда он должен обеспечить адекватные гарантии тако-
го исполнения. Управляющему предоставлено право переуступки
подтвержденных текущих контрактов.
Во Франции администратор должен принять решения об отказе
или подтверждении исполнения договора в течение одного месяца с
момента предъявленного контрагентом официального требования
(суд вправе уменьшить или увеличить срок, при этом максималь-
ный срок не должен превышать двух месяцев). Если по долгосроч-
ным договорам администратор считает, что в его распоряжении не
будет достаточных средств для выполнения обязательств в срок, он
принимает решение об отказе от их исполнения.
249
Если администратор отказался от исполнения договора, креди-
тор вправе требовать возмещения убытков. Начисленная сумма
убытков будет занесена в пассив в пользу кредитора и будет учиты-
ваться в производстве по делу о несостоятельности.
Специальные правила предусмотрены для отказа от исполнения
арендных договоров недвижимости и трудовых договоров.
В Англии ликвидатор обязан в течение 28 дней с момента об-
ращения к нему контрагента с требованием обозначить свои наме-
рения в отношении неисполненного контракта. Если по истечении
этого срока никаких действий со стороны ликвидатора не было
произведено, то ему (ликвидатору) сообщают о потере права на
прекращение контракта односторонним уведомлением, и в даль-
нейшем возможно только обычное судебное расторжение. Контр-
агент становится кредитором компании и может принимать участие
в ликвидационном производстве. Для договоров купли-продажи
земли возможность отказа от исполнения в процедурах несостоя-
тельности не предусмотрена.
В Германии, если до открытия конкурсного производства дого-
вор не был исполнен полностью или частично, конкурсный управ-
ляющий вправе принять решение о том, должен быть этот договор
им исполнен или нет. Контрагент по такому договору может потре-
бовать у конкурсного управляющего, чтобы тот указал свои наме-
рения в отношении исполнения договора. Если управляющий не
сделает такого указания (незамедлительно), то он теряет право на-
стаивать на исполнении договора контрагентом. Для изменения
трудовых правоотношений применяется механизм плана социаль-
ных мероприятий.
11.5
Государственный
орган
по
банкротству
Как показывает практика большинства стран с развитой рыноч-
ной экономикой, одним из ключевых элементов современной сис-
темы экономической несостоятельности является наличие специ-
ального государственного органа (ведомства) с конкретными обя-
занностями по вопросам банкротства.
250
В правомочиях этого органа
− контроль действия законодатель-
ства и подготовка соответствующих рекомендаций правительству
относительно действий последнего в данной области. Другими
ключевыми элементами системы несостоятельности являются зако-
нодательство, институт специалистов, судебная система и понима-
ние необходимости банкротства в обществе.
Можно выделить несколько часто встречающихся функций и
полномочий государственных органов по банкротству в зарубеж-
ных странах:
•
разработка законодательства по банкротству и выступление в
этой сфере с законодательной инициативой;
•
сбор, анализ и представление правительству статистической
информации по делам о несостоятельности;
•
сбор и анализ результатов осуществления и последствий раз-
личных решений по делам о банкротстве;
•
выработка рекомендаций правительству относительно госу-
дарственной политики в сфере несостоятельности;
•
организация системы подготовки, оценки профессионального
уровня и лицензирования специалистов по банкротству;
•
разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил воз-
награждения арбитражных управляющих;
•
организация контроля таких аспектов деятельности арбит-
ражных управляющих, как
соблюдение профессионально-
этического кодекса; отчетность по выявленным активам; соответст-
вующее и своевременное инвестирование денежных поступлений;
соответствующее распределение средств от реализации активов;
правильное признание исков; сохранение или аннулирование бух-
галтерской отчетности, утверждаемые судом; получение вознагра-
ждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами
его одобрения;
•
консультирование судей, юристов и специалистов по бан-
кротству;
•
осуществление функций конкурсного управляющего в случае
ликвидации предприятий с малыми активами;