Файл: Правовые основы Проведения процедуры банкротства Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10386
Скачиваний: 9
251
•
обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным
пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае не-
хватки конкурсной массы;
•
контроль и обеспечение адекватности информации о пред-
приятиях-должниках, представляемой судам;
•
контроль качества управления несостоятельными предпри-
ятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентно-
го управления, принятие мер по дисквалификации недобросовест-
ных директоров;
•
защита интересов общества путем выявления серьезных на-
рушений в управлении предприятиями (например, подлога с инве-
стиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже, неза-
конном отчуждении активов, ведении аморального или бесчестного
бизнеса) и вмешательства в дела таких предприятий вплоть до воз-
буждения в судах дел об их банкротстве;
•
защита интересов больших групп мелких кредиторов (вклад-
чиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельно-
сти.
Как правило, компетенция и функции государственных органов
по банкротству установлены законом. Вместе с тем, государствен-
ные органы по банкротству многих стран имеют свои специфиче-
ские особенности. Так, государственные органы по банкротству
стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд
ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании поло-
жений Европейской Конвенции по банкротству.
В Австралии государственным органом по банкротству являет-
ся государственная Комиссия по корпоративным делам, которая
имеет полномочия: анализировать финансовое состояние предпри-
ятий, подвергаемых процедурам несостоятельности; обеспечивать
адекватность информации о должнике; делать заключения о мере
ответственности директоров должника за доведение предприятия до
банкротства; дисквалифицировать виновных директоров самостоя-
тельно либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.
Многолетний богатый опыт государственного регулирования
банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г.
252
роль государственного органа по банкротству стала выполнять Ко-
миссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) правительства США.
Согласно реформированному в 1978 г. американскому Закону о
банкротстве у КБЦБ есть три функции. Первая: выступать в суде и
быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в том
числе, кандидатуры и уровня оплаты арбитражного управляющего,
назначения комиссий кредиторов и акционеров, использования,
продажи и аренды собственности. Вторая: контролировать и обес-
печивать адекватность заявления предприятия-должника о своем
финансовом состоянии и наличии активов. И третья: возражать про-
тив утверждения судом плана реорганизации в случае злоупотреб-
лений со стороны должника.
В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу
по банкротству в США появились государственные федеральные
конкурсные управляющие, задача которых, среди прочего, состоит
в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управ-
ляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и
нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.
Государственный орган по банкротству Швеции находится в
единой системе с налоговой службой и органами судебного испол-
нения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов
и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех
провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление
процедур несостоятельности. Полномочия его таковы:
•
выработка и контроль осуществления государственной поли-
тики в области банкротств;
•
консультирование судов, занимающихся процедурами несо-
стоятельности;
•
подготовка, лицензирование, консультирование арбитражных
управляющих;
•
консультирование кредиторов при осуществлении процедур
банкротства;
•
контроль уровня оплаты конкурсных управляющих, доплата
за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у пред-
приятия-должника;
253
•
контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;
•
осуществление публикаций о признании предприятий бан-
кротами.
В Великобритании роль государственного органа по банкротст-
ву выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Ми-
нистерства торговли и промышленности и насчитывающая 2700 по-
стоянных сотрудников. Функции этой Службы таковы:
•
разработка рекомендаций Правительству в отношении поли-
тики в области банкротства;
•
обследование финансового состояния и контроль финансовой
деятельности всех физических и юридических лиц, в отношении ко-
торых в суде возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с
целью выявления вероятных причин банкротства должника и поне-
сенных им убытков;
•
осуществление функций арбитражного управляющего в де-
лах, представляющих общественный интерес;
•
осуществление функций конкурсного управляющего в делах,
по которым активов подвергаемого процедуре банкротства пред-
приятия не хватает для оплаты независимого профессионала;
•
выявление криминальных нарушений в делах о несостоятель-
ности (банкротстве) и возбуждение в судах дел о судебном пресле-
довании соответствующих лиц (руководителей должников или ар-
битражных управляющих);
•
направление соответствующей информации в правоохрани-
тельные органы;
•
в случае необходимости (по жалобам или иным показаниям)
− затребование и получение от конкурсного управляющего отчета о
деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в
случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности
−
возбуждение в суде дела о дисквалификации таких руководителей
на максимальный срок до 15 лет;
•
лицензирование и регулирование деятельности специалистов
по банкротству (либо непосредственно, либо путем делегирования
соответствующих полномочий аккредитованным профессиональ-
254
ным ассоциациям); контроль соответствия деятельности арбитраж-
ных управляющих профессионально-этическому кодексу и законо-
дательству о банкротстве;
•
получение статистических данных от судов и от назначенных
арбитражных управляющих для составления базы данных не только
по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также
по результатам решения дел о банкротстве с тем, чтобы решения,
которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и
подкреплены соответствующей информацией;
•
выявление причин по подаче заявления о банкротстве дирек-
торами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса не-
возможно (неисполнение этой обязанности
− нарушение закона);
•
проверка документации любой компании в случае поступле-
ния жалоб от клиентов, партнеров или общественности;
•
предписание неблагополучным компаниям пройти аудитор-
скую проверку за счет компании и назначение определенных ауди-
торов;
•
возбуждение дела о ликвидации любой компании в случае,
если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответ-
ствует интересам общества.
11.6
Системы
государственного
регулирования
дея
-
тельности
антикризисных
специалистов
.
Главными функциями специалиста по вопросам несостоятель-
ности (антикризисного управляющего) является обеспечение ква-
лифицированной помощи в процессе управления реорганизуемым
либо ликвидируемым должником.
Законодательство большинства стран с рыночной экономикой
предусматривает процедуру обязательной экзаменации антикризис-
ных управляющих. Кандидаты должны соблюдать кодекс профес-
сиональной этики. В связи с этим государственный орган по бан-
кротству, в соответствии с общепринятым в зарубежных странах
правилом, организует либо координирует создание для антикризис-
ных управляющих систем обучения, экзаменации, лицензирования,
255
контроля профессиональной этики. В профессионально-этическом
кодексе, как правило, содержатся такие положения, как сохранение
управляющим независимости, недопущение конфликта интересов
по отношению к должнику, а также запрет на действия, пресле-
дующие цели личного обогащения управляющего сверх установ-
ленного законом уровня при урегулировании дел должника.
Зарубежный опыт говорит в пользу создания профессиональных
фирм арбитражных управляющих или специализированных отделов
в юридических, бухгалтерских или консалтинговых фирмах, кото-
рые занимаются банкротствами. В зарубежной практике материаль-
ное вознаграждение управляющих следует рассматривать не как за-
работную плату руководителя предприятия, а как персональный го-
норар за оказание профессиональных услуг. При этом управляю-
щий должен из своего дохода оплачивать расходы, связанные с ве-
дением своей профессиональной практики.
Организация профессиональной деятельности управляющих на
базе специализированных фирм, как правило, способствует выпол-
нению задачи подготовки кадров, поскольку обучение обеспечива-
ется непосредственно на рабочем месте.
Наиболее распространенным подходом является разрешение
арбитражным управляющим работать одновременно на нескольких
предприятиях. Для осуществления крупных проектов необходимы
комплексные услуги группы специалистов, а не одного человека.
Если управляющий ведет только одно предприятие, в случае со-
кращения объема работы по данному проекту его работа становится
неэффективной. Если группа специалистов работает одновременно
на нескольких проектах, арбитражный управляющий может значи-
тельно углубить свои знания и обогатить опыт. Если речь идет о
крупном проекте, то может возникнуть ситуация, при которой ар-
битражный управляющий должен будет находиться одновременно в
нескольких местах (на предприятии и за его пределами) в связи с
его бизнесом. Эту проблему легче решить, если работает целая
группа ("команда") привлекаемых управляющим специалистов.
В Великобритании и других странах, использующих систему
внешнего управления, управляющий назначается как физическое