ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10395
Скачиваний: 140
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Римское право», являясь на сегодняшний день самостоятельным
учебным курсом, призвана познакомить студентов с таким выдающимся по своему
значению элементом правовой культуры, как античное право Древнего Рима.
Родина римского права — античная Италия, точнее — Рим, «вечный город». По
словам выдающегося немецкого правоведа О. Йеринга, — «Рим трижды покорял
мир: первый раз — буквально, своими легионами, превратив Италию в мировую
державу; второй раз — христианством; третий — когда римское право было заим-
ствовано (реципировано) Западной Европой в период зарождения и становления
товарного производства и буржуазных отношений, а затем распространилось по
всему миру». Именно оно лежит в основе ныне действующего гражданского и тор-
гового законодательства большинства стран мира, включая Россию, чей новый
Гражданский кодекс во многом построен на классических римских принципах
и решениях.
Реформирование российского законодательства, вызванное переходом к рыноч-
ной экономике, привело к тому, что возросло значение многих фундаментальных
понятий, принципов правового регулирования, а также правовых институтов, воз-
никших и разработанных еще в римском праве. Возникла необходимость их ис-
пользования в современной законотворческой и правоприменительной практике.
В настоящее время стала очевидной невозможность подготовки квалифицирован-
ных юристов без глубокого изучения римского права, давно ставшего, по сути,
языком общения юристов разных стран. Без знания природы и сущности право-
вых институтов, которые уже прочно укоренились в современном праве, невозмож-
но современное юридическое мышление, позволяющее воспринимать и оценивать
конкретные законодательные решения различных правовых систем.
Институты римского частного права, регулирующие отношения, основанные
на частной собственности, получили в Древнем Риме глубочайшую и тончайшую
разработку. Здесь не только возникла как таковая юридическая наука, но и сфор-
мировался фундамент современного цивилистического мышления. Быть может, не
вполне отдавая себе в этом отчет, мы исходим из тех же предпосылок, опираемся
на те же ценности, оперируем теми же категориями, что и римские юристы две
тысячи лет тому назад. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить принципы
доброй совести (bona fides) и юридической справедливости (aequitas), учение об
Введение
7
иске (action) и абстрактной личности (persona), понятия «виндикация», «сервитут»,
«реституция» и т. п.
По словам Д. А. Медведева, много лет преподававшего этот предмет в Санкт-
Петербургском университете, «для юриста, который надеется найти свое место
в жизни, римское право — это основа. Без знания этого предмета ты не можешь
знать гражданское право, а следовательно, и законы, по которым живешь сегодня».
Для студентов, которым предстоит изучать целый блок весьма сложных цивили-
стических дисциплин (гражданское право РФ и зарубежных стран, международ-
ное частное право, гражданский процесс и мн. др.), римское частное право было
и остается необходимым историко-теоретическим и терминологическим введени-
ем, «лабораторией юридической техники», «идеальной моделью» права.
Цель курса — изучить основные правовые институты римского права, причины
их возникновения и этапы формирования, показать процесс эволюции римского
права, обосновать необходимость и целесообразность его последующего использо-
вания в законодательстве многих, в том числе и современных, государств, процесс
заимствования ими основных категорий и институтов из римского права и тем
самым показать значение его изучения для будущих юристов.
Основные задачи изучения римского права студентами:
• ознакомить студентов с ключевыми терминами и понятиями изучаемой
дисциплины и формировать у них навыки использования понятийного ап-
парата и осмысления римского права;
• раскрыть процесс зарождения институтов римского права;
• проанализировать взаимосвязь институтов римского права и отраслей со-
временного законодательства;
• ознакомить студентов с основными дискуссионными проблемами в рим-
ском частном и публичном праве;
• изучить памятники древнеримского законодательства;
• развить у студентов навыки самостоятельного поиска и работы с норма-
тивными документами и материалами судебной практики.
Предлагаемое учебно-методическое пособие по римскому праву представля-
ет теоретический и практический материал для помощи студентам при подготов-
ке к экзамену, написании реферата по данной дисциплине. Пособие состоит из
нескольких разделов: теоретической части (лекций по римскому праву), практи-
ческой части (вопросов для самоконтроля по каждой теме и по всей дисциплине
в целом). Кроме того, в качестве дополнительного информационного материала
в пособии представлено следующее: краткий латино-русский словарь терминов
римского права; наиболее важные даты истории государства и права Древнего Ри-
ма; список рекомендуемой литературы.
8
Введение
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-
граммы и специальное выделение важной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин-
формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде-
литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых
ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает цитату.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведе-
ния или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чита-
телю лучше понять основные идеи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает из-
ложенный материал или проводит анализ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Лекция 1
ИСТОРИЯ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
1) Генезис государства в Древнем Риме
2) Периодизация истории Древнего Рима
3) Историко-культурное и правовое значение римского государства и права
для человечества
1.1 Генезис государства в Древнем Риме
Рим — столица современной Италии и один из крупнейших городов Западной
Европы. В настоящее время Рим является одним из крупнейших и красивейших
городов мира. В древние времена в словосочетание «Древний Рим» вкладывали
совершенно иной смысл.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Символом города считается волчица, вскормившая близнецов Ро-
мула и Рема на Палатинском холме, где позднее Ромул и основал
«вечный город».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В 330 г. император Константин I перенес столицу из Рима на Восток, в го-
род, названный его именем — Константинополь. В Риме образовался вакуум вла-
сти, только в 756 г. установилась власть церкви, город оставался резиденцией пап-
ского двора до 20 сентября 1870 г., когда правительство Италии вступило в Рим
и «вечный город» стал столицей Объединенной Италии. В Риме, неоднократно
10
Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права
переживавшем периоды упадка и возрождения, органично слились воедино эпо-
хи во всем разнообразии стилей: руины античных храмов, величественные храмы,
роскошные дворцы и фонтаны времен Ренессанса. Древность и современность, ре-
лигиозная строгость наряду с пышностью барокко определяют многоликий образ
этого города.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рим в древности — это и город и государство.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Возник Рим в VI в. до н. э., на территории Апенинского полуострова, присо-
единив к себе все остальное Средиземноморье. Появился Рим на землях греческих
колоний в Южной Италии, Сицилии и городах этрусков в VIII в. до н. э., а в VI
на территории Лация. К этому времени относится появление на 7 холмах первых
родовых поселков.
Многих историографов не одно столетие волнуют вопросы социально-эконо-
мического развития государств древнего мира, к коим можно смело отнести и про-
цесс образования Древнего Рима. Многим ученым интересно, почему же вслед за
бурным развитием ремесел, торговли, расширения экономических связей происхо-
дит резкий упадок. И это не период экономического и технического застоя, а про-
цесс натурализации всего хозяйства, отказ от достижений предыдущего периода
и деградация научного знания и ремесленного производства. По мнению неко-
торых ученых, в том числе ученых древнего мира, причина этого упадка может
возникать из-за замкнутости хозяйств. А замкнутость эта происходит из-за страха
людей перед враждебным внешним миром и его опасностями: голодом, войнами,
эпидемиями и т. п. явлениями.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Экономические стремления общества древнего мира ученые-
историографы обозначили одним емким словом — «автаракия».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Именно страх перед внешним миром и объясняет причину возникновения об-
щинной организации, характерную в первую очередь для древнего общества
1
.
Община возникла в первобытном обществе одновременно с появлением чело-
века современного типа. Согласно исследованиям для самого раннего этапа эволю-
ции первобытного общества было характерно наличие практически полной и без-
раздельной собственности на все средства производства и средства потребления.
Это означает, что каждый член общины имеет полное право на долю созданных
в общине продуктов (прежде всего продуктов питания), независимо от того, участ-
вовал ли он в их производстве или нет. Подобный подход в те времена был един-
ственно возможным, т. к. остро стоял вопрос выживания как общины в целом,
так и отдельных ее членов. Основой экономики древнего общества было сель-
ское хозяйство. Поэтому земля поначалу была коллективной собственностью. По
1
Хвостов В. М. Система римского права. М., 1996. С. 45.