ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10501
Скачиваний: 143
16
Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итогом реформ Сервия Туллия стал окончательный переход от
родоплеменных отношений к аристократической рабовладельче-
ской республике.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Другими словами, эволюционные процессы в действии. Назревшие противо-
речия в существовавшей системе родоплеменного строя дали толчок развитию
качественно иных социально-экономических и политических взаимодействий. Не
мешает упомянуть т. н. Лициниев закон, согласно которому плебеям были предо-
ставлены права на земли (максимальное землевладение не могло составлять более
500 югеров или 125 гектаров). Реформа Сервия Туллия значительно расширила по-
литические права плебеев: был получен доступ к дележу земли; произошло деле-
ние Рима на четыре территориальных округа (трибы); с 471 г. до н. э., согласно тер-
риториальному делению, в каждом округе появилось трибутное собрание, имевшее
право принимать решения и постановления общего характера, обязательные к ис-
полнению исключительно плебеями. Позже, уже в 449 г. до н. э., решения трибут-
ных собраний стали обязательными и для патрициев. Это произошло (по одной из
версий) после принятия консулами Валерием и Горацием закона. Эти же консулы
провели в жизнь постановление, согласно которому любой плебей, обвиняемый
в преступлении, имел право обратиться за защитой к центуриатным комициям (на-
родному собранию). Патриции обладали этим правом гораздо раньше плебеев. Еще
одним нововведением в политической системе Древнего Рима была попытка вве-
дения в 444 г. до н. э. законопроекта Канулея о допущении плебеев к замещению
консульских должностей. Законопроект был отклонен, но сенатом было приня-
то компромиссное решение о допущении плебеев к замещению ими должностей
военных трибунов с консульской властью. Главным достижением этой реформы
стало изменение состава и расстановки политических сил в государстве. Реформы
Сервия Туллия — это следующий этап развития государственности в Древнем Ри-
ме: переход к республиканской форме правления. Окончательно республиканская
форма правления утвердилась после изгнания царя Тарквиния Гордого в 509 г.
до н. э.
Отношения между гражданами Рима регулировались системой квиритского
права. По мере расширения территории Древнего Рима изменялся состав насе-
ления. В Риме стало оседать много иностранцев, которые занимались здесь тор-
говлей. Их стали называть перегринами; это явление дало толчок к возникновению
системы права, получившего название перегринского права (создал его перегрин-
ский претор в 242 г. до н. э.). Появление перегринского права по времени совпало
со 2-й Пунической войной, когда Рим расширял свою территорию за счет захвата
территорий, принадлежавших Карфагену. Это римское право, которое регулиро-
вало особый круг имущественных отношений. Позже перегринское право стало
называться «правом народов» (jus gentium).
Совет старейшин, первоначально существовавший во время римского союза
племен, был преобразован в сенат (лат. «senates», «senex» — старик). Сенат, как
высший орган государственной власти, решал вопросы войны и мира, вырабаты-
вал тактику и стратегию, занимался решением повседневных вопросов. Позже,
в эпоху республики сенат стал высшим органом государственной власти. Пред-
1.2 Периодизация истории Древнего Рима
17
ставители в сенат избирались пожизненно и исключительно из потомственной
римской аристократии, из патрициев. Если внимательно посмотреть, из кого же
состоял высший орган государственной власти, то можно с уверенностью сказать,
что не зря римскую республику назвали аристократической. Отличие римской рес-
публики от афинской состоит в стиле и форме управления государством. Это про-
исходило из-за того, что Рим был в первую очередь земледельческой общиной
и отличался крайне низким уровнем производства и торговли. Правящей верхуш-
кой были аристократы. Но при этом во власти участвовали народные собрания
и ощущалось влияние простых граждан на проводимую в Риме государственную
политику. Внешняя политика также была прерогативой Сената. Все переговоры
велись исключительно Сенатом. Отправкой послов в другие страны и мирными
переговорами занимался Сенат.
Сенат, возникший на заре становления государственности, претерпев измене-
ния, существует и сегодня. Сначала в сенат входило 100 старейшин; позднее их
число было увеличено до 300. Члены сената назначались цензорами — особо упол-
номоченными лицами, избранными Народным собранием (пять человек на пяти-
летний срок) и занимавшими определением имущественного ценза. Подчинялся
сенат по традиции решениям народного собрания. Если члены сената считали,
что решение народного собрания «не соответствует интересам Рима», они в этом
случае объявляли решения объявлялись недействительными или предлагали долж-
ностным лицам, ответственным за эти решения, покинуть свой пост.
Сенат созывался магистратами — высшими должностными лицами, которые
были представлены консулами, преторами, народными трибунами. Магистратов
(консулов, преторов, цензоров) избирали центуриатные собрания (комиции). В во-
енное время сенат использовал свое право прибегать к военной диктатуре. Ис-
ключительной магистратурой считалась должность диктатора, на которую сенатом
назначался консул. Максимальный срок полномочий диктатора — 6 месяцев. Ему
подчинялись все должностные лица республики.
В 180 г. до н. э. был принят внесенный Виллием закон, устанавливавший усло-
вия избрания в магистратуру. Консулом или претором мог быть избран лишь тот,
кто до этого служил квестором или эдилом. Этот же закон устанавливал возрастной
ценз для каждой из должностей: квестор (эдил) — 28 лет; претор — 40 лет; консул
43 года. Главным условием для кандидата на высшие государственные должности
было прохождение военной службы
1
.
В Риме увеличилось количество триб — их стало 35. И на трибутных собраниях
одна триба имела право одного голоса. Магистратуры — это исполнительная власть
Рима. Они были обычными (ординарными), к которым относились должности кон-
сулов, преторов, цензоров; экстраординарные (на экстренный случай). Во главе
каждой магистратуры стоял консул. Консул — это высший магистрат республики.
В его ведении находились дела текущего управления, и он следил за соблюдением
законов. Комиции имели право объявлять войну, перемирие, рассматривать жалобы
на приговоры к смертной казни, принимать законы. Трибутные собрания в зависи-
мости от состава были плебейскими и патрицианско-плебейскими. Их полномочия
были сильно ограничены. На них принимали решения о взимании штрафов, изби-
1
Штаерман Е. М. О классовой структуре общества // Вестник древней истории. 1969. №4. С. 36.
18
Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права
рали низших должностных лиц (квесторов, эдилов). С тех пор решения трибутных
собраний получили название плебисцитов. Вся деятельность трибутных собраний
была направлена на защиту прав плебеев. А куриатные собрания стали пережитком
родоплеменного строя и были заменены собранием тридцати ликторов (предста-
вителей курии). Созывались собрания по приказу претора, консула или трибуна.
Правительственная власть в Риме была представлена в виде коллегий (консулов,
преторов). Коллегия консулов состояла обычно из двух человек, коллегия прето-
ров — из двух, потом четырех и более человек.
Сенат имел следующие полномочия: контролировал законодательную деятель-
ность плебейских и центуриатных собраний; утверждал их решения и предвари-
тельно рассматривал законодательные проекты; контролировал государственные
расходы, устанавливал налоги, определял государственные расходы; занимался во-
просами общественной безопасности, благоустройства города, религии; внешнепо-
литической деятельностью (набор в армию, распределение легионов, объявление
войны, объявление мира и т. п.); занимался судебными делами. Сенат присвоил се-
бе право толковать законы, не имея прямой законодательной власти; члены сената
могли назначить судебную коллегию и давать указания о производстве расследова-
ния. С этого момента возникла наука, названная позже юриспруденцией. Француз-
ский мыслитель Кондорсэ справедливо заметил, «что юриспруденция — это един-
ственная новая наука, возникновению которой мы обязаны римлянам, и возникно-
вение этой науки связано с правом толкования закона»
1
.
В республиканский период трибутные комиции стали оказывать заметное вли-
яние на общественно-политическую жизнь римского общества. Это влияние отра-
зилось и на внешней политике Древнего Рима. Естественно, что для расширения
своей территории Рим применял тактику захвата чужих плодородных земель своих
соседей. Дело в том, что аристократическая Римская республика по уровню эко-
номического и промышленного развития была на более низкой ступени, нежели
греческое общество. Экономически Рим являлся рабовладельческой державой. Ра-
бы в Риме были основной рабочей силой в экономике. Торговля и промышленность
были развиты недостаточно. Правящим классом в Риме были землевладельцы. По-
этому вся политика Рима республиканского периода была построена на принципе
захвата территорий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Главным принципом римской власти был «разделяй и властвуй».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Во всех своих войнах Рим, следуя этому принципу, всегда выдвигал очень тя-
желые условия перемирия. Например, при заключении мира с Карфагеном после
1-ой Пунической войны Рим запросил у побежденного Карфагена выплаты кон-
трибуции (около 84 тонн серебра), освобождения Сицилии, выдачи всех пленных
римлян без выкупа. Особенно это касалось управляемых Римом провинций. Рим
подавлял одних и предоставлял преимущество другим, но для того, чтобы до-
1
Косарев А. И. Право в системе социальной регуляции (История и современность). М., 1986.
С. 78–79.
1.2 Периодизация истории Древнего Рима
19
биться своего. К событиям такого рода можно смело отнести следующие: война
с Карфагеном за господство на Западном Средиземноморье (первая, вторая и тре-
тья Пунические войны); война на Балканах (война с иллирийскими племенами);
Македонские войны; войны с галлами (кельтские), война с державой Селевки-
дов (с Египтом); войны на Пиренейском полуострове (с Испанией); с варварами
(кельтиберами). В своей тактике по захвату чужих плодородных земель Рим ис-
пользовал противоборство между странами. Несмотря на тяжелое экономическое
положение и противостояние политических сил, Рим с небольшими перерыва-
ми вел пуническую войну (против Карфагена). Например, завоевание Западного
побережья Средиземноморья продолжалось около двадцати лет, разделившись на
первую (264–241 гг. до н. э.), вторую (Ганнибалову (218–201 гг. до н. э.)) и третью
(149–146 гг. до н. э.) войны. Все дело в том, что свое экономическое положение
плебс желал поправить с помощью захвата новых земель. Вся организация госу-
дарственного управления и уклад жизни в Риме были построены и подчинены
военному порядку и захвату новых более плодородных земель. Итогом трех пуни-
ческих войн явилось: появление первых римских провинций — Сардинии, Иберии,
Северной Италии, Африки, Сицилии и Корсики; укрепление римско италийского
союза, окончательное закрепление захваченных земель Западного Средиземномо-
рья за Римской республикой; организация римских провинций и управления ими
1
.
Как только закончилась вторая Пуническая война, римляне стали присматри-
ваться к землям эллинистических государств и народов, проживавших на Восточ-
ном Средиземноморье. Рим хотел владеть и управлять землями на северо-западном
побережье Балканского полуострова. Результатом этих пожеланий Рима явились
войны с Македонией, царством Селевкидов, союзами греческих городов, эллини-
стическими племенами, проживавшими на территории Балканского полуострова.
Итогом этих войн стало завоевание земель, которые ранее были заняты греками,
и Рим получил выход в Адриатическое море, оттеснив иллирийцев вглубь полу-
острова, и приобрел возможность дальнейшего наступления на Восток. Вопрос
о дальнейшем наступлении на Македонию был одобрен и принят Сенатом. Вторая
Македонская война закончилась перемирием, но римская армия оставалась в Гре-
ции до 194 г. до н. э. В 169 г. до н. э. Рим развязал против Македонии третью войну.
Рим пытался закрепиться на завоеванной территории Греции и подчинить ее себе
2
.
Третья Македонская война была выиграна Римом с большим напряжением сил, ее
результатом явилось уничтожение Македонии. Но это обстоятельство сыграло на
руку Риму, т. к. резко изменилась внешняя политика Рима по всему Востоку. По-
беда в Третьей Македонской войне и подавление восстания греков в Македонии
поставили точку в укреплении позиций римского государства на Адриатическом
море и Востоке Средиземного моря. С этого момента Рим без особого труда под-
чинил себе все Восточное Средиземноморье.
Войну с населением Иберии (Испании) Рим вел одновременно с карфагеняна-
ми во время 2-ой Пунической войны. Война Рима с кельтиберами была достаточ-
но затяжной (почти 20 лет, до 179 г. до н. э.). Итогом стало приобретение Римом
территории Испании. Это обстоятельство помогло закрепиться Риму на Восточ-
ном Средиземноморье. Победа Рима в войне с державой Селевкидов (Египет, Си-
1
Дебидур А. Дипломатическая история Европы. Ростов-н/Д, 1995. С. 56.
2
Дебидур А. Дипломатическая история Европы. Ростов-н/Д, 1995. С. 58.
20
Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права
рия) была одержана благодаря созданию ситуации противостояния между Грецией
и Малой Азией.
В результате войны с кельтами (галлами), населявшими территорию Северной
Италии, а также с многочисленными племенами (инсубры, бойи, лингоны, сено-
ны, ценоманы) варваров, проживавших южнее, Рим приобрел новые территории
и города (Милан (Медиолан), Галлия). В этой войне Риму удалось захватить всю
Северную Италию до самых Альп. Итогом всех войн, которые велись Римом с со-
седними территориями, явилось наличие 9 провинций к середине II в. до н. э.:
Сицилия, Сардиния, Корсика, Цизальпинская Галлия, Испания, Африка, Македо-
ния, Иллирия и Азия.
Древний Рим — это сильнейшее государство, созданное насильственным путем.
Это было заложено в природе римского общества. Этого могло не быть, если бы
во 2-ой Пунической войне одержал победу Карфаген (Ганнибалова война, 218–
201 гг. до н. э.)
1
. Изначально римское общество строилось на подчинении одного
другому, т. е. на рабовладельческих отношениях. Войны способствовали росту раб-
ства, увеличению количества материальных ценностей, захваченных у противни-
ка. Одновременно с этими негативными явлениями были и положительные шаги
в развитии Древнего Рима: это развитие товарного производства, что позволило
расширить сферу применения рабского труда; это объединение городов и народов,
проживавших на территории всей Италии, в результате чего Рим стал сильнейшим
государством Западного Средиземноморья. Лишь однажды в истории Древнего Ри-
ма встал вопрос о сохранении его государственности. Карфаген был достаточно
сильным государством на побережье Западного Средиземноморья. Рим одержал
победу над Карфагеном лишь благодаря огромному напряжению сил всего рим-
ского общества, государства и вложению огромных средств в эту войну.
Во внешней политике вели противоборство две враждующие группировки но-
билитетов: первая — под управлением консула Корнелия Сципиона Африканско-
го, ратующего за щадящий режим управления завоеванными Римом областями
и наделение малоимущих землей; вторая — под управлением Марка Порция Кан-
тона, сторонника рабовладельческого хозяйства и жесткого управления римскими
провинциями. Итогом противостояния двух этих политических группировок стало
выведение консула Корнелия Сципиона и его сторонников с политической арены
Рима.
Власть в Риме в республиканский период принадлежала коллегиям преторов
и консулов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Консул — (лат. «consul») высшее должностное лицо, представля-
ющее и защищающее интересы государства и граждан перед дру-
гими государствами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Консул занимался текущими делами управления городом и государством, ведал
расходами, а также следил за исполнением законов. Во время войн и чрезвычай-
ных ситуаций один из консулов оставался и следил за городом; другой отправлял-
1
Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 80.