ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10497
Скачиваний: 143
1.2 Периодизация истории Древнего Рима
11
мере развития экономики и общества происходил переход земли из коллектив-
ной собственности в частную собственность. Что, в свою очередь, требует при-
знания права ее неприкосновенности. Стабильность в общине обеспечивалась за
счет запрета отчуждения своих земель и механизма распределения произведенно-
го продукта (обязанность собственников отдавать часть произведенного в «общий
котел»). Ученые точно подметили значительность влияния общинной организации
на различные стороны человеческой жизни.
К IV в. до н. э. в мире прослеживалась общая тенденция к объединению об-
щин. Если проследить историю становления государства в Древнем Риме, можно
отметить, что поначалу ничем не выделявшаяся римская община примерно до IV в.
до н. э. существовала обособлено. Но после аграрного кризиса в IV в. до н. э. по-
спешила расширить территорию.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Многие историки считают, что история Римской державы начина-
ется в 380–338 гг. до н. э. с так называемой 2-ой Латинской войны,
в ходе которой был разрушен древний союз 28 (по другим дан-
ным 30) латинских общин, который был воссоздан на совершенно
иных условиях: возникла новая союзная организация, построенная
на основе системы двусторонних, в основном неравноправных до-
говоров.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Становление государственности в Древнем Риме происходило, начиная с об-
щины, далее — к военно-аристократической республике (ранний и поздний перио-
ды), а позже — к империи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основной чертой любого уровня государственной системы Древ-
него Рима был военный порядок и жесткая военная дисципли-
на (т. к. изначально вожди, а потом диктатор и позднее им-
ператор были военачальниками, а политика Рима строилась на
завоеваниях).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В государстве была четко выстроена система государственного аппарата управ-
ления и система власти (судебная, законодательная, исполнительная). Процесс об-
разования государственности в Древнем Риме является своего рода образцом, по
которому строилась государственность в других странах много позже.
1.2 Периодизация истории Древнего Рима
Согласно исследованиям историков Древний Рим начинает свою историю при-
мерно с VII–VI вв. до н. э. Датой основания Древнего Рима как государства при-
нято считать 753 г. до н. э. Рим образовался на месте обычной деревни. Каменным
и мраморным Рим станет в эпоху империи, в период правления императора Авгу-
ста (I в. до н. э.–I в. н. э.). Но активное заселение Италии началось во II тыс. до
12
Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права
н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Основными племенами, осно-
вавшими позже население Древнего Рима, были племена рамнов (латинян) и тици-
ев (сабинян). Они называли себя квиритами. Позже к этим двум присоединилось
третье — племя луцеров (этруски).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Историю Древнего Рима можно разделить на три основных пери-
ода: т. н. «царский» (753–510 гг. до н. э.), «республиканский» (510–
27 гг. до н. э.) и период империи (27 г. до н. э.–476 г. н. э.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Период империи, в свою очередь, делится на два подпериода: принципат и до-
минат. Закат Западной Римской империи состоялся в 476 г. н. э. узурпацией рим-
ского престола варваром Одоакром. Восточная Римская империя (названная Ви-
зантией) со столицей в Константинополе существовала еще на протяжении целого
тысячелетия.
В «царский» период римская община состояла из трех племен, 300 родов
(30 курий). Город был поделен на четыре округа (трибы). Управление общиной
происходило на собраниях курий, родов, племен, союза племен, где принимали
решения и рассматривали дела о наследствах, судебных тяжбах, о ведении вой-
ны и установлении перемирия. Род (gentes) был структурной единицей протого-
сударства (прообраз более позднего государства); он состоял, в свою очередь, из
нескольких семей (фамилий). Род был основой и смыслом жизни любого из тех,
кто проживал в те далекие времена, на заре становления государственности в Древ-
нем Риме. Над родом располагались более крупные структурные единицы: 100 ро-
дов объединялись в курию, а 300 родов — в трибу, которая в то время являлась
раннеполитическим объединением (политической организацией), возглавляемым
сенатом. Членом рода могли быть только те, кто был рожден от свободных и знат-
ных родителей, никогда не состоявших в рабстве и не лишенных прав гражданина.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основой государственности в ранний период были община, племя,
союз племен.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Во главе каждого племени стоял старейшина. На заре становления государ-
ственности в Древнем Риме во главе союза племен стоял вождь или царь (rex).
Историки считают, что в мировой истории первым таким вождем был Ромул. Все-
го же исторической науке известно 7 таких царей: Сервий Туллий, Ромул, Нума
Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Тарквиний Гордый.
Вождь в основном занимался военными, религиозными делами и установлени-
ем законов общины. Участвовать в управлении общиной, родом, семьей вождь
(царь) не имел права. Избирали вождя на куриатном собрании. Своего преемника
вождь определял сам (наследования власти не было). В т. н. «царском» периоде
образования государственности в Риме были созданы особые знаки власти, во-
шедшие потом в хождение: скипетр, держава, корона, особенная одежда — тога,
ликторы (охрана), регалии. Ранний («царский») период можно охарактеризовать
1.2 Периодизация истории Древнего Рима
13
как военно-родоплеменной, т. к. налицо попытки систематизации структуры вла-
сти и наличие военного уклада в повседневной жизни древних римлян. С течением
времени в Риме будет выстроена четкая структура всей власти: и законодательной,
и исполнительной, и военной.
В период образования Рима первоочередное право владения землей имели, ко-
нечно же, представители общины. Большая часть военных трофеев также принад-
лежала членам общины. Это повлекло за собой изменение социального и иму-
щественного статуса общины. И население Древнего Рима разделилось на две
большие группы: те, кто являлся членом племени, и те, кто членом племени не
был. Тот же, кто проживал вне города, гражданином быть не мог. Первые из них
считались полноправными гражданами (патриции), вторые были лично свободны,
платили налоги, служили на военной службе, но не участвовали в решении во-
просов управления (плебеи) и гражданами быть не могли. Гражданство в Древнем
Риме не приобретали; гражданами были лишь те, кто был членом общины (жи-
тели города, т. е. патриции) и те, кто происходил от них. Гражданином мог стать
отпущенный на волю раб. Но он мог лишь голосовать в пределах собрания той
трибы, где проживал. Гражданство утрачивалось при условии продажи в рабство,
за долги, при изгнании или ссылке из города. Лишены гражданских и политиче-
ских прав в Древнем Риме были рабы. Рабство в Риме существовало довольно
долго, что, в свою очередь, сильно тормозило социальное и экономическое раз-
витие государства. Рабовладение имело место в Древнем Риме довольно долгое
время ввиду того, что этому способствовала политика захвата чужих земель. Тер-
ритория Рима увеличивалась в результате многочисленных войн, которые Древний
Рим вел на протяжении нескольких столетий.
Отношения между гражданами Рима регулировались системой квиритского
права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Позже перегринское право стало называться «правом народов» (jus
gentium).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Это римское право, которое регулировало особый круг имущественных отно-
шений.
Согласно исследованиям историков известно, что римское гражданство обу-
славливалось наличием status libertatis (правовой статус), status civitatis (граждан-
ский статус) и status familiae (семейный статус) и предполагало целый ряд прав.
Особой привилегией римского гражданина были политические права, вершиной
которых было ius honorum. Но для тех, кто проживал за пределами поселения, пра-
во голосования в комициях было не настолько важным, как для жителя Рима. При
переселении в Рим собственное гражданство латинами утрачивалось и взамен они
приобретали римское гражданство (с урезанными политическими правами). Для
реализации своей политики римское правительство стало использовать латинское
гражданство в своих целях («divide et imperia»)
1
. Это способствовало увеличению
числа колоний во владении и под управлением Рима, укреплению аристократи-
1
Косарев А. И. Римское право. М., 2001. С. 67.
14
Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права
ческой верхушки и сохранению демографической и военной стабильности в об-
щине. Такая политика полностью оправдала себя, т. к. благодаря ей колонии стали
надежной опорой Риму в его захватнической политике (например, во 2-й Пуни-
ческой войне). Позже ситуация ухудшилась. Это было связано с разделом земли
на захваченных территориях. Преимущество при разделе земель отдавалось «рим-
ским гражданам». Поэтому латины — союзники Рима старались приобрести рим-
ское гражданство любыми способами. Это стало серьезной проблемой для самого
Рима. Для ее решения сенатом был принят закон Гая Клавдия. По этому закону
все латины, переселившиеся в Рим с 189 г. до н. э., обязаны были вернуться в свои
общины.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все, проживавшие вне общины, носили название плебеев (лат.
«plebejus» — простой народ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Происхождение их неясно и спорно. Плебеи занимались созданием матери-
ального благосостояния будущего государства (торговля, ремесла), т. к. патриции
считали недостойным для себя иные занятия, кроме военной службы, земледелия
и политической деятельности. Эти люди были ограничены в личных и имуще-
ственных правах, но лично свободны. Они возделывали землю, торговали, несли
военную службу (без права занимать командующие должности), исправно платили
налоги. Все торговое и промышленное дело было сосредоточено в руках плебеев.
В руках плебса концентрируется экономическая мощь Рима. Одновременно с этим
увеличивается количество плебеев, проданных в рабство патрициям за долги. Впо-
следствии именно сословие плебеев оказало влияние на политическую жизнь как
города, так и государства. Это произошло благодаря реформам шестого по сче-
ту рекса Сервия Туллия (578–533 гг.). Сервий Туллий, шестой из рексов, провел
реформу, в результате которой плебеям были сделаны серьезные уступки, и на
первый план в социальных отношениях выступило имущественное положение,
а не происхождение. Это произошло потому, что изменились приоритеты. Глав-
ной опасностью римляне считали всегда считали единоличную власть (за прене-
брежение данным положением поплатился жизнью в 485 г. до н. э. консул Спурий
Кассий). Количественное превосходство плебеев над патрициями также сыграет
свою решающую роль в проведении реформ. В противном случае недовольство
плебса грозило вылиться в массовые и неконтролируемые беспорядки. Необхо-
димость реформ назрела ввиду социального расслоения и недовольства плебеев
своим политическим статусом в обществе.
Согласно этой реформе всех римлян соответственно их достатку разделили на
разряды (всего 5 разрядов). Немногочисленным и самым высшим разрядом был
первый, к которому принадлежали самые богатые и знатные (таблица 1.1
1
). К осо-
бому разряду относились самые богатые — всадники. Самым многочисленным со-
словием были те, кто не имел никакого имущества, кроме детей, — пролетариат
(рим. «пролес» — потомство, «proletarius» — неимущий гражданин).
1
История Древнего Рима / под ред. В. И. Кузищина М., 1994. С. 90.
1.2 Периодизация истории Древнего Рима
15
Таблица 1.1
Разряд
Имущественный ценз
I
Имущество на 100 тысяч ассов
II
Имущество на 75 тысяч ассов
III
Имущество на 50 тысяч ассов
IV
Имущество на 25 тысяч ассов
V
Имущество на 11 тысяч ассов
Кроме того, Сервий Туллий на этом не остановился и реорганизовал систему
ополчения. Этот момент стал важным с точки зрения построения регулярной рим-
ской армии. Первоначально, в период родоплеменных отношений в римском обще-
стве существовала система народного ополчения. Каждый гражданин 17-летнего
возраста был обязан служить на военной службе. Но служба являлась еще и свя-
щенным долгом, призванием и привилегией для римлянина. В ополчении не имели
права служить рабы и пролетарии. Первоначально народное ополчение строилось
на самообеспечении. Но уже при Сервии Туллии несколько изменился характер во-
енной службы: ополченцы получают казенное оружие и продовольствие; платили
жалованье за время несения службы. Но характер римской армии на тот момент
оставался ополченческим: после окончания войны солдаты расходились по домам.
Реформы Сервия Туллия предусматривали призыв на активную военную службу
свободных граждан в возрасте от 16 до 45 лет. Граждане старше 45 лет несли
гарнизонную службу и не привлекались к активным боевым действиям.
По отношению к военной обязанности все свободные граждане, согласно иму-
щественному цензу, объединялись в воинские подразделения — центурии (сотни)
(таблица 1.2
1
). Всадники образовали 18 центурий; юристы, ремесленники, музы-
канты образовали нестроевые (вспомогательные) центурии.
Таблица 1.2
Разряд
Центурия
I
80
II
20
III
20
IV
20
V
30
Каждая центурия имела право одного голоса в народном собрании. Хотя фак-
тически при голосовании имело силу лишь мнение всадников и представителей 98
центурий из 193 самых богатых и могущественных центурий. Постепенно число
центурий было увеличено до 373, а каждый разряд населения получил по 70 цен-
турий.
1
Иоффе О. Е., Мусин В. А. Основы римского гражданского права. М., 1974. С. 78.