Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (МБУК «Дворец Культуры»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы системы мотивации на предприятии

1.1. Понятие и содержание мотивации. Мотивационные модели, методы и технологии формирования мотивационного механизма в организации.

2. Экономические методы.

1.2. Элементы комплексной системы мотивации.

Глава 2. Организация мотивации персонала на примере МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска

2.1. Характеристика деятельности МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска

2.2. Анализ системы мотивации и выявление основных проблем и недостатков в МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска.

Глава 3. Совершенствование системы стимулирования труда в МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска

3.1. Пути устранения недостатков в существующей системе мотивации работников МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска

3.2. Разработка мероприятий по формированию комплексной системы мотивации труда МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Вхождение Российской экономики в рыночные условия создало объективные предпосылки для ориентации отечественных предприятий и организаций различных сфер и направлений бизнеса на интенсивные методы работы и достижение соответствующего мировым стандартам качества продукции. В этих условиях резко возрастает значение вопросов совершенствования управления  персоналом, направленных на активизацию личностного потенциала организации.

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Мотивация  сотрудников - важнейший инструмент повышения производительности труда, ведь без нее невозможно обеспечить рост конкурентоспособности компании. В условиях плановой экономики работники отдавали организации (и обществу в целом) значительно больше, чем получали за свой труд, что приводило к демотивации, снижению качества продукции. Рыночная экономика предоставляет гораздо больше возможностей для гармонизации взаимоотношений предприятия и работников.

Теория и практика мотивации - это сложные вопросы, знания о которых опираются сразу на несколько научных дисциплин. Несмотря на большое количество исследований в данной области, не все аспекты мотивации изучены, особенно это касается проблемы разработки комплексной системы мотивации персонала. В настоящее время разработаны и апробируются в практической деятельности множество мотивационных моделей, авторы которых широко известны в области экономической, социологической и управленческой науки.

Несмотря на значительные достижения в области разработки теоретических моделей, исследования специфики трудовой мотивации персоналом  российских предприятий пока не отвечают современным требованиям.

Еще более существенными являются проблемы в исследовании современной практики  мотивации  труда, которая зачастую осуществляется не как профессиональная деятельность, основанная на точных и предметных знаниях.

Применяемые на многих предприятиях  системы  материального стимулирования во многом не соответствуют теоретическим и практическим представлениям о рыночной экономике, не учитывают интересы субъектов труда, носят упрощенный управленческий характер и не способствуют полной реализации профессиональных качеств работника, росту результативности, а, следовательно, и максимальному повышению эффективности работы предприятия.


Путь к эффективному управлению каждым работником лежит через понимание мотивов, которые им движут, побуждают его к деятельности.

Поэтому, безусловно, серьезного внимания заслуживают вопросы создания современной комплексной мотивационной  системы  управления персоналом, которая должна быть направлена как на достижение максимальных экономических результатов, так и на развитие потенциальных возможностей каждого сотрудника.

Таким образом, исходя из вышесказанного, выбранная тема исследования актуальна и требует дальнейшей разработки.

Объектом исследования является персонал организации МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска.

Предметом исследования являются механизмы, методы и технологии мотивации персонала.

В качестве информационной базы курсовой работы была изучена и проанализирована сводная отчетная документация МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска.

Цель исследования состоит в разработке комплексной системы эффективного управления мотивацией персонала в МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

­ дать определение понятию «мотивация»;

- рассмотреть процесс мотивации персонала, а также используемые при этом методы и технологии;

­ изучить особенности деятельности МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска;

­ проанализировать существующие способы мотивации сотрудников МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска;

­ разработать комплексную систему мероприятий по совершенствованию процессом управления мотивацией данной организации.

Степень изученности проблемы. Проблемам управления персоналом, а также созданию мотивационных  систем  в целях повышения эффективности производства посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных специалистов. Значимый вклад в изучение вопросов управления трудовыми ресурсами и теорией человеческого капитала внесли такие ученые, как: В.В. Адамчук, В.А. Дятлов, А.Я Кибанов, А.Э. Котляр, М.И. Магура и другие.

Значительный вклад в исследование проблем  мотивации  и стимулирования труда внесли зарубежные исследователи: Дж. Адаир, В. Врум, Ф. Герцберг, Дж. Кайро, Э. Лоулер, Д. МакГрегор, Д. МакКлелланд и другие.

Рассмотрение мотивации как процесса формирования мотивов трудового  поведения нашло отражение в работах таких авторов, как Дж. Адаир, Дж.С. Адаме,  И.А. Васильев, В. Г . Леонтьев, М.Т. Магомед-Эминов, Л. Портер и  другие.


Теоретические и практические аспекты  мотивации  и стимулирования трудовой деятельности в предпринимательских  системах  рассматривались в работах З. Карапетян, Э.С. Матвеевой, Т.Г. Озерниковой, B.Ю. Пакулина, Б.Г. Прошкина, С. Сидоренко, Т.И. Солуниной и Л.А. Ильиной, Е.Л.  Хавричевой  и других.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе совершенствования мотивационной системы как в деятельности МБУК «Дворец Культуры» г. Новокуйбышевска, так и других организаций.

Цели и задачи исследования предопределили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В качестве источников написания работы были использованы нормативные документы, специализированные учебные пособия, материалы периодической печати и Интернет-ресурсы.

Глава 1. Теоретические основы системы мотивации на предприятии

1.1. Понятие и содержание мотивации. Мотивационные модели, методы и технологии формирования мотивационного механизма в организации.

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к тру­ду. Путь к эффективному управлению производством лежит через по­нимание мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы ле­жат в основе его действий, можно попытаться разработать эффектив­ную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные методы, как и какими способами они могут быть реализованы.

Мотивы (франц., ед. число motif, от лат. moveo - двигаю) - побуди­тельные причины поведения и действий человека, возникающие под влиянием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия.[1]


Не существует единого определения понятия «мотивация». Разные авторы дают разные определения.

Например, М.И. Магура считает, что «мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека».[2]

В.Н. Федосеев определяет мотивацию как «совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных целей».[3]

Т.И. Солунина и Л.А. Ильина подходят к определению мотивации как к процессу и как к механизму: «Мотивация – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности) (схема 1). Или, мотивация (как механизм) - это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности)».[4]

Схема 1. Процесс и механизм мотивации.

По мнению Т.Г. Озерниковой, «в науке и практике управления человеческими ресурсами термин «мотивация» употребляется в двух основных значениях:

1. В содержательном (исходном) смысле мотивация - это сложный процесс формирования у субъекта внутренних побудительных сил к действию под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик сознания (потребностей, интересов, ценностных ориентации). В данном значении мотивация представляет собой субъективный процесс, происходящий в сознании человека и оказывающий влияние на его поведение.
      2. В функциональном смысле мотивация рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на формирование мотивов поведения людей. В таком понимании мотивация является важнейшей функцией управления как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельной организации».[5]

Структура мотивов трудового действия формируется из трех ос­новных компонентов:

• сознание человеком своих потребностей, удовлетворение кото­рых возможно посредством труда (деятельности);

• представление о тех благах, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;


• мысленное построение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными блага­ми, которые их удовлетворяют.

Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, которую он должен запла­тить за результаты.

Система мотивации персонала в компании – комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только в работе, за которую платят деньги, но, прежде всего, к особой старательности и активнму желанию работать именно в этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству.[6]

Существуют различные теории мотивации. Разви­тие их носило эволюционный, а не революционный характер. Эти теоретические построения используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду. Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних вре­мен. В настоящее время существует несколько различных теорий мо­тивации, которые условно можно разбить на три группы: первоначаль­ные, содержательные, процессуальные.

В настоящее время принято различать 2 группы теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Первые основаны на анализе потребностей человека, вторые – на оценке ситуаций, возникающих в процессе мотивации.

Содержательные теории базируются на иерархии потребностей че­ловека, которые являются движущей силой трудовой деятельности людей в процессе общественного производства.

Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу; теория существования, связи и роста Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга. Познакомимся с основными позициями этих теорий.[7]

Теория потребностей Маслоу.

Абрахам Маслоу - один из крупнейших ученых в области мотива­ции и психологии. Его теория психологии управления включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:

- люди постоянно ощущают какие-то потребности;

- люди испытывают определенный набор сильно выраженных по­требностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;

- группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу;

- потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей;