Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (на примере ООО «Строймаркет»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Суммы начисленной амортизации.

  1. Прочие расходы. Это все иные расходы, помимо перечисленных выше. Например, на аренду, командировки и т. п.

Внереализационные расходы:

К этой группе расходов относятся расходы, которые не связаны с производством и реализацией, а также некоторые убытки.

Один из видов внереализационных расходов, достаточно часто встречающихся на практике, — проценты по долговым обязательствам, например, по кредитам и займам. Для них ст. 269 НК РФ предусмотрен специальный порядок учета.

Необлагаемые расходы:

Перечень расходов, не учитываемых для налога на прибыль, определен в ст. 270 НК РФ. Указанные в ней расходы никогда не уменьшат прибыль предприятия. Их список достаточно обширен и разнообразен.

Прямые и косвенные расходы по налогу на прибыль:

Деление расходов на прямые и косвенные производится по признаку их связи с производством. Общий порядок такого деления закреплен в ст. 318 НК РФ.

Так, к прямым относят материальные затраты, оплату труда производственного персонала и амортизацию производственных ОС. Все остальные затраты являются косвенными.

Конкретный перечень прямых расходов компания определяет самостоятельно.

Правильное распределение расходов чрезвычайно важно, поскольку период признания прямых расходов совсем иной, нежели косвенных. А значит, ошибка в квалификации может привести к неправильному разнесению расходов по периодам, занижению налоговой базы в одном из них и переплате по налогу в другом. делить расходы на прямые и косвенные вы должны с учетом специфики вашей деятельности и экономического обоснования. Иначе налоговики пересчитают налог так, как сочтут нужным, и, скорее всего, докажут свою правоту в суде.

Некоторые расходы уменьшают налог на прибыль не полностью, а в определенных пределах — по нормам, установленным НК РФ. Например:

  • представительские;
  • рекламные;
  • на создание некоторых резервов и др.

Расходы сверх норм учитываются за счет прибыли после налогообложения.

Виды нормируемых затрат, размеры нормативов и порядок их расчета нужно знать, чтобы не завысить расходы и не занизить налог.

Важно не только правильно классифицировать расходы, но и определить верную дату их включения в налоговую базу. А эта дата зависит от того, какой метод учета доходов и расходов вы выбрали. У каждого из них свои особенности, достоинства и недостатки. Кроме того, есть совершенно четкое ограничение на применение кассового метода признания доходов и расходов.


По сути, налоговая база — это расчет. В упрощенном виде он сводится к суммированию доходов и расходов и выведению конечного результата — прибыли или убытка. Для систематизации всех необходимых для расчета налоговой базыпоказателей компания организует налоговый учет, разрабатывает комплекс налоговых регистров.

Объектом налогообложения здесь является прибыль, то есть разница между доходами, полученными организацией на ОСНО и произведенными расходами. В доходы, учитываемые для налога на прибыль, включают доходы от реализации и внереализационные доходы. Немало споров бизнесменов с налоговиками вызывает подтверждение расходов, уменьшающих налоговую базу. Чем больше расходов удастся подтвердить, тем меньше будет налог к уплате, поэтому естественно, что налоговые органы оценивают обоснованность расходов очень придирчиво. Налоговый кодекс предъявляет к заявленным налогоплательщиком расходам два требования: экономическую обоснованность и документальное подтверждение.

Под экономически обоснованными расходами понимают такие затраты, которые были произведены для получения прибыли. Можно ли считать расходы обоснованными, если прибыль в итоге не была получена? Такой вопрос неоднократно становился предметом судебного спора, причем, самых высоких инстанций. Довольно часто суды становятся на сторону налогоплательщика, отстаивая принцип свободы предпринимательской деятельности и предоставляя право оценивать эффективность бизнеса самому налогоплательщику. И все же, надо быть готовым к тому, что любые расходы, которые организация на ОСНО оценила как обоснованные, могут быть оспорены налоговой инспекцией.

Так же непросто обстоит дело и с вопросом документального подтверждения расходов при расчете налога на прибыль. К документам, называемым оправдательными, относятся так называемые первичные документы (кассовый ордер, акт, накладная, справка и другие документы), а также счет-фактуры и договоры. Любые неточности или ошибки в заполнении (составлении) таких документов могут обернуться тем, что налоговая инспекция посчитает расходы документально не подтвержденными.

Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка предусмотрена для организаций в сфере образования и медицины. Кроме того, налоговая ставка разнится от 0% до 30% при обложении дивидендов, получаемых организацией от участия в других организациях. Все варианты налоговой ставки по налогу на прибыль приведены в ст. 284 НК РФ.


1.3 Льготы по налогу на прибыль


Льготы по части применения налога на прибыль могут даваться как вероятностьюиспользования нулевой ставки, так и в иных формах: к примеру выведения из-под налога объекта налогообложения, использования сниженных ставок, налоговых каникул. Применение льготы в размере ставки 0% определены для ряда компаний, занятых, в большей степени, в социально-обслуживающей области. В ст. 284–284.6 НК нашей страны содержится полныйсписок лиц, которые могут требовать получение такой льготы. 

Льготы для медицинских и образовательных учреждений

Для предприятий, занятых в сфере медицины либо образования, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  1. Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  2. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  3. Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  4. В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  5. Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год). Право использовать в отношении налога на прибыль организаций льготы сохраняется до конца 2019 года (п. 6 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2010 № 395-ФЗ).

Льготы для сельхозпредприятий

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).


Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Срок действия этих льгот установлен до начала 2020 года (п. 2 ст. 2 закона «О внесении изменения…» от 29.12.2014 № 464-ФЗ). Повторное применение такой льготы не допускается (п. 9 ст. 284.5 НК РФ).

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).


В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2020 годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). Для 2017 года это значение снижено до величины 12,5% (законы «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (подп. «б» п. 26 ст. 2) и от 27.11.2017 № 348-ФЗ (п. 3 ст. 1)).

Участники ТОСЭР

Для организаций – резидентов ТОСЭР (территории с опережающим социально-экономическим развитием) кроме того учтены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по нулевой ставке при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.