Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ООО «Строй Инвест»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования внешней и внутренней среды организации
1.1. Внешняя среда организации и подходы к ее анализу
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Строй Инвест»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка внутренней и внешней среды организации
2.3. SWOT-анализ деятельности предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на усиление позиций ООО «Строй Инвест» на рынке
Для расчетов по алгоритму примем следующие допущения: базовым предприятием является ООО «Строй Инвест» (ее коэффициент всегда = 1). Бальная оценка ассортимента: узкий - 1 балл; средний - 2 балла; широкий - 3 балла. Экспертная оценка качества также соответствует номеру его ранжирования: низкое - 1 балл; среднее - 2 балла; высокое - 3 балла. Бальная оценка цены противоположна качеству: низкая - 3 балла, средняя - 2 балла, высокая - 1 балл.
Общая емкость рынка по Владимирской области 150 000 единиц изделия в год (при расчете учитывается, что население Владимира составляет 450 000 человек, в среднем семья состоит из 3 человек, в день на 1 семью необходимо одно условное изделие – например, лампочка).
Преобразуем таблицу 3 в таблицу 4.
Таблица 4
Расчетные показатели деятельности предприятий по продаже строительных товаров
Производитель |
Ассортимент |
Качество |
Цена |
Сумма рейтинга |
Прогноз доли рынка |
||||
Балл |
Рейтинг* |
Балл |
Рейтинг* |
Балл |
Рейтинг* |
шт. |
% |
||
ООО «Строй Инвест» |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3,00 |
24550 |
16,4 |
«Стройдепо» |
3 |
1 |
1 |
0,33 |
2 |
1 |
2,33 |
19068 |
12,7 |
ООО «Кинг Кей» |
2 |
0,67 |
3 |
1 |
3 |
1,5 |
3,17 |
25941 |
17,3 |
«Строймаркет» |
1 |
0,33 |
3 |
1 |
3 |
1,5 |
2,83 |
23159 |
15,4 |
«Центрстрой» |
2 |
0,67 |
2 |
0,67 |
3 |
1,5 |
2,84 |
23240 |
15,5 |
«Кенгуру» |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0,5 |
2,50 |
20458 |
13,6 |
ИП |
1 |
0,33 |
1 |
0,33 |
2 |
1 |
1,66 |
13584 |
9,1 |
ИТОГО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
18,33 |
150000 |
100 |
Пример расчета для ООО «Строй Инвест»: 150 000* 3/18,33 = 24 550 шт.
Таким образом, согласно этой модели, ООО «Строй Инвест» на данный момент времени может рассчитывать на 16% рынка Владимирской области. Увеличить долю на рынке можно с помощью некоторого уменьшения цен, но главное здесь правильно разработать эффективную программу продвижения товара.
В таблице 5 проведем сравнительный анализ экспертных оценок по товарам, которые продают два ведущих предприятия города: ООО «Строй Инвест» и «Стройдепо».
Таблица 5
Экспертная оценка (в баллах) конкурентоспособности
товара ООО «Строй Инвест» и «Стройдепо»
№ |
Показатели сравнения |
«Стройдепо» |
ООО «Строй Инвест» |
1 |
Оптовая цена |
4 |
5 |
2 |
Качество товара |
5 |
4 |
3 |
Зрительные характеристики |
4 |
5 |
4 |
Ассортимент |
4 |
5 |
5 |
Упаковка и ее дизайн |
4 |
4 |
6 |
Техническая оснащенность отдела продаж |
4 |
4 |
7 |
Наличие рекламы |
4 |
4 |
8 |
Организация сбытовой стратегии |
3 |
5 |
9 |
Система скидок |
5 |
4 |
10 |
Имидж товара |
4 |
5 |
11 |
Использование новейших технологий |
3 |
4 |
12 |
Доля продаж товара на ивановском рынке |
5 |
4 |
Средний балл по показателям |
4,08 |
4,42 |
Как видно из таблицы 5, конкурентные преимущества по своим качествам имеют товары, продаваемые предприятием ООО «Строй Инвест».
Проведем конкурентный анализ деятельности предприятий на рынках г. Владимир и Владимирской области, где реализуются строительные товары и услуги, здесь уже работают следующие предприятия-конкуренты. Представим основные характеристики конкурентов в таблице 6.
Таблица 6
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Строй Инвест»
Характеристики конкурирующих предприятий |
ООО «Кинг Кей» |
Индивидуальные предприятия (ИП) |
«Стройдепо» |
ООО «Строй Инвест» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Качество услуг и товара |
Низкое |
Среднее |
Высокое |
Высокое |
Привлекательность внешнего вида |
Низкая |
Низкое |
Высокая |
Высокая |
Цена |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Средняя |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Занимаемая доля рынка 2015 г., % (оценка) |
84 |
Средняя |
4 |
2 |
Занимаемая доля рынка 2016 г., % (оценка) |
81 |
Высокая |
3 |
7 |
Стабильность продаж |
Высокая |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Как видно из таблицы 6, основным конкурентом в плане цен является ООО «Кинг Кей». Однако, в силу большой разницы качества, потребительские предпочтения населения склонны к товарам ООО «Строй Инвест». В то же время такие производственные издержки ООО «Строй Инвест» позволяют установить гораздо более доступные цены, что выгодно отличает от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к товарам конкурентов. Так же существенным внешним фактором можно назвать общее состояние экономики г. Владимира и Владимирской обл. Владимирская область является одним из наиболее бедных регионов, что, конечно же, отрицательно сказывается и на деятельность ООО «Строй Инвест» в целом.
2.3. SWOT-анализ деятельности предприятия
Применим метод SWOT-анализа для установления основной стратегической цели деятельности предприятия. Предположим, что результаты проведенный нами исследований отражают условия функционирования конкретного предприятия торговли и служат основой для составления карты SWOT его деятельности (см. табл. 7).
Условно обозначим в ней степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность объекта исследования (она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки: возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 - очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 -низкое, 1 - очень низкое).
Таблица 7
Карта SWOT-анализа
Возможности |
баллы |
Угрозы |
баллы |
Расширение сегмента рынка |
5 |
Ужесточение налоговой политики |
5 |
Обновление ассортимента |
4 |
Наличие сильных конкурентов |
4 |
Внедрение новой технологии |
4 |
Нестабильность политической ситуации |
4 |
Благоприятные перспективы развития рынка |
5 |
Неплатежеспособность предприятий клиентов |
4 |
Повышение качества продукции |
4 |
Низкая покупательная способность населения |
3 |
Итого |
22 |
Итого |
20 |
Сильные стороны |
баллы |
Слабые стороны |
баллы |
Наличие продукции |
4 |
Слабая база НИОКР |
5 |
Стабильность спроса на продукцию |
5 |
Недостаточно высокий уровень квалификации кадров |
5 |
Наличие передовой технологии |
4 |
Отсутствие службы маркетинга |
5 |
Стабильные связи с поставщиками |
5 |
Ограниченность номенклатуры |
4 |
Низкие издержки продукции |
5 |
Отсутствие четко выраженной стратегии предприятия |
5 |
Итого |
23 |
Итого |
24 |
Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние слабые стороны (24 балла).
Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT (таблица 8). Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его - выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.
Таблица 8
Обобщающая матрица SWOT
Возможности |
Угрозы |
||
Баллы (22) |
Баллы (20) |
||
Сильные стороны |
Баллы (23) |
23 * 22 = 506 |
23 * 20 = 460 |
Слабые стороны |
Баллы (24) |
24 * 22 = 528 |
24*20 = 480 |
Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности», следовательно, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон его деятельности. То есть целью предприятия должен стать рост объема продаж, который может быть достигнут, применив стратегию стабильности.
Стратегия стабилизации или стратегия паузы предполагает ограничение организацией масштабов производства, ставку на медленное, жестоко контролируемое развитие, простое продолжение бизнеса. К стратегии стабилизации организация переходит, как правило, после того как преодолевает период бурного роста. Она предполагает концентрацию внимания администрации компании на интеграции стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и обеспечении эффективной деятельности организации в целом.
Выводы по Главе 2
Проведенный анализ внешней и внутренней среды позволяет сделать вывод, что позиции ООО «Строй Инвест» на рынке вполне устойчивы.
Основным конкурентом в плане цен является ООО «Кинг Кей». Однако, в силу большой разницы качества услуг, потребительские предпочтения населения склонны к товарам ООО «Строй Инвест». Существенным внешним фактором можно назвать общее состояние экономики г. Владимира и Владимирской обл. Владимирская область является одним из наиболее бедных регионов, что, конечно же, отрицательно сказывается и на деятельность ООО «Строй Инвест» в целом.
Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на усиление позиций ООО «Строй Инвест» на рынке
Комплексная диагностика внешних и внутренних факторов конкурентоспособности товаров и организации проведенная в главе 2 позволяет найти конкурентные преимущества организации. В совокупности выполнение этой работы позволит повысить конкурентоспособность каждого товара на каждом рынке и организации в целом. Повышение конкурентоспособности организации позволит увеличить массу прибыли для предприятия.