Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ООО «Строй Инвест»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования внешней и внутренней среды организации
1.1. Внешняя среда организации и подходы к ее анализу
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Строй Инвест»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка внутренней и внешней среды организации
2.3. SWOT-анализ деятельности предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на усиление позиций ООО «Строй Инвест» на рынке
В настоящее время в мировой практике управления самым распространенным методом разработки стратегий развития предприятий и видов экономической деятельности на основе анализа внутренней и внешней экономической среды является SWOT-анализ.
На первом этапе SWOT-анализа дается характеристика внутренней
среды предприятия. На втором этапе анализа определяются возможности и угрозы предприятия. На третьем этапе сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия с возможностями и угрозами внешней среды, и результаты заносятся в таблицу[19].
После проведения SWOT-анализа чаще всего проводят и SNW-анализ, где помимо сильных и слабых позиций определяют и нейтральную позицию, которая учитывает среднерыночное состояние[20]. В борьбе с конкурентами достаточно, чтобы большинство факторов были нейтральными, а какой-нибудь только один сильный. Количество исследуемых факторов может быть различным. Данный анализ удобно проводить в форме таблицы[21]. В процессе анализа рыночной среды целесообразно использовать комплексный SWOT-анализ, так как именно его характеристики позволяют применить его на любом этапе деятельности предприятии.
В современных публикациях встречаются множество критических мнений о SWOT-анализе. Несмотря на то, что данному анализу уже более сорока лет, его применение и использование результатов вызывают неоднозначные оценки. Критики считают, что полученные результаты, особенно в случае использовании множества факторов внешней и внутренней среды, не являются однозначными. Это создает конфликт с современным представлением о стратегическом менеджменте как о науке, которая позволяет разработать уникальную стратегию и следовать ей всей организацией[22].
Анализ макросреды обычно проводят с помощью PEST-анализа. PEST-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы[23]. В научной и практической литературе описываются два метода проведения PEST-анализа использование четырехпольной матрицы и табличного формата. Второй метод является более удобным, так как существует возможность дать количественную оценку влияния факторов и их числовой рейтинг. PEST-анализ позволяет выявить направления изменения факторов макросреды и определить уровень возможных изменений, а также динамику их влияния на предприятие. В результате получается модель реакции конкретного предприятия на набор факторов макросреды, которая в конечном итоге улучшает качество принятия решений предприятием[24].
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Внутренняя среда предприятия является источником жизненной силы. Она включает в себя потенциал, который дает возможность предприятию существовать и выживать в определенном промежутке времени. К внутренним факторам, влияющим на деятельность предприятия можно отнести: наукоемкость производства и наличие экспериментальных производств; наличие непрерывных производств; тип производства в отдельной отрасли; влияние факторов сезонности; энергоемкость производства; уровень качества продукции; наличие вредных производств; уровень квалификации работников; износ оборудования; приближенность к потребительскому рынку[25].
Основу современного анализа внутренних переменных и окружающей среды организации составляет представление об организации как об открытой системе. Исходя из этой позиции, можно говорить о том, что между внутренней и внешней средой имеется множество связей, а также и внутренняя, и внешняя среда состоят из множества элементов[26].
Ситуационные факторы внутри организации являются внутренними переменными. Вследствие того, что организации являются системами, созданными людьми, внутренние переменные являются по большей части результатом управленческих решений. Однако это не свидетельствует о том, что внутренние переменные полностью контролируются руководством. В классическом представлении, изложенном в источниках литературы, внутренняя среда состоит из нескольких переменных. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимании руководства, это цели, структура, задачи, технологии и люди[27].
Согласно определению, организации - это группа людей с общими осознанными целями. Организация может рассматриваться, как средство для достижения целей, которое позволяет людям делать коллективно то, что они не смогли бы сделать в одиночку. Цель, в свою очередь, представляет собой конкретные конечные состояния или желаемый результат, которых группа стремится добиться, работай вместе. В процессе планировании разрабатываются цели, которые сообщаются всем членам организации. Таким образом, этот процесс является мощным механизмом координирования, который позволяет каждому члену организации знать, к чему необходимо стремиться[28].
Следующим важнейшим элементом является структура организации, которая представляет собой логические фиксированные взаимоотношений уровней управления и функциональных областей. Необходимо отметить, что построение этих взаимоотношений должно быть в такой форме, которая позволит достигать организацией ее поставленных целей наиболее эффективно[29].
Задача - это предписанная работа, серии работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее оговоренные сроки. Задачи являются производной из целей, конечным элементом ветвлении «дерева целей». Если рассматривать задачи с технической точки зрения, то необходимо отметить, что они предписываются не какому-то определенному работнику, а должности, которую занимает этот человек[30].
Еще одна из важных внутренних переменных – технологии. Значение технологии более широкое, чем предполагает большинство людей, олицетворяя технологию с чем-то, что связано с машинами и изобретениями. Следует отметить, что технологии и задачи тесно связаны между собой. Для того чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо использовать определенную технологию, которая является средством для преобразования поступающего на входе материала в форму, получаемую на выходе[31].
В ситуационном подходе к управлению существуют три основополагающих аспекта человеческой переменной индивидуальное поведение человека, поведение отдельных людей в группах, поведение менеджера, работа менеджера в роли руководители и его влияние на поведение отдельных лиц и групп.
Важными характеристиками для персонала могут быть предрасположенность, способности, одаренность, ожидания, восприятие, потребности, ценности, точка зрения, отношения. Кроме того, при организации деятельности персонала необходимо учитывать групповую динамику и влияние лидерства в организации[32].
Выводы по Главе 1
Внешняя среда — это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Факторы внешней среды можно объединить в две группы: 1) косвенно влияющие на работу предприятия, к ним относятся состояние экономики, политические, демографические, природные и другие факторы, которые не могут непосредственно контролироваться предприятием; 2) прямо влияющие на работу предприятия (конкуренты, потребители, поставщики и пр.).
Внутренняя среда предприятия включает в себя потенциал, который дает возможность предприятию существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Строй Инвест»
2.1. Общая характеристика предприятия
Торговое предприятие ООО «Строй Инвест» (ООО «Строй Инвест») образовано в 1996 г. частным предпринимателем без образования юридического лица.
Основной вид деятельности - розничная торговля строительной техникой, инструментами и стройматериалами.
Место нахождения Общества: г. Владимир ул. 16-лет Октября, д.1.
Основными целями деятельности торгового предприятия ООО «Строй Инвест» является получение прибыли путем реализации непродовольственных товаров и формирование рынка постоянных покупателей.
Основными поставщиками являются: Череповецкий сталепрокатный завод (гвозди, электроды, проволока); фирма «Тaifa Group Imp. & EXP. Co. Ltd.», Китай (тележки ручные садовые); фирма «ОMAX Inc», США (болты, болты анкерные, шпильки, крепеж); Конаковский завод механизированного инструмента (машины ручные, электрические, сверлильные); ОАО «ИСМА» (круги отрезные); борский трубный завод (лопаты); ООО ТД «Синтез» (растворители, ацетон, керосин, олифа); ООО «Пропласт» (декоративные панели, плинтуса из ПВХ); Мордовский завод (цемент).
2.2. Оценка внутренней и внешней среды организации
Строительные товары магазинов сети ООО «Строй Инвест» реализуются как на рынках г. Владимир, так и на рынках области (Ковров, Суздаль, Лакинск). Рынок г. Владимир можно охарактеризовать с помощью оценочного листа перспективности рынка. Оценим перспективность рынка, результаты оценки представим в таблице 1. Данную оценку провели маркетологи фирмы ООО «Строй Инвест».
Таблица 1
Лист перспективности рынка
Характеристики рынка |
Неблагоприятные |
Удовлетворительные |
Благоприятные |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Деловая активность Уровень цен Насыщенность рынка Качество товаров Ассортимент товара Конкуренция Развитость коммуникаций Уровень жизни населения Развитость правового регулирования Совпадение культурных и национальных традиций |
+ + |
+ + |
|
+ |
+ |
+ + + |
Средняя оценка по данным таблицы составляет 46 (сумма оценок рынка по всем десяти характеристикам). Это чуть больше половины возможных набранных баллов (максимальная сумма баллов – 90), следовательно, выход со строительными товарами на данный рынок находится в поле большого риска, но и возможности успеха.
Оценку конъюнктуры рынка проведем в таблице 2.
Таблица 2
Оценка конъюнктуры рынка
Индикаторы рынка |
|||||||||||
Поставка |
Продажа |
Запасы |
Цены |
||||||||
рост |
стаб |
спад |
рост |
стаб |
спад |
рост |
стаб |
спад |
рост |
стаб |
спад |
+ |
+ |
+ |
+ |
I продажи = I запасов, следовательно, в нашем случае рынок – это рынок покупателя.
Емкость рынка определяется по формуле:
Е = Еперв + Еповт + Едоп, (1)
где Еперв - первичный потребитель;
Еповт - повторный;
Едоп - постоянный покупатель.
Е = 80 тыс. руб. +70 тыс. руб. +60 тыс. руб. = 210 тыс. руб. - ежедневный товарооборот строительных товаров в магазинах ООО «Строй Инвест» в городе и области.
У предприятия есть богатый опыт продаж и налаженные каналы оптового сбыта товаров. Около 3% товаров в год реализуется через собственную розничную сбытовую сеть: фирменные магазины. Это дает относительную экономию на издержках обращения, а также позволяет оставить в распоряжении предприятия всю суму розничной торговой наценки с указанного объема товаров. Рентабельность продаж составляет не менее 20 %, что выше среднеотраслевых показателей.
Исходные данные для оценки емкости рынка представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели деятельности предприятий по продаже
строительных товаров во Владимирской области
Продавец |
Ассортимент |
Качество |
Цена |
ООО «Строй Инвест» «Стройдепо» ООО «Кинг Кей» «Строймаркет» «Центрстрой» «Кенгуру» ИП |
Широкий Широкий Средний Узкий Средний Широкий Узкий |
Высокое Низкое Высокое Высокое Среднее Высокое Низкое |
Средняя Средняя Низкая Низкая Низкая Высокая Средняя |