Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
1.1. Источники и причины рыночной власти
1.2. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
1.3.Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть
2. Анализ рыночной власти в отраслях
2.1 Анализ и выявление рыночной власти в электроэнергетических системах
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос теоретического объяснения процессов и изменений, происходящих в экономике все более актуальным становится с развитием в России рыночных отношений. От степени развитости отдельных рынков и отраслей, их конкурентного и технологического уровня зависит успешное развитие экономики страны. Рыночная власть фирм, действующих на различных рынках является одним из ключевых факторов, определяющих состояние отраслевого рынка.
Оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка позволяет рыночная власть действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам. Степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке, определяют границы такого влияния. При этом, о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы говорит большая степень рыночной власти. Такая ситуация может в свою очередь привести к ущемлению интересов остальных участников рынка и, тем самым , угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.
С другой стороны, фирме аккумулировать ресурсы для дополнительных вложений в производство рыночная власть позволяет. Это как правило, способствует развитию инноваций и экономическому росту, введению прогрессивных разработок и технологическому прогрессу. Все это затем ведет к росту благосостояния населения в целом. Укрепляют позиции страны на международной арене, увеличивают ее авторитет в глазах мирового сообщества сильные позиции отечественных фирм на мировых рынках. Поэтому поддержание отечественных компаний является неотъемлемой и обязательной частью экономической политики государства.
Интерес к рыночной власти обоснован также тем, что предпосылки ее появления заложены в несовершенных рыночных структурах. Заложен потенциал для рыночной власти фирмы на всех рынках, где есть нарушение
условий совершенной конкуренции (а это более 90% реально существующих рынков). Данная ситуация определяет актуальность исследования, особенно для страны, когда вопрос о конкурентоспособности России в мировой экономике стоит особенно остро.
Однако, присутствует множественность определений рыночной власти, что приводит к размытости ее формулировки при широкой известности рассматриваемого явления, в экономических науках. Необходимо дать четкое и не противоречивое определение, наиболее полно отражающее ее сущность для дальнейших исследований рыночной власти. Не отвечает потребностям практики и требует более глубокой проработки существующий уровень теоретической разработанности сущности рыночной власти.
Круг научных сфер, занимавшихся исследованиями проблем власти и функционирования властных структур, очень широк, начиная с философии и заканчивая современными теориями конкурентоспособности.
Проблемы монопольного положения фирм на рынке и несовершенства рынка волновали многих мыслителей, исследовавших экономические процессы. Еще Аристотель упоминал проблему исключительного положения на рынке. А. Смит в своем главном труде также затрагивает проблему монополизации рынка и опасности сговора на нем. Большой интерес представляет исследование К. Марксом избыточной прибавочной стоимости и формы ее проявления - сверхприбыли, а также дифференциальной и монопольной ренты.
Исследования проблемы монополии в конце XIX века выделились в отдельную отрасль экономического знания. Это было обусловлено глобальными масштабами практики монополизации рынков. Появлению усиленного интереса к проблеме со стороны государства, так как рост рыночной власти оказывает непосредственное воздействие на экономический рост и благосостояние населения способствовал данный факт.
Непосредственно проблемой рыночной власти фирм экономисты
начали активно заниматься еще в середине 50-х гг. XX в. Однако интерес к этой проблеме особенно возрос за последние два десятилетия. Это связано со все усиливающейся ролью транснациональных и глобальных корпораций в мировой экономике. Несмотря на то, что отдельные вопросы, связанные с функционированием фирм-актантов, поднимались в экономической науке и ранее, проблему рыночной власти фирмы как обособленную стали рассматривать только в середине XX в. Все большее внимание уделяется созданию сильных брендов, что дает возможность извлекать дополнительную экономическую прибыль. Все это обуславливает необходимость дальнейшего изучения проблемы рыночной власти фирмы, ее сущности, форм проявления, оценки величины и степени влияния на результативность функционирования отраслевых рынков.
Один из первых исследователей проблем рыночной власти Отмар Шпанна утверждал, что "цены, даже в условиях юридической свободы, обусловлены не автоматическим механизмом, а скорее действиями определенных организаций, и закон единства цены значительно менее обеспечен (если вообще обеспечен) конкуренцией, чем некоторыми другим организациями типа картелей". Сказанное в начале XX в. не потеряло своей актуальности и сейчас.
Целью курсовой работы является изучение факторов, определяющих рыночную власть фирмы.
Исходя из поставленных целей, были выполнены следующие задачи:
- рассмотрение различных подходов к определению рыночной власти фирм;
- конкретизация понятия рыночной власти фирмы;
- анализ существующих теорий, рассматривающих различные аспекты рыночной власти фирмы;
- систематизация источников рыночной власти:
- исследование различных форм проявления рыночной власти;
- рассмотрение показателей, характеризующих рыночную власть.
1. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
1.1. Источники и причины рыночной власти
Рынок это:
• место купли-продажи услуг и товаров, заключения торговых сделок;
• экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Рассмотрение двух крайних типов рыночных структур - совершенной конкуренции и чистой монополии – позволяет подойти к определению рыночной власти.
Рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти.
Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены.
Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии, а характер возникновения чистой монополии выступает источником и причиной рыночной власти.
Основными источниками и причинами рыночной власти выступают:
1) Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использованием современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом. Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.
2) Естественная монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, транспорт и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля над ценой.
3) Административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу [5].
Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс». Монополистическая власть, полученная благодаря патентам, может усиливаться, так как прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование
новых изобретений.
4) Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. В данном случае институт собственности используется монополией как средство барьера вхождения в отрасль потенциальных конкурентов. Так благодаря контролю над основными источниками бокситов, «Алюминимум компани оф Америка», удерживала монопольное положение в алюминиевой отрасли, «Российский сахарный синдикат» контролировал свеклосахарные хозяйства, «Де Бирс компани оф Эфрика» являясь собственником большинства мировых алмазных рудников, удерживает монопольное положение в этой отрасли.
Наряду с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль потенциального конкурента, и служащими источниками и причинами рыночной власти, возможны и другие: таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов и, наконец, недобросовестная конкуренция.
Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами (олигополия), либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию (монополистическая конкуренция).
В этих случаях рыночная власть зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного спроса.
Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
2. Количество фирм на рынке.
Однако только этот показатель не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Конкурентность рынка в целом оценивается посредством специальных коэффициентов и индексов, характеризующих степенью монополизации рынка.
3. Поведение фирм на рынке [6].
Если фирмы будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, то в итоге цены могут снизиться почти до конкурентного уровня и установится равенство цены и предельных издержек. Монопольная власть и соответственно доходы фирм уменьшается. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции фирмы предпочтут явный или тайный сговор, раздел рынка, т.е. недобросовестную конкуренцию.
1.2. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
К числу факторов, определяющих рыночную власть фирмы, относится изменение масштабов производства (концентрация производства), а также процесс слияний и поглощений (централизация капитала).
Масштаб производства можно рассматривать на уровне предприятия и фирмы. Они имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным [5,6]. В обрабатывающей промышленности США подавляющее большинство фирм - однозаводские. Из 369 000 фирм в 1987 г. однозаводских было 288 000. В этом случае концентрация на заводском и фирменном уровнях совпадают. Однако решающую роль играли многозаводские фирмы. На 81 000 таких фирм приходилось 13,8 млн. служащих из 18,9 млн. занятых на всех фирмах, 377,3 млрд. долл. из общего фонда заработной платы 476 млрд. долл.
Увеличение масштабов производства дает экономический эффект в результате развития разделения труда и его специализации. Создаются благоприятные условия совершенствования техники и организации производства. С увеличением масштабов производства уменьшаются издержки, повышается производительность труда. Особенно это относится к многозаводским фирмам, в рамках которых достигается экономия за счет сокращения расходов на содержание административно-управленческого персонала, централизованного ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также использования «массированных резервов». Например, внезапно возросший спрос легче удовлетворить путем транспортировки товаров с соседнего завода, чем эксплуатировать местный завод за пределами его мощностей. Крупной фирме требуется меньше ресурсов на случай стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств.