Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
1.1. Источники и причины рыночной власти
1.2. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
1.3.Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть
2. Анализ рыночной власти в отраслях
2.1 Анализ и выявление рыночной власти в электроэнергетических системах
Анализ рыночной власти с учетом ограничений передачи
Размер рынка зависит не только от экономических причин, но и от физических возможностей передающей системы. Мощность передающей системы имеет конечное значение, которое, однако, сложно рассчитать. Кроме того, использование дополнительных энергетических мощностей ограничивается необходимостью сохранения надежности системы. Мощность определяется с учетом ряда технических параметров различного оборудования, включая ограничения на линиях электропередачи и трансформаторах, пределы по напряжению на шинах взаимосвязанных узлов, ограничения динамической устойчивости и обязательность сохранения стабильного напряжения. Линия может быть перегружена в любое время из-за нагрузки, превышающей установленный предел (в мегавольт-амперах).
Самой простой иллюстрацией подобного влияния при анализе рыночной власти может служить радиальная система с единственной шиной, смоделированная в приложении 2. Нагрузка может покрываться посредством местного генератора на шине A или через единственную линию электропередачи, соединяющую шину с остальной частью системы. В прямоугольнике на рисунке показана полезная загрузка линии (здесь линия загружена на 100% проектной мощности), стрелка указывает направление потока. Поскольку поток ограничен величиной 100 МВА относительно линии, генератор на шине имеет полную рыночную власть в узле А во время превышения нагрузки шины в 100 МВт. То есть потребитель, получающий энергию с шины А, выбирает, оплатить цену, устанавливаемую генератором, или снизить потребление. Следовательно, поставщик, доступный для шины, на рынке всего один, и HHI = 10000. Данное ограничение не зависит от образующих затрат и тарифов на передачу. Если нагрузка на шине во времени изменяется, то проявление рыночной власти возможно, когда она превышает пропускную способность линии.
Если между шиной А и остальной частью системы добавляется вторая линия, ситуация усложняется. Шина А больше не соединена с системой радиально, а является ее неотъемлемой частью. В таком случае ключевой характеристикой при проведении анализа является максимум мощности, который может быть поставлен на шину А и равен сумме пределов двух линий, соединяющих ее с энергосистемой. Фактическое ограничение поставки зависит от полного сопротивления участка сети и особенности перетока мощности. Сечение перегружается, если любая из линий достигает предела. Ограничение поставки может быть меньше, чем пределы каждой линии. В приложении 3 такая ситуация показана для простой системы из трех шин, в которой 25 МВт идет транзитом через шину A, уменьшая поставку приблизительно до 74 МВт - ниже любого из пределов линий, равных 100 МВт.
Иначе говоря, возможность шины А по потреблению или поставке мощности зависит от состояния остальной части электрической системы.
Приведенный пример можно использовать для обобщения ситуации, когда нагрузку шины А агрегируют как сумму отдельных нагрузок многочисленных потребителей, расположенных в примыкающих к этой шине узлах, которые покупают мощность (энергию) совместно и, следовательно, подчинены подобной оценке. Примерами нагрузки данной шины являются распределительные сети без достаточного уровня внутренней генерации. Зона нагрузки - нагрузка, соединенная с частью связанной системы через несколько линий электропередачи. Степень рыночной власти, которой обычно пользуются собственники генераторов относительно поставки в зоне нагрузки, определяется рынком генерации, доступным зоне A, что, в свою очередь, зависит от характеристик передающей системы, включая представленный уровень нагрузки.
Границы рынка производства, доступного для частной зоны нагрузки, устанавливаются на основе результатов расчета одновременной поставки от разных производителей (РОПРП). РОПРП позволяет оценить мощность, которая может быть поставлена производителями в частную зону нагрузки.
Задачей РОПРП является распределение производства между генераторами для достижения максимальной производственной мощности, поставляемой ими в зону нагрузки. Линейное распределение перетоков и решения линейного программирования делают необходимые вычисления относительно быстрыми. Если предполагается, что все генераторы для максимизации переменной величины отреагировали одинаково, РОПРП позволяет достичь верхней границы поставок. Для системы из трех шин, показанной в приложении 3, РОПРП = 200 МВт, когда на шине B производится 200 МВт, а на шине C - 300 МВт.
Однако РОПРП не решает проблему проявления рыночной власти. Основные разногласия заключаются в предположениях относительно отклика генераторов на событие. Очевидно, что на конкурентном рынке не все генераторы будут способствовать максимизации поставок в узел А: в то время как одни генераторы будут действительно к этому стремиться, другие станут поступать наоборот, желая увеличить свою рыночную власть.
Чтобы оценить вероятность такого поведения при анализе проявления рыночной власти, необходимо рассмотреть два взаимосвязанных события:
1. В передающей системе с развитой сетевой структурой изменения объемов мощности (энергии), произведенных и/или потребленных несколькими шинами, могут повлечь за собой изменения в потоке мощности через большой участок сети. Следовательно, транспортировка электроэнергии через систему способна влиять на участки, не вовлеченные в передачу; такое влияние называется влиянием третьих лиц или контурными перетоками. Распределение мощности (энергии) в энергосистеме зависит от частного направления, представляющего собой характеристику передающей системы. Изменения потоков, связанные с частным направлением, называются фактором распределения электропередачи (ФРЭ). Величины ФРЭ обеспечивают линейную аппроксимацию трансформации потоков мощности (энергии) для частных случаев при передаче электроэнергии между различными парами генераторов и зон нагрузки.
2. При перегрузке линии или сечения способность системы к дополнительной передаче электроэнергии из точки покрытия перегрузки может быть ограничена даже для отдаленных узлов [7].
2.2. Анализ рыночной власти в здравоохранении
Как любая отрасль социальной сферы, здравоохранение находится
под регулирующим государственным воздействием, которое несколько искажает проявление рыночных законов в процессе функционирования предприятий. Необходимость государственного регулирования рыночных отношений в здравоохранении определяется тем, что здоровье нации является одним из главных показателей уровня социально-экономического развития страны и ее важным стратегическим ресурсом. Государственное регулирование рыночных процессов в отрасли происходит путем разработки налоговой, ценовой и инвестиционной политики, а так же целевых региональных программ социально-экономического развития (в Российской Федерации - Территориальные программы государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бесплатной медицинской помощи; в Англии- The Patient s Charter; в США - Медикейт и Медикер).
В то же время здравоохранение, как сектор рыночной экономики исходит из общих задач бизнеса и ставит целью получение максимальной прибыли. Наиболее явно рыночные механизмы влияют на развитие двух подотраслей: фармацевтическую и медицинскую промышленность.
Основными источниками рыночной власти в здравоохранении служат административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль ограниченно государством путем выдачи лицензий и патентов на изобретение. В зарубежной практике патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких корпораций как концерн JOSTRA - новатор в перфузионной технологии, SHIMADZU – рентгеновское оборудование, компьютерные томографы, ангиографические установки. В современной российской практике при помощи этого механизма так же ограничивается круг производителей отдельных предметов медицинского назначения (протезы сосудов и клапанов сердца, сложные металлоконструкции для остеосинтеза и т. п.).
Важным механизмом государственного регулирования оборота лекарственных средств и медицинского оборудования, служащим источником увеличения рыночной власти российских производителей на внутреннем рынке являются таможенные ограничения и прямые запреты на импорт.
Рыночная власть в фармацевтической и медицинской промышленности
зависит от следующих факторов [12]:
1. Перекрестная эластичность спроса. Например, спрос на препарат с международным непатентованным названием «Диклофенак» будет различен, в зависимости от ценового предложения производителей, которых только в Государственном реестре лекарственных средств насчитывается свыше пятидесяти (с учетом лекарственных форм препарата) (табл.4).
Таблица 4
Варианты торгового наименования и производители ЛС
(на примере МНН «Диклофенак»)
Торговое наименование |
Производитель |
Страна |
Веро-Диклофенак |
Верофарм ЗАО |
Россия |
Диклофенак-АКОС |
Синтез АКО ОАО |
Россия |
Диклофенак - Акри |
Акрихин ХФК ОАО |
Россия |
Диклофенак- Альтфарм |
Альтфарм ООО |
Россия |
Диклофенак- МФФ |
Московская фармацевтическая фабрика |
Россия |
Диклофенак- Н.С. |
Новосибхимфарм ОАО |
Россия |
Диклофенак- Ратиофарм |
Ратиофарм ГмбХ |
Германия |
Диклофенак- Тева |
Тева Фармацевтические предприятия ЛТД |
Израиль |
Представленный продукт является заменяемым, а спрос на него эластичен, следовательно, попытка отдельного производителя увеличить цену приведет к снижению спроса на его продукцию.
То есть в данном примере фирмы-производители практически не обладают рыночной властью.
2. Количество фирм на рынке. В настоящее время основной объем
отечественной медицинской продукции (около 90%) выпускается на 168 специализированных (базовых) предприятиях и организациях. На них производится около 2 500 наименований лекарственных средств и медицинской техники и примерно 7000 наименований изделий медицинского назначения. В отрасли занято около 91 тыс. человек, в том числе 66 тыс. человек на предприятиях фармацевтической промышленности и 25 тыс. человек – медицинской техники.
Регулирующее воздействие государства приводит к достаточно высокой степени монополизации рынка отечественных лекарственных средств (без учета импортных аналогов). В таблице 5 отражены сведения по итогам 2004 года: 10 ведущих отечественных производителей удерживают 84,7 % по объему продаж на рынке российских готовых лекарственных форм.
Таблица 5
Рейтинг производителей ЛС в 2014 году
Рейтинг |
Производитель |
Местоположение |
Объем производства, млн. долл |
1 |
ICN Фармасьютикалс |
Москва |
12,6 |
2 |
Отечественные лекарства |
Москва |
6,7 |
3 |
Брынцалов А |
Москва |
6,4 |
4 |
Нижфарм |
Нижегородская область |
4,9 |
5 |
Верофарм |
Москва |
3,6 |
6 |
Синтез |
Курганская обл. |
3,4 |
7 |
Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Семашко |
Москва |
3,1 |
8 |
Акрихин |
Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Семашко |
2,7 |
9 |
Биосинтез |
Пензенская обл. |
2,5 |
10 |
Уфавита |
Р. Башкортостан |
2,4 |
ИТОГО |
48,3 |
3. Поведение фирм на рынке. Так как получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому поведение фирм на рынке,
их ценовую политику регулирует государство при помощи антимонопольного законодательства, установления максимально- допустимых торговых надбавок, регламентации закупок товаров для государственных нужд [14].
Предельные розничные и оптовые торговые надбавки устанавливаются в процентном отношении к цене завода-изготовителя распорядительным документом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Ограничение распространяется на ЛС и ИМН, закупаемые из средств бюджета и обязательного медицинского страхования.
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов (Ст. 71. БК РФ). Заключение государственных контрактов предполагает процедуру конкурсной закупки.
Источник рыночной власти фирмы, как правило, заключен в захвате ею существенной доли рынка. Результатом же обладания этой властью, в конечном счете, служит получаемая прибыль. И естественно, что показатели рыночной власти фирм так или иначе связываются с оценкой прибыльности их работы, меры доходности используемого ими капитала. В числе соответствующих показателей – коэффициент Бейна, ил «норма экономической прибыли», фиксирующий прибыль, получаемую на доллар инвестируемого капитала. Применение данного показателя предполагает признание того базового положения макроэкономики, что в условиях наличия совершенной конкуренции на товарном рынке и эффективно функционирующего финансового рынка, норма прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для всех видов активов. Коль скоро же норма прибыли для какого-либо актива фирмы превосходит конкурентную норму, соответствующий вид инвестирования квалифицируется как предпочтительный, а отраслевой рынок не признается свободно конкурентным. Наконец, если дополнительная доходность инвестиций в долгосрочном периоде не нивелируется, то есть коэффициент Бейна положителен, налицо реализация определенной рыночной власти фирмы.
Несмотря на простоту коэффициента Бейна, при его исчислении и использовании возникает ряд трудностей, связанных с оценкой стоимости капитала и величины амортизации. Часто в эмпирических расчетах могут фигурировать не экономические, а бухгалтерские величины, и реальная стоимость может отличаться от расчетного значения; то же относится к исчислению амортизации. При проведении расчетов принимаются во внимание и расходы на нематериальные активы (реклама, НИОКР и др.). Эти затраты по влиянию на поведение фирмы подобны капитальным издержкам: они производятся в пределах года, а доход могут приносить в течение нескольких лет. Если в издержки включается величина первоначальных инвестиций без учета амортизации этих активов, норма доходов опять-таки может искажаться. Наконец, при сравнении норм доходности требуется учет рисков вложения капитала. Различия в нормах подчас обусловливаются не столько конкурентными факторами, а сколько разной степенью рискованности проектов. В странах с развитым финансовым рынком для компаний, чьи акции котируются на бирже, существует возможность оценки риска на основе различных показателей ценных бумаг. Для компаний, не являющихся акционерными, и тех, акции которых не обращаются на бирже, оценка параметров риска инвестиций – дело гораздо более сложное.
Другой подход к определению степени рыночной власти фирмы базируется на положении, согласно которому в условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками. Поэтому можно исходить из того, что фирма облает рыночной властью только в том случае, если она имеет возможность влиять на установление рыночной цены, превышающей предельные издержки, то есть превышающий конкурентный уровень этой цены. Такая ситуация наблюдается на рынках, где функционируют монополии, и в какой-то мере – на олигополистических рынках, для которых специально разработаны следующие показатели – индекс Лернера и коэффициент Тобина [16].