Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Объективные условия возникновения и сущность естественных монополий в рыночной экономике
1.1 Сущность естественных монополий
1.2 Нормативно-правовое регулирование естественных монополий
1.3 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.4. Рынок естественной монополии
2. Опыт реформирования естественных монополий в разных странах
2.1 Реформирование естественных монополий в России
2.2.Реформирование газовой отрасли
2.3. Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий за рубежом
ВВЕДЕНИЕ
Важность крупнейших компаний, как для национального, так и для международного рынков характеризует современный этап развития экономики России. Как известно, естественные монополии, как вертикально-интегрированные корпорации, которые накапливают на своём балансе огромные средства и выполняют инфраструктурные функции в интересах всего народного хозяйства, занимают особое место в корпоративном секторе.
В последние годы в стране возникла проблема: будут ли отраслевые монополии функционировать в режиме управления со стороны государства или же, следуя опыту некоторых развитых рыночных экономик, по правилам конкурентного рынка. Разделяются на два лагеря учёные, представители промышленности, менеджеры крупнейших компаний и чиновники различных уровней. Эксперты, которые думают, что функционирование естественных монополий будет эффективным в условиях конкуренции, относятся к первому. А те, кто считают, что естественные монополии не всегда готовы к условиям конкуренции, но эффект от либерализации при этом может быть отрицательным, относятся ко второму.
Унаследовавшие от административно-плановой системы «неповоротливую» структуру и усложнённую систему производственных отношений естественные монополии, показывали в условиях взятого курса на построение рыночных отношений:
- с одной стороны низкую эффективность, неудовлетворительное качество услуг,
- с другой столкнулись с износом основных мощностей, дефицитом инвестиций и инноваций, неплатежами со стороны потребителей.
Отсюда актуальность проблемы реструктуризации естественных монополий в современной России. Основой функционирования народного хозяйства страны являются естественные монополии. Что интересно, любые экономические преобразования в них будут влиять на развитие национальной экономики в целом и промышленности в частности. Повышение эффективности основной деятельности, привлечение капитальных вложений, проведение опережающей модернизации – это проблемы, которые требуют особого внимания. Касаются всех участников рынка структурные изменения в инфраструктурных отраслях. В связи с этим имеют особую значимость. Вместе с проведением глубокого анализа промежуточных этапов реформирования необходима взвешенная и продуманная долгосрочная стратегия.
Между тем, усложняются следующими объективными проблемами процессы реструктуризации:
- к реформированию отраслевых монополий отсутствием единого универсального подхода. Надо сказать, что выбрать одну единственную модель трансформаций для различных отраслей просто невозможно. Но, кроме всего прочего , к постоянно изменяющимся условиям рыночная среда требует постоянной адаптации;
- сложностью определения масштабов и пропорций разделения инфраструктуры и потенциально конкурентных сегментов естественных монополий;
- несовершенством нормативно-правовой базы реструктуризации и дальнейшего развития отраслей;
- не разработанностью показателей успешности структурных трансформаций естественных монополий.
Сферы естественных монополий подвижны. При этом, они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов, от спроса на товары и других причин. Вследствие чего, постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Может привести к некоторым неблагоприятным последствиям, бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий:
- завышение тарифов, нарушение прав потребителей,
- ухудшение экономического состояния страны.
В связи с этим, естественные монополии рассматриваются как важнейший фактор бюджетообразующего и структурообразующего развития экономики с точки зрения государственных интересов.
Целью данной работы является изучение реформирования естественных монополий в разных странах.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность естественных монополий;
- изучить нормативно-правовое регулирование естественных монополий;
- охарактеризовать рынок естественных монополий;
- провести анализ реформирования естественных монополий в России и за рубежом.
1. Объективные условия возникновения и сущность естественных монополий в рыночной экономике
1.1 Сущность естественных монополий
Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства – это естественная монополия. Поэтому не могут быть заменены в потреблении другими товарами товары, производимые субъектами естественной монополии. В связи с этим, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий,
Можно отнести большинство предприятий, так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п. к отраслям, в которых действуют естественные монополии.
Где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, там возникают естественные монополии, причем в тех отраслях, которые имеют существенную экономию на масштабах выпуска. Поэтому приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм, что является нецелесообразным. При этом, самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка, т.е. конкуренция здесь невозможна и в силу этого. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. В результате будет обходиться слишком дорого создание новой, дополнительной компании, которая будет
выполнять аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса.
В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, трансформаторные подстанции, генераторы, линии электропередач, насосное и водопроводное оборудование, очистные сооружения системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования. При этом, постоянные издержки не уменьшатся если происходит сокращение объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях, так как основные капиталовложения уже осуществлены. Но тогда увеличатся средние издержки. При этом, весь объем производства распределится между фирмами и производство каждой из них будет меньшим в том случае, если будет участвовать несколько фирм. Таким образом, не достигнут своего минимального уровня (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки. В этой ситуации необходимо подумать над тем, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. Такая же ситуация складывается с трубопроводами для транспортировки нефти и газа.
Возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти – это крайне опасная оборотная сторона у естественных монополий, вместе с отмеченными положительными качествами. Установление в сферах естественных монополий государственной собственности и государственное регулирование – это два пути ограничения произвола естественных монополий [6].
Первый относится к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному процессу. Причем обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции только этот процесс.
К естественно-монопольному товару относится второй путь, который объясняет понятие естественных монополий. При этом, не могут быть заменены в потреблении другими товарами товары, производимые субъектами естественных монополий. Например, потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только этот, но никак не другой товар. Причем, и купить то его он может только у одного конкретного продавца - естественного монополиста.
Третий по счету компонент - главный по значимости с точки зрения правового регулирования – это цена. Проще говоря, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, который не зависит или зависит в меньшей степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным.
Кстати, к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей, если исходить только из приведенного определения. Для примера можно взять самый простой и известный товар - хлеб. Тогда можно отнести чуть ли не всех производителей и продавцов к естественной монополии:
- тем ниже издержки на производство хлебной продукции, чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект;
- для людей хлеб никакой другой продукцией заменить невозможно;
- прямо не зависит от цены спрос на него. Тогда стоит проблема: хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене, просто нет другого выхода.
Поэтому государству приходится самому решать, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности следует отнести к естественным монополиям. При этом опирается на общее понятие естественных монополий. И конечно, в этой ситуации возникает серьезная опасность ошибиться, а это может привести к серьезным последствиям [6].
Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро -, водо -, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Несомненно, все это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.
1.2 Нормативно-правовое регулирование естественных монополий
Надо сказать, что целью государственно-правового регулирования естественных монополий является удерживание или установление равновесия между интересами потребителей и интересами субъектов естественных монополий. Все это делается для того, чтобы упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения.
Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно приблизительно классифицировать по следующим группам:
1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147 – ФЗ от 17.09.1995 г. (по состоянию от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ ) [1].
2.Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (по состоянию от 05.12.2016 N 412-ФЗ) [2], Федеральный закон «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года) N 261-ФЗ ( по состоянию от 03.07. 2016 г. N 269-ФЗ) [3], Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (по состоянию от 03.07.2016 N 360- ФЗ) [4], Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации» (по состоянию от 03.07.2016 N 227-ФЗ) [5].
3. Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий Федеральный закон «О естественных монополиях». Причем, он направлен на равновесие интересов потребителей и субъектов естественных монополий, который обеспечивает эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей.
Органы регулирования естественных монополий могут:
- принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
- направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;