Файл: Факторы, определяющие рыночную власть фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая посылка, на которой строятся все вышеназванные показатели, такова: рыночной властью могут обладать только активные фирмы, имеющие значительную долю на отраслевом рынке, способные устанавливать цены выше уровня предельных издержек и добиваться того, чтобы рынок оценивал их активы выше восстановительной стоимости последних. В этом – особое конкурентное преимущество таких фирм по отношению к другим участникам отраслевого рынка. Однако наличие рыночной власти фирмы может проявляться по-разному, в том числе в виде возведения ее собственными усилиями барьеров для входа конкурентов на рынок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночная власть фирмы является многосторонним, сложным явлением, требующим дальнейшего изучения и оценки. В исследовании этого феномена еще много белых пятен, связанных как с недостаточной разработанностью самого понятия рыночной власти, так и с формами ее проявления, источники возникновения, методами оценки.

В философских и политических науках власть выступает одной из центральных проблем, и огромное внимание здесь уделяется вопросам обладания, осуществления и поддержания власти. Существующие властные концепции можно разделить на два больших класса: атрибутивно-субстанциональные, трактующие власть как атрибут, субстанциональное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный "предмет" или "вещь", которые в свою очередь делятся на потенциально волевые, инструментально-силовые, структурно-функциональные; реляционные, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и на сложном коммуникативном уровнях, к данному классу относят поведенческий (бихевиористский) подход, интеракционистские теории и коммуникативные, и постструктуралистские (или неоструктуралистские).

Перечисленные теории не являются взаимоисключающими, они просто делают акцент на каком-то одном аспекте власти, считая его ключевым для понимания феномена власти.

В теории отраслевых рынков все рассматриваемые вопросы так или иначе связаны с проблематикой рыночной власти. Это обусловлено тем, что функционирование реальных рыночных структур имеет известные ограничения, такие как недостаток информации, эффект масштаба, дифференциация, наличие или отсутствие товаров - заменителей, ограниченность предложения, внешние эффекты и множество других факторов, ограничивающих действие конкуренции. Все данные факторы несут в себе предпосылки появления на отраслевом рынке фирм, обладающих рыночной властью. В самом общем виде можно сказать, что рыночная власть фирмы является одним из ключевых вопросов, исследованием которых занимаются теории отраслевых рынков.


Анализ существующих концепций конкурентоспособности позволил выявить большую общность понятий конкурентоспособности и рыночной власти. Однако необходимо уточнить, что понятие рыночной власти является более широким по отношению к понятию конкурентоспособности.

дается следующее определение: рыночная власть возникает, когда рыночный механизм заменяется внутрифирменным и компания начинает самостоятельно определять поведение других рыночных субъектов. Иными словами, обладающая рыночной властью компания определяет действия своих конкурентов, и чем большие возможности имеет фирма при навязывании своих условий конкурентам, тем большей рыночной властью она обладает.

Такое определение дает возможность показать различие между рыночной и монопольной властями: монопольная власть характеризует власть продавца на рынке монополии.

Анализ теорий и корректировка понятия рыночной власти фирмы, позволяет нам говорить об источниках рыночной власти фирмы.

Систематизируя известные и выявленные источники рыночной власти, с определенной долей условности их можно разделить на два больших класса: внутренние и внешние. Необходимо отметить, что одни и те же источники для одних компаний могут быть внутренними, а для других - внешними. Это подтверждает пример с барьерами входа - выхода, разделяющимися на стратегические и не стратегические.

К внешним источникам рыночной власти мы относим возможности расширения рыночной власти фирмы, которые не зависят напрямую от деятельности фирмы. Внутренние источники рыночной власти лежат внутри фирменной среды и генерируются внутри нее. Внешние источники рыночной власти отражают текущий потенциал фирмы на рынке.

В литературе встречаются различные взгляды, касающиеся проявления

рыночной власти фирм. Одни авторы говорят, что рыночная власть проявляется в способности фирмы устанавливать цену выше предельных затрат. Несколько иной подход предлагают соавторы Хэй и Моррис, которые утверждают, что рыночной властью обладают только активные фирмы. При расчете показателей рыночной власти фирм рассматриваются различные конкретизированные формы ее проявления. Коэффициент Бейна - стабильная экономическая прибыль фирмы; коэффициент Лернера - отклонение цены от предельных затрат; коэффициент Тобина - превышение рыночной стоимости фирмы над балансовой; коэффициент Папандеру - степень зависимости цены товара от изменений цен других; соотношение цены бренда к стоимости капитала фирмы, получение фирмой дополнительного дохода за счет вертикальных ограничений. К вертикальным ограничениям при этом относят: линейные цены, плату за франшизу, поддержание перепродажной цены, количественное фиксирование продаж.


Анализ подходов к количественной оценке рыночной власти фирмы привел нас к выводу о том, что в принципе не может быть одного показателя, который однозначно показывал бы существование рыночной власти.

Существует множество показателей, которые характеризуют рыночную власть. Это объясняется тем, что рыночная власть, с одной стороны, имеет множество форм проявления, а с другой стороны, имеет разные источники возникновения. На отдельных рынках в отдельные периоды возможны варианты, когда отдельный показатель будет достаточно адекватно отражать рыночную власть, а остальные показатели при этом будут играть вспомогательную роль. Однако на другом рынке или же на данном, но в другое время, на первое место может выйти другой показатель. Но чаще всего на рынке невозможно выделить такой главный показатель, и необходимо использовать несколько или систему показателей.

В любом случае, будь то отдельный показатель или группа показателей, они не могут дать однозначного ответа на вопрос о наличии рыночной власти у фирмы и о степени этой власти. В любом случае, за исключением самых очевидных, окончательный вывод зависит от уровня квалификации эксперта. Разные эксперты, имея одни и те же количественные показатели, могут обосновать и сделать разные выводы относительно наличия и степени рыночной власти. Кроме того, разные специалисты, быстрее всего, будут использовать различный набор показателей и по-разному рассчитывать их значения. В этом случае совпадение выводов различных экспертов еще менее вероятно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. Конституция РФ 2016 (по состоянию на 03.10.2016).

2. Федеральный закон Гражданский кодекс ( по состоянию на 28.12.2016 N 497 – ФЗ).

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 03.07.2016 N 264-ФЗ.).

Книг одного автора

  1. Калинин Д. Экономика отраслевых рынков. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 324 с.
  2. Ларионова Н.И., Рехлицкая Я.С. Рыночная власть и методы её оценки // Вестник Марийского государственного технического университета Экономика и управление//, 2010.- № 3. - С. 33-40.
  3. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. - М.: Издательство «Бослен», 2008.- 528 с.
  4. Маховикова Г.А. Микроэкономика: Учебник. – Люберцы.: Издательство «Юрайт», 2016. – 281 с.
  5. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: Учебное пособие. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 411с.
  6. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – 608с.
  7. Федорова А.Ю. Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.
  8. Юсупова Г. Ф. Теория отраслевых рынков. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 280 с.