Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
1.1. Источники и причины рыночной власти
1.2. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
1.3.Рыночные структуры: типы и определяющие признаки. Рыночная власть
2. Анализ рыночной власти в отраслях
2.1 Анализ и выявление рыночной власти в электроэнергетических системах
Рыночная власть регулируется следующими нормативными актами:
- Конституция РФ 2016 (по состоянию на 03.10.2016) [1].
- Федеральный закон Гражданский кодекс ( по состоянию на 28.12.2016 N 497 – ФЗ) [2].
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 03.07.2016 N 264-ФЗ.) [3].
Итак, рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам, оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке. Большая степень рыночной власти говорит о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы. Такая ситуация может в свою очередь привести к ущемлению интересов остальных участников рынка и, следовательно, угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.
С другой стороны, рыночная власть позволяет фирме аккумулировать ресурсы для дополнительных вложений в производство, что способствует развитию инноваций и экономическому росту, введению прогрессивных разработок и технологическому прогрессу, и, в конечном счете, ведет к росту благосостояния населения в целом. Сильные позиции отечественных фирм на мировых рынках укрепляют позиции страны на международной арене, увеличивают ее авторитет в глазах мирового сообщества. Поэтому поддержание отечественных компаний является неотъемлемой и обязательной частью экономической политики государства.
Для монополии характерно максимальное проявление рыночной власти — возможности диктовать цены на рынке. Рыночная власть отсутствует только при чистой конкуренции, в той или иной мере она присуща всем рынкам с несовершенной конкуренции и типична для монополии.
2. Анализ рыночной власти в отраслях
2.1 Анализ и выявление рыночной власти в электроэнергетических системах
Под рыночной властью обычно понимают способность отдельного продавца или группы продавцов поддерживать неоправданно высокий уровень цен в течение значительного периода времени. Субъект, обладающий такой властью, становится активным участником ценообразования. Реструктуризация электроэнергетики во многих странах была направлена на создание конкурентных рынков, позволяющих получить выгоду от снижения цен и внедрения инноваций. Однако такой результат недостижим, когда один из субъектов, использующих электрическую передающую систему, занимает доминирующее положение. Ниже описываются процедуры по выявлению подобных субъектов.
Анализ проявлений рыночной власти на рынках электроэнергии
Анализ рыночной власти обычно проводится в следующем порядке [4]:
- Определение значимых товаров или услуг.
- Определение границ рынка.
- Оценка рыночной концентрации.
Для анализа рыночной власти на рынке электроэнергии необходимо рассмотреть два различных типа поставок: между аффилированными субъектами рынка и осуществляемые на конкурентной основе. Группировка типов допускается, если они взаимозаменяемы с точки зрения покупателя; в этом смысле ко второму типу можно отнести поставки электроэнергии по двусторонним контрактам и сделкам, заключенным на централизованных торгах.
Далее следует определить географическую область действия рынка. Границы рынка определяются способностью поставщика (генератора) предоставлять товар/услугу покупателю (потребителю). Размер рынков электроэнергии зависит от физических/эксплуатационных характеристик высоковольтной сети, используемой для передачи, с учетом возможных сбоев (по причине аварий и/или режимных ограничений) и соответствующих изменений цены.
Основной процедурой является анализ рыночной концентрации по методу Herfindahl-Hirschman с расчетом индекса HHI2:
(1)
где N - число рыночных участников, qi - рыночная доля на каждого участника (в процентах), i - порядковый номер участника.
Следовательно, HHI для конкурентного рынка, где много субъектов, имеющих долю поставки/потребления электроэнергии менее 5%, будет небольшим, в отличие от монополии, где данный индекс равен 1002, т. е. 10000. Согласно принятым в США стандартам DOJ/FTC3 HHI менее 1000 соответствует неконцентрированному рынку, благоприятному для развития конкуренции. Значения HHI, находящиеся в диапазоне между 1000 и 1800, будут умеренно концентрированными, а превышающие 1800 считаются высоко концентрированными и рассматриваются как условия для создания или расширения рыночной власти.
Анализ рыночных сил без учета влияния передающей системы
Формировать границы рынка электроэнергии следует на основе ряда характеристик - технических (физических параметров высоковольтной сети и режимов ее работы) и экономических (рыночной структуры и правил определения элементов границы) [10]. В качестве примера рассмотрим энергосистему, в которой не учитываются параметры передающей системы и исключены расходы на транспортировку электроэнергии от генератора к потребителю. Предположим, что каждый сгенерированный мегаватт может достигнуть любого потребителя и что каждый потребитель может получить энергию от любого генератора внутри связанной системы. В данном случае
степень рыночной власти любого производителя зависит исключительно от
его аффилированности с другими производителями.
Для таких систем вычисляется индекс HHI. Например, для Казахстана он рассчитывается на основе информации об объемах производства электроэнергии, публикуемой АО "КМ". В 2003 г. рынок характеризовался суммарным отпуском 63,7 млрд кВт.ч от 63 различных поставщиков. Без учета технических и экономических факторов HHI здесь приблизительно равен 590. Более того, даже при исключении данных по Западной зоне Казахстана, которая не имеет прямых связей с Северной и Южной зонами, HHI увеличивается незначительно - до 686,5.
Очевидно, что при полном игнорировании ограничений передающей системы и стоимости передачи рыночной власти на рынке не существует, так как в этом случае границами рынка станут границы энергосистемы, а доля отпуска электроэнергии каждым производителем в энергосистему, как правило, незначительна. Поэтому даже самые большие энергоисточники, такие как ОАО "ЕЭК", ЭГРЭС-2, AES СТ, не могут влиять на эту величину.
Пренебрегать передающей системой и связанными с ней расходами, особенно в больших системах, нельзя. Поэтому для определения границ рынка нужно, чтобы поставщики имели как экономическую, так и физическую возможность выдавать электроэнергию на рынок, причем ее стоимость не должна превышать 105% от конкурентоспособной цены. Стоимость поставки равна сумме затрат на производство (изменяющейся на рынке цены), транспортировку (по утвержденному тарифу) и оказание вспомогательных услуг. Следовательно, границы рынка в итоге определяются механизмом ценообразования на передачу электроэнергии.
Для оценки услуг передачи используются специальные механизмы. Транспортировкой мощности/ электроэнергии от обозначенного источника до обозначенного потребителя, как правило, занимаются несколько поставщиков, причем расходы на передачу у них различаются. Результирующее влияние этих индивидуальных тарифных ставок должно ограничить размер рынка, поскольку стоимость передачи напрямую зависит
от удаленности поставщика.
Проанализируем передающую систему с проявлением рыночной власти, где стоимость транспортировки электроэнергии зависит от расстояния между поставщиками и потребителями (приложение 1). Эта система состоит из трех шин, каждая из которых имеет поставщиков и потребителей электроэнергии. Расстояния между шинами различаются, влияя на стоимость передачи. Выбирать поставщика потребитель будет c учетом цены, которая сложится на шинах, т. е. с учетом передачи электроэнергии по сетям.
Рассмотрим случай, когда стоимость электроэнергии на шинах всех поставщиков одинакова. В такой ситуации преимущество получат поставщики, находящиеся ближе к потребителю (табл. 1). Поскольку зависимость изменения тарифа от расстояния ограничена, для потребителя Р3 нет разницы между поставщиками G1 и G2, так как их тариф на передачу одинаков и равен Т3.
Таблица 1
Цены предложения поставщиков без учета разницы и стоимости передачи
Название потребителя и шины |
Приоритет 1/тариф на передачу |
Приоритет 2/тариф на передачу |
Приоритет 3/тариф на передачу |
Потребитель Р1 шина А |
G1 / T1 |
G2 / T2 |
G3 / T3 |
Потребитель Р2 шина В |
G2 / T1 |
G2 / T2 |
G3 / T3 |
Потребитель Р3 шина С |
G3 / T1 |
G1 или G2 / T3 |
X |
Однако описанный случай несколько идеализирован. На самом деле ни один поставщик в системе не будет предлагать всем потребителям
одинаковую цену, поскольку стоимость передачи различна. Например,
поставщики G2 и G3, зная стоимость транспортировки электроэнергии в шину А и цену поставщика G1, предложат потребителю Р1 цену с дисконтом к цене поставщика G1, которая будет учитывать разницу в стоимости передачи. Цены предложения поставщиков в такой ситуации приведены в табл. 3.
Таблица 3
Цены предложения поставщиков с учетом разницы и стоимости передачи
Название потребителя и шины |
Потребитель Р1шина А |
Потребитель Р2 шина B |
Потребитель Р3 шина B |
Потребитель С1 шина А |
ЦG1 |
D1 x ЦG2 + DT1 |
D2 x ЦG3 + DT3 |
Потребитель С2 шина В |
D1 x ЦG1 + DT1 |
ЦG2 |
D2 x ЦG3 + DT3 |
Потребитель С3 шина С |
D3 x ЦG1 + DT3 |
D3 x ЦG2 + DT3 |
ЦG3 |
Очевидно, что поставщик шины А, работающий с потребителем, присоединенным к этой же шине, имеет преимущество по установлению цены, равное разности стоимости транспортировки между ним и ближайшим поставщиком ЖТ1. В условиях конкуренции цены на электроэнергию, предлагаемые поставщиками, не должны сильно различаться, следовательно, на шинах у каждого потребителя конечные цены будут примерно одинаковыми. В таком случае
ЦG1 = ЦG2 = D1ЦG1 + ЖТ1, (2)
ЦG1 = ЖТ1 / (1 - D1), (3)
где: ЦG1 - цена, предлагаемая первым генератором G1 потребителю Р1 на шине А;
ЦG2 - цена, предлагаемая вторым генератором G2 потребителю Р1 на
шине А;
D1 - скидка (дисконт), предоставляемая вторым генератором G2 к цене первого генератора потребителю Р1 на шине А;
GТ1 - разница в стоимости передачи электроэнергии между генераторами G2 и G1 до потребителя Р1 на шине А.
Итак, цена поставщика на шине А прямо пропорциональна разнице в стоимости доставки электроэнергии между ним и ближайшим поставщиком и обратно пропорциональна доле цены ближайшего поставщика с учетом дисконта, т. е. чем больше разница в стоимости передачи, тем выше рыночная власть поставщика. Если же эта разница мала или равна нулю, описанный механизм ценообразования не работает и проявление рыночной власти невозможно. В приложении 1 условно показаны зона А, где по поставкам в шину А поставщик шины B может проявить рыночную власть по отношению к поставщику шины С, и зона B, где проявление рыночной власти поставщиками шин А и B по поставкам в шину С невозможно.
Разумеется, в действительности на наличие и проявление рыночной власти влияет не только стоимость передачи электроэнергии, но и особенности формирования затрат (например, по топливу станция может иметь аффилированного поставщика и находиться в наиболее выгодных условиях по отношению к другим производителям, что позволит ей иметь более низкую себестоимость и держать низкую цену на электроэнергию), используемые технологии по производству электроэнергии и т. п.
Транспортировкой электрической энергии занимается системный оператор, владеющий сетями межрегионального уровня напряжением 220- 1150 кВ и устанавливающий тариф и зависимости от расстояния между потребителем и поставщиком, и региональные распределительные электросетевые компании с фиксированными тарифами на вход в сети [8].
Таким образом, тарифная политика не стимулирует субъектов отрасли, присоединенных к сетям распределительных компаний, на приобретение электроэнергии в других регионах, способствуя образованию локальных рынков в границах региональных РЭК. Все это позволяет региональным поставщикам удерживать цены на электроэнергию на своих шинах значительно выше, чем могут предложить поставщики других регионов, что, в свою очередь, поддерживает поставщиков с комбинированным производством электроэнергии и тепла.
Проблемы проявления рыночной власти, возникшей в силу экономических причин, в мировой практике решаются посредством учреждения единого оператора системы (ЕОС6). Для определения тарифов на передачу электроэнергии используется ценовой механизм "почтовая марка". Благодаря ему, субъекты рынка за передачу электроэнергии по электрическим сетям осуществляют оплату только энергопередающей организации, к которой они присоединены. При этом для каждого в отдельности субъекта рынка величина тарифа не зависит от количества электросетевых компаний, через сети которых осуществлялась для него поставка.
Создание ЕОС и внедрение ценового механизма "почтовая марка" снимает влияние стоимости передачи энергии на формирование границ рынка и позволяет увеличить число поставщиков и/или потенциальных покупателей, способных работать на рынке, эффективно снижая HHI.