Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблем общения в педагогическом коллективе
1.1 Проблема общения и специфика её исследования в психологии
1.2 Специфика общения в педагогическом коллективе
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей общения в педагогическом коллективе
2.1 Выявление личностных ограничений в общении испытуемых контрольной группы
2.2 Выявление личностных ограничений в общении испытуемых экспериментальной группы
В-третьих, важнейшее условие равенства позиций в диалогическом воспитывающем общении состоит в необходимости для воспитателя уметь видеть мир глазами воспитываемого.
Доброжелательность предполагает умение наставника расположить воспитанника к себе. Искренняя, неизменная доброжелательность развивает готовность сотрудничать, идти навстречу. Доброжелательные отношения, конечно, не гарантия от конфликтов, но, тем не менее, это весьма существенная предпосылка конструктивного подхода к их решению, важное условие развития взаимопонимания в общении.
К сожалению не все учителя владеют педагогическим тактом. Не всем присущи такие качества, которые, по мнению И.Е.Синицы « содействуют развитию педагогического такта, независимо от индивидуальных особенностей учителя», а именно: наблюдательность как умение найти индивидуальный подход к ребенку, внимание к ученикам, доверие, справедливость, выдержка, самообладание. Кроме того, как показали исследования А.А.Бодалева и Л.И.Криволапа; стиль общения учителей с учениками также самым непосредственным образом влияет на характер переживаний школьников, вызывает у них совершенно определенные реакции.
В.А.Кан-Калик [9,c.16] в своей книге «Учителю о педагогическом общении» выделяет следующие стили педагогического общения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения и общение-дистанция. Наиболее продуктивен творческий стиль общения, но возможен лишь на основе творческого взаимодействия профессиональных навыков общения. Также достаточно продуктивным является и стиль дружеского расположения, который возможен лишь на основе творческого взаимодействия (ведь дружественность - это важнейший регулятор общения). Довольно распространенным стилем общения является общение-дистанция, которым пользуются как молодые, так и опытные педагоги. Гипертрофирование дистанции в системе отношений педагога и воспитанников ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников. Дистанция выступает как указатель ведомости учеников в воспитании и показатель ведущей роли педагога.
Общение-дистанция в своем «чистом виде» в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Не менее отрицательную роль играет и общение-заигрывание. Первая отрицательная форма общения сродни дистанции диктата, а вторая является его противоположностью (т.е. стремление учителя завоевать ложный , дешевый авторитет у детей). Следует отметить, что в каждом сложившемся педагогическом коллективе существует еще общий, целостный стиль общения педагогов с детьми, под влиянием которого формируется психологический микроклимат, нравственная атмосфера.
Детальную классификацию типов общения педагогов со школьниками дает Н.Шипковенски. Он выделяет следующие стили поведения учителей:
- авторитарно-диктаторский стиль, присущий учителям, стремящимся подавить инициативу и самостоятельность детей;
- презрительно-уничтожающий стиль общения, проявляющийся в том, что учитель по любому, даже ничтожному поводу начинает кричать на детей, ведет себя крайне несдержанно;
- дистанционно-отстраненный, свойственный педагогам, которые видят свою задачу исключительно в формальном донесении информации до учащихся, не хотят или не могут устанавливать с ребятами теплые эмоциональные отношения;
- непоследовательно-предвзятый стиль, проявляющийся в том, что педагог избирательно относится к ученикам, несправедлив к оценке их действий, противопоставляет одних ребят другим, высмеивает их неудачи и т.п.
Демократические формы общения педагога с учащимися положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса в целом, и, прежде всего потому, что более подвижны, гибки, позволяют постоянно «прилаживать» к методике воздействия необходимую систему общения, а главное – организуют социально-психологическое единство педагога и обучающихся, необходимое для продуктивной совместной деятельности.
Помимо стилей общения существуют также и тактики общения. Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Выделяют следующие позиции в общении:
- доброжелательная позиция принятия собеседника;
- нейтральная позиция;
- враждебная позиция неприятия собеседника;
- доминирование или «общение сверху»;
- «общение на равных»;
- подчинение, или позиция «снизу».
Всегда ли владение педагогами тактиками и стратегиями педагогического общения, отражается на деловом общении внутри коллектива.
1.2 Специфика общения в педагогическом коллективе
Специфика общения в педагогическом коллективе определяется прежде всего самой профессией. Профессия учителя с древних времен относится к профессиям связанным с понятием социального статуса. Люди, давно работающие в организации, обладают в ней определенным статусом, который характеризует оценку окружающими их официального и неофициального положения в ней, их ценность.
Изменение места индивида в организации, а следовательно и статуса, получило название социальной мобильности. По происхождению статус бывает предписанным (обусловлен не зависящими от человека моментами, например родством с высокопоставленными особами) или приобретенным ценой собственных усилий. Последний бывает официальным, связанным с должностью субъекта, и неофициальным, обусловленным его особыми личными достоинствами (авторитет). Назначив человека на должность с высоким статусом, можно легко подчинить его администрации. Статус может быть формальным (реальным) и неформальным. Формальный статус обусловлен занимаемой должностью, характеризуется служебным положением - совокупностью прав и особенно реальных возможностей должностного лица (обеспеченность транспортом, обслуживающим персоналом, иными социальными благами, льготами, привилегиями, полагающимися по должности, доступ к специальной информации, прямые контакты с высшими руководителями, вхождение в те или иные круги общения и проч.), его местом в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение зависит не только от уровня должности, но и от ранга организации, поэтому лица, занимающие в разных фирмах формально равные должности, обладают разным реальным статусом. Неформальный статус, основывающийся на высокой оценке окружающими качеств личности (знаний, опыта, культурного уровня, нравственности и т. п.), получил название авторитета. Таким образом, авторитет субъекта есть общественное признание его личных достоинств (на некоторый период авторитет придает и высокая социальная оценка окружающими занимаемой человеком должности). Он - мера того, насколько подчиненные считаются с приказами руководителя. Авторитет завоевывается не только потому, что человек обладает определенными чертами, но и потому, что вокруг него есть люди, которые эти черты высоко ценят. Факторами, влияющими на авторитет руководителя, являются: - общее развитие и профессиональная компетентность; - творческий подход к делу; - требовательность и уважение к подчиненным, воспитанность; - умение учитывать ситуацию, принимать оптимальные решения, стратегически мыслить; - реальные высокие результаты; - четкая мотивация персонала; - способность убеждать; - готовность учитывать интересы других; - лидерские способности; - умение уладить конфликт, организовать работу; - достойное поведение, справедливое отношение к людям; - наличие официальных заслуг. Надо иметь в виду, что авторитет формируется иногда стихийно, но и поддерживается всегда целенаправленно при помощи специальных мероприятий: ритуалов, распространения соответствующей информации и проч. Способы укрепления авторитета:
- не бросать слов на ветер;
- не уклоняться от решения проблем;
- информировать подчиненных о проблемах подразделения и организации;
- не проявлять излишних эмоций;
- не отдавать невыполнимых распоряжений.
На практике авторитету человека могут угрожать:
- сложные ситуации, в которые тот попадает;
- неблагоприятный морально-психологический климат;
- целенаправленная деятельность по подрыву имиджа (интриги);
- случайные неудачи, которые при желании можно истолковать и как слабости и т. п.
Действительно, авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих. Неискреннее поведение людей, с одной стороны, и особенности восприятия его окружающими - с другой, приводят к формированию ложного авторитета.
Виды ложного авторитета:
1. Авторитет чванства, высокомерия, возникающий в результате дистанцирования от подчиненных (но уметь соблюдать определенную дистанцию на самом деле важно).
2. Авторитет доброты, связанный с низкой требовательностью.
3. Авторитет обещаний.
4. Авторитет резонерства (резонер - человек, ведущий постоянные рассуждения нравоучительного характера).
5. Авторитет мелочной опеки.
6. Авторитет страха.
7. Авторитет панибратства.
8. Авторитет обладания информацией.
Постоянная боязнь обладателя ложного авторитета разоблачения, психологическая неуверенность в себе формируют у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета. Наличие такого комплексатолкает обладателей не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае практикуется:
- уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;
- блокирование опасной информации;
- подкуп (например, обещание ослабить требования);
- угрозы и шантаж по отношению к окружающим;
- дистанцирование от них, высокомерное поведение, запутывание;
- раздача невыполнимых обещаний и проч.
Признание окружающими привлекательности, превосходства должности (социального статуса субъекта) получило название престижа. В соответствии с ним люди занимают ряд последовательных ступеней на социальной лестнице (шкала престижа), которые часто не совпадают с местом в формальной иерархии. Каждой из них присущи свои нормы и ожидания. Шкала престижа строится путем указания в опросных листах трех фамилий. Лидер определяется по сумме баллов, и это обеспечивает ему психологическое превосходство.
Виды престижа:
- личный (основан на индивидуальных характеристиках субъекта);
- функциональный (характеризует его положение в организационной иерархии);
- позиционный (представляет синтетическую оценку того и другого).
Престиж, как и авторитет, динамичен. На него влияет изменение общественных ценностей, ситуации и проч., в связи с чем шкала оценок постоянно варьирует. (Например, если дети 1960-х гг. мечтали стать космонавтами, многие дети 1990-х гг. видели себя рэкетирами.) Но если авторитет является мерой того, насколько подчиненные считаются с приказами, советами, мнением человека, то престиж - мерой того, насколько они признают его превосходство. Социальная роль – педагога сложна и неоднозначна. Под социальной ролью понимается модель поведения человека (обладателя определенного статуса) в системе служебных и личных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям (разные люди, имея разные ценности и представления об одной и той же роли, не одинаково ведут в ней себя), а также ожиданиям окружающих. В исполнении социальных ролей некоторые аспекты обязательны, а некоторыми можно варьировать. Действия, предписанные социальными ролями, формируют соответствующие установки. Принятие и осознание человеком его роли приводит к соответствующему изменению поведения. Поэтому искусственная роль может превратиться в реальную, стать привычкой. Нельзя полностью замыкаться в своей роли. Этим человек ограничивает свои возможности и возможности тех, с кем общается. Роли сотрудников могут время от времени меняться, как и само их значение (например, в соответствии со стадией развития коллектива). Некоторые из них требуют одного исполнителя; но отдельные работники могут исполнять несколько ключевых ролей, каждая из которых уникальна. Поэтому исполнителей для них трудно подобрать, а в случае ухода - найти достойную замену. Отсутствие исполнителя в период потребности в нем - серьезная проблема для организации, могущая парализовать ее работу. Если роль понятна и приемлема для человека и окружающих, соответствует его возможности и желаниям, не ограничивает и не унижает, то она исполняется с удовольствием. В противном случае человек не может полностью реализовать свои возможности и принести пользу себе и организации, что часто порождает внутренние и внешние конфликты. Индивид, не оправдывающий ожиданий, подвергается со стороны окружающих санкциям, а оправдывающий - поощрению. Американский психолог Беблин выделяет несколько типов социальных ролей, которые люди могут играть в процессе служебного и личного взаимодействия. Эти роли во многом предопределяют поведение сотрудников педагогического коллектива.