Файл: Особенности коммуникаций в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К рабочим ролям относятся:

1. Координатор, обладая наибольшими организаторскими способностями, независимо от своих знаний и опыта осуществляет руководство остальными, направляя их активность на достижение поставленных целей.

2. Генератор идей (как правило, самый талантливый член коллектива) разрабатывает варианты решения стоящих перед ним проблем. Но из-за пассивности, несобранности и т. п. не способен реализовать их на практике.

3. Контролер в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути дальнейшей работы.

4. Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет увязать ее решение с другими задачами.

5. Энтузиаст - самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

6. Искатель выгод - посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

7. Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

8. Помощник - человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Считается, что совместный трудовой процесс будет нормально осуществляться при полном распределении добросовестном исполнении перечисленных ролей. Педагог зачастую является исполнителем всех вышеуказанных ролей в ученическом коллективе. Этот же опыт переносит на трудовой коллектив, что затрудняет взаимодействие. Если же кому-то придется одновременно взять на себя две и более роли (или какая-то роль останется без исполнителя), как правило, возникают конфликты. Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делятся на ведущих и ведомых.  Первые играют так называемые предпочитаемые лица («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих); вторые - все остальные, включая не предпочитаемых, с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их носителями коллективной вины.

Выводы:

  1. Педагоги обладают способностями в общении, что является показателем уровня их профессиональной компетентности.
  2. Между уровнем КОС и умениями делового общения внутри коллектива не определена прямая зависимость. То есть педагог может быть эффективным в работе с учениками и совершенно конфликтным в педагогическом коллективе.
  3. На деловое общение внутри коллектива оказывает влияние понятия « социального статуса» и определяющее значение «социальной роли».
  4. Неудовлетворенность социальной ролью и своим статусом в коллективе может стать причиной конфликтов в коллективе.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей общения в педагогическом коллективе

2.1 Выявление личностных ограничений в общении испытуемых контрольной группы

Тест М. Вудкока и Д. Фрэнсиса состоит из 110 утверждений. Тест позволяет лучше понять себя и проанализировать собственные ограничения в общении. Оценка сильных и слабых сторон личности педагога позволяет определить препятствия возникающие в общении из-за личности педагога.

Описание процедуры тестирования. Испытуемым педагогам предлагается указать согласие на предложенные утверждение и заполнить таблицу. При согласии с приведенными положениями необходимо отметить соответствующие номера в таблице.

Личные качества определяются по следующим показателям: А – способность самоуправления; Б – наличие системы ценностей; В –целеполагание; Г- саморазвитие; Д – навыки решения проблем; Е –творческий подход; Ж – умение влиять; З – понимание особенностей общения; И – способность управлять коллективом; К – умение обучать; Л – умение наладить групповую работу.

На основании полученных данных была заполнена сводная таблица по среднеарифметическим показателям. Выборку составило 30 испытуемых педагоги музыкальных колледжей со стажем работы более 5 лет. Женщины. Средний возраст 30 лет. Среди них 15 испытуемых, имеющих трудности в общении в коллективе. Они составили Группу 1- экспериментальная группа. Группу 2 составило 15 испытуемых, имеющих высокий статус в коллективе – контрольная группа.

Анализ полученных данных испытуемых контрольной группы. Данные занесены в таблицу №1. « Показатели сильных и слабых сторон личности в общении».

Таблица 1

символ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

балы

8

6

6

7

10

10

7

10

9

6

10

ранг

3

5

5

4

1

1

4

1

2

5

1

Обратный ранг

+

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+


Гистограмма 1.

Личные качества определяются по следующим показателям: на первом месте, наиболее сильные стороны личности испытуемых контрольной группы:

Д(5) – навыки решения проблем

Е(6) –творческий подход

З(8) понимание особенностей общения

Л (11)– умение наладить групповую работу.

И(9) – способность управлять коллективом

Факторы, которые менее выражены:

Б(2) – наличие системы ценностей; В(3) –целеполагание, К(10) – умение обучать; А(1) – способность самоуправления;; Г(4)- саморазвитие; Ж(7) – умение влиять

Полученные результаты позволяют выявить стороны личности позволяющие испытуемым контрольной группы быть более успешными в общении. Личностные качества, связанные с умениями творчески наладить групповую работу, умения решать проблемы, понимание особенностей общения, способностью управлять коллективом. При этом испытуемые имеют навыки отказа от личных интересов, ценностей в пользу коллективных интересов. Они не манипулируют и не поучают.

Направленность на общение и на окружающих здесь более выражено.

Ограничения в общении испытуемых контрольной группы не выявлено.

2.2 Выявление личностных ограничений в общении испытуемых экспериментальной группы

Анализ полученных данных испытуемых экспериментальной группы. Данные занесены в таблицу №2. «Показатели сильных и слабых сторон личности в общении».

Таблица 2

символ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

балы

7

10

10

7

4

6

9

6

5

10

6

ранг

3

1

1

3

6

4

2

4

5

1

4

Обратный ранг

_

+

+

-

-

-

+

--

-

+

-

Гистограмма 2

Личные качества определяются по следующим показателям: на первом месте, наиболее сильные стороны личности испытуемых экспериментальной группы: наличие системы ценностей; целеполагание; умение обучать; умение влиять, стремление управлять собой и саморазвитие. Факторы, которые менее выражены: навыки решения проблем; творческий подход; понимание особенностей общения, способность управлять коллективом, умение наладить групповую работу. У испытуемых экспериментальной группы с трудностями в общении в коллективе были выявлены следующие особенности. Полученные результаты позволяют выявить стороны личности, препятствующие эффективности в коллективе. Трудности в решении проблем - неспособность к необходимым действиям и отсутствие стратегического подхода к делу, неспособность генерировать свои новые идеи и использовать чужие, Непонимание особенностей управленческого труда - непонимание мотивации работников и современной роли руководителя. Неспособность руководить - отсутствие практических способностей добиться результатов от подчиненных. Низкая организаторская способность - неумение содействовать развитию рабочих групп. Более ярко определяется направленность на себя и самореализацию без учета коллективных интересов.


Сравнительный анализ данных контрольной и экспериментальной групп.

Данные сравнительных показателей представлены в таблице №3. «Показатели сильных и слабых сторон личности в общении».

Таблица 3

символ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

Показатели контрольной группы

8

6

6

7

10

10

7

10

9

6

10

Показатели экспериментальной группы

7

10

10

7

4

6

9

6

5

10

6

Гистограмма 3.

1 А – способность самоуправления;

4 Г- саморазвитие

Отсутствуют расхождения по пункту «Г» саморазвитие, что свидетельствует об актуальности саморазвития, как возрастной особенности лиц зрелого возраста.

Наименьшие расхождения выявлены по пункту «А» – способность самоуправления. Это свидетельствует о возможности к самоуправлению у лиц зрелого возраста.

Наибольшее расхождение в пользу экспериментальной группы выявлены по пунктам: 2,3,7,9,10 - Б – наличие системы ценностей, В – целеполагание, Ж – умение влиять, И – способность управлять коллективом, К – умение обучать. Это свидетельствует о превалировании этих показателей в экспериментальной группе. Саморазвитие направлено на реализацию себя в деятельности.

Наибольшее расхождение в пользу контрольной группы выявлены в направлении - 5,6,8,11 Д – навыки решения проблем, Е – творческий подход, З – понимание особенностей общения, Л – умение наладить групповую работу. Это свидетельствует о том, что саморазвитие направлено на овладение тактик и стратегий общения.

Выводы:

  1. Педагогам успешно общающиеся между собой свойственна направленность на общение. Они умеют решать проблемы, умеют управлять коллективом, владеют навыками и стратегиями общения. Личностные качества, связанные с умениями творчески наладить групповую работу, умения решать проблемы, понимание особенностей общения, способностью управлять коллективом. При этом испытуемые имеют навыки отказа от личных интересов, ценностей в пользу коллективных интересов. Они не манипулируют и не поучают.
  2. Педагоги, у которых часто встречаются трудности в коллективе отличаются направленность на себя. Полученные результаты позволяют выявить стороны личности, препятствующие эффективности в коллективе. Трудности в решении проблем - неспособность к необходимым действиям и отсутствие стратегического подхода к делу, неспособность генерировать свои новые идеи и использовать чужие, непонимание особенностей управленческого труда - непонимание мотивации работников и современной роли руководителя. Неспособность руководить - отсутствие практических способностей добиться результатов от подчиненных. Низкая организаторская способность - неумение содействовать развитию рабочих групп.
  3. Рекомендуется при работе с педагогами экспериментальной группы на фоне развития навыков общения стимулировать личностный рост в сторону изменения направленности на общение, как необходимой способности эффективного взаимодействия в коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественное развитие определяется системой отношения между собой разных слоев населения. Так в среде преподавательской принято считать, что общение и коммуникативные способности это основная составляющая профессиональной компетенции педагога.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Межличностное общение – это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

Исследование показало, что важным компонентом эффективного общения в коллективе педагогов является направленность на деятельность и на общение. В этом случае педагоги легче осваивают тактику и стратегию общения.

Результаты исследования позволяют выявить стороны личности позволяющие испытуемой контрольной группы быть более успешными в общении. Личностные качества, связанные с умениями творчески наладить групповую работу, умения решать проблемы, понимание особенностей общения, способностью управлять коллективом. При этом испытуемые имеют навыки отказа от личных интересов, ценностей в пользу коллективных интересов. Они не манипулируют и не поучают.

Рекомендации конфликтным педагогам направлены в сторону развития коммуникативных и значимых личностных качеств с изменением направленности личности и личностного роста.

Литература

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. МГУ, 1980. – 416с.
  2. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  3. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  4. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  5. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  6. Бодалёв А.А.. Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. – В кн.: Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974,ч.1, С. 185 – 192.
  7. Большой толковый психологический словарь. А.Ребер. – М.. вече АСТ, 2000, 2 тома.
  8. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.. Мысль, 1978. - 216с.
  9. Введение в специальность./ Под ред. Л.И. Рувинского. – М., Просвещение, 1988. – 207с.
  10. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, ПОИУУ, 1994. – 280с.
  11. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.,ИП РАН, 1994. – 235с.
  12. Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А.В.Петровского. М.Г.Ярошевского. – М., Политиздат, 1985. – 431с.
  13. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  14. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., Просвещение,1991. – 286с.
  15. Парыгин Б.Д. Основы социально – психологической теории. - М., Мысль,1971. – 348с.
  16. Практическая психодиагностика./ Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, Бахрах, 1999. – 669с.
  17. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  18. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  19. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,Просвещение,1991. – 303с.
  20. Раченко И.П. НОТ учителя. – М., Просвещение, 1989. – 238с.
  21. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., Наука, 1979. – 352с.
  22. Социальная психология./ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение,1987. – 224с.
  23. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под ред. С.Ю.Циркина. – СПб., Питер,2000. – 750с.
  24. Формирование социально – активной личности: материалы конф. Редкол.: И.И.Купцов и др. – Рязань, РГПИ, 1990. – 193с.
  25. Шакирова Г.М. Общая психология. – Т.,2002 – 164с.