Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблем общения в педагогическом коллективе
1.1 Проблема общения и специфика её исследования в психологии
1.2 Специфика общения в педагогическом коллективе
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей общения в педагогическом коллективе
2.1 Выявление личностных ограничений в общении испытуемых контрольной группы
2.2 Выявление личностных ограничений в общении испытуемых экспериментальной группы
Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Общественное развитие определяется системой отношения между собой разных слоев населения. Так в среде преподавательской принято считать, что общение и коммуникативные способности это основная составляющая профессиональной компетенции педагога. Всегда ли педагог владеющий общением с учениками, так же эффективен в общении с коллегами? Зачастую общение в трудовом коллективе педагогов сталкиваются с различного рода интригами, завистью и конфликтными ситуациями. Большинство педагогов со стажем придирчиво относятся к молодым кадрам, критикуют их и не создают условий для реализации. В коллективе педагогов часто встречается проблема предвзятости в отношении к ученикам конкурирующего учителя. Особенно когда речь идет о коллективах академических лицеев для одаренной молодежи. Возможно, что выбранная нами проблема не актуальна, однако в практике мы знаем сколько учеников страдают от сложностей в общении в педагогическом коллективе. Там, где преподаватели успешно общаются между собой в рамках делового общения, могут не переносить своего личностно эмоционального негативного состояния на профессиональную деятельность, мы видим хорошие и даже отличные показатели успеваемости, достижений учеников, благоприятной атмосферы и дружественной ситуации развития детей и подростков. В противном случае негативное отношение в коллективе, барьеры общения, личностно значимые деструктивные взаимоотношения негативно сказываются в целом на учебно-воспитательном процессе.
Предметом изучения социальной психологии были психоэмоциональные отношения в коллективе, изучение роли учителя в коллективе, особенности взаимоотношений ученика и учителя. В курсовом проекте мы хотим выявить и изучить особенности общения педагогов между собой.
Цель исследования: выявить и изучить особенности общения педагогов между собой в педагогическом коллективе.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что педагогам успешно общающиеся между собой свойственна направленность на общение.
Предмет исследования: интерактивное общение педагогов с разным стажем работы.
Объект исследования: коммуникация (интерактивное общение) педагогов.
Задачи исследования
- Теоретическое изучение проблемы в специальной литературе.
- Изучение механизмов взаимоотношений в системе педагогического коллектива.
- Выявление нарушений общения в педагогическом коллективе.
- Разработка экспериментальной модели выявления особенностей общения в коллективе педагогов.
Методы исследования:
- Наблюдение за педагогами в естественных условиях.
- Беседа с педагогами, учащимися.
- Эксперимент для диагностики особенностей эмоционального состояния с целью выявления особенностей общения. Методика КМ (Р.Бернс).
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение специфики общения в коллективе педагогов может способствовать поиску путей улучшению эмоционального климата в коллективе. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы общения педагогов.
База экспериментальная: педагоги музыкального цикла (отдел фортепиано) академического лицея для одаренной молодежи. Всего 30 педагогов (женщины средний возраст 35 лет).
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблем общения в педагогическом коллективе
1.1 Проблема общения и специфика её исследования в психологии
. В ходе общения люди как бы обмениваются содержанием и уровнем своей социальности, и поскольку процесс этот информационный в своей основе, ни у кого информация не убывает, а, напротив, у всех постепенно прибывает. Общение возвышает людей в их человеческом развитии и вместе с тем в определённой мере «выравнивает», что делает возможным взаимопонимание и реализацию различных форм сотрудничества.
Личность не может существовать и развиваться, не обмениваясь информацией со средой… Нарушения общения, недостаточный обмен информацией, дезадаптация в среде ведут к оскудению духовного мира личности и отклонениям в её развитии. Процесс образования и воспитания представляет цель преобразований, в ходе которых у личности изменяются запас информации, её содержание, степень использования. Это изменение оказывает влияние не только на познавательную деятельность личности, на формирование её интеллектуальных способностей, форм и способов мышления, но и на восприятие действительности её оценку, а также на уровень практических достижений личности в различных видах деятельности.
Потребность человека в другом человеке проявляется в спектре вторичных потребностей: потребности в достойном месте среди окружающих, потребности в одобрении и признании других людей, потребности в самоуважении, реализуемой через отношение других людей и т.д.
Чем выше уровень развития человека и общества, представителем
которого он является, тем более высокими являются требования к общению: к побуждениям, которыми человек руководствуется при общении, к характеру собственно общения и к его результатам.
Нравственная культура общения ныне становится одним из важнейших условий морального благополучия человека. Без неё не удовлетворится от стремления к счастью, к самореализации, к поиску собственного «Я».
«Я» человека формируется после (и значительно позже – примерно на 1,5 года) того, как сформировался эталонный образ человека (вернее его основа) в ядре потребности (можно дотировать процесс интервалом от первой улыбки до различения «свой – чужой»). При этом сформированному «Я» предшествует период формирования механизмов воли проявления функционирования, которых в отсутствие саморефлексии – одной из основных функций «Я» имеют характер упрямства (так называемый период первого упрямства). В отличие от аналогичного по внешним проявлениям «периода второго упрямства» (в подростковом возрасте) обусловленного перестройкой способов самоутверждения человека среди других людей в связи с расширением восприятия социальной общности, к которой человек себя причисляет, и изменениями, связанными с половым созреванием, «период первого упрямства» отражает становление этого механизма.
Ассоциирующая функция информации, получаемой человеком от другого человека в ходе общения, проявляется в достижении взаимопонимания, необходимого для любой совместной деятельности. Это взаимопонимание может распространяться лишь на конкретную ситуацию и подчиняться чисто оперативным задачам (согласованность усилий в конкретном деле) или же распространяться на длительные жизненные периоды и на широкое отношение к миру.
Потребность в общении, строго говоря, выражение это некорректно. Общение это деятельность, а деятельность является средством достижения потребного результата, но не самоцелью. Посредством общения человек удовлетворяет свою потребность в специфической информации, источником которой для него может быть только другой человек. Речь идёт о той разновидности потребности в информации (т.е. об информационном обеспечении жизнедеятельности), которая необходима человеческому существу для того, чтобы становиться (в ходе онтогенеза) и оставаться человеком.
Общение – это процесс, который ведет к достижению некоего результата.
В отличие от других потребностей в данной потребности всё жестко и однозначно увязано: субъект – человек, объект – другой человек (и обратно), способ взаимодействия – общение (других способов нет), результат взаимодействия – стабилизация достигнутого уровня развитости человеческого начала в человеке и его дальнейшее развитие. Общение выступает как потребность именно потому, что оно является необходимым условием жизни и деятельности человека, его нормального развития.
Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. [24,c.87]
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. [25,c.145]
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. [18,c.228]
Межличностное общение – это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса [17,c.363]
В.В. Знаков, мнение, отражающее существующие в современной психологии представления о категории общения: «Общение – такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе, которой формируются межличностные отношения между ними.… Под совместной деятельностью подразумеваются ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи».
Межличностное общение, [22,c.189], это непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм личности ребёнка в ходе усвоения им социально-исторического опыта человека.
В межличностном общении выделяют три стороны (функции), одной из которых является регляционно - коммуникативная (интерактивная) функция общения, которая заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь проявляется способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их.
Взаимодействия межличностные – объективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. В социальной психологии понятие взаимодействие используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире – в процессе социальной активности. Совместная деятельность и общение образуют единство. (А.А.Бодалёв, Н.П.Ерастов, А.А.Леонтьев и др.).
В процессе общения как взаимодействия (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Повседневное общение может развиваться в двух основных его формах: инструктивно-назидательное, монологическое, при котором его участникам, по существу, отводятся роли активного инструктора и пассивного инструктируемого (общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и диалогическое, которое характеризуется конструктивным сотрудничеством участников. Диалог, несомненно, является сущностью общения, и воспитания, реализуемое общением без диалога немыслимо.
Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений, которые могут быть определены словами В.А.Сухомлинского: духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность. Диалог предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Речь идет не обязательно в полном совпадении взглядов и оценок; первостепенно важен сам факт совместной направленности к решению проблем.
Весьма существенной характеристикой диалогического воспитывающего общения является равенство психологических позиций воспитателя и воспитываемого.
Во-первых, это равенство означает признание активной роли, реального участия воспитанника в процессе воспитания. Т.е. имеется ввиду признание и принятие воспитателем активного включения ученика в процессе познания, воспитания, а также развития у него потребности в знании, самопознании, самовыражении, самовоспитании.
Во-вторых, равенство позиций воспитателя и воспитанников в диалогическом общении заключается во взаимности воздействия. Активность воспитанника реализуется, в том числе, в вид воздействия на воспитателя.