Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 2
а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, и, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
г) процессы саморегуляции соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе социализации индивид активно усваивает социальные нормы. Система само регуляции формируется и развивается в процессе интериоризации социальных установок и ценностей.
На Западе проблематика социализации преимущественно разрабатывалась в рамках психоанализа, что сказалось и на её социально-психологической интерпретации. В русле психоаналитических воззрений социализация понималась как вхождение изначально асоциально или антисоциально настроенного индивида в нормальную социальную среду, как «очеловечивание» изначально якобы враждебного человеческого общества.
Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом, и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывать влияние на социализацию других людей. Понятие социализации не подменяет и не заменяет собой известных в педагогической психологии и в педагогике понятий обучения и воспитания.
В настоящее время понятие социализации все более широко применяется в работах философов, социологов психологов (М.И.Петросян, П.Е.Кряжев, С.С.Батенин, Л.В.Сохань, И.С.Кон, Е.С.Кузьмин, Л.А.Лохина, В.М.Квачахия, Н.В.Андреенкова и др.). К понятию социализации прибегают и зарубежные коллеги. Чешский психолог, Юровский считает процесс социализации человека основной социальной жизни и главным объектом социальной психологии. На процесс социализации обращают внимание Г. Хибш и М.Форверг, которые понимают под социализацией социальную обусловленность индивида. Близка к этому и точка зрения А.Юровского. Последний акцентирует внимание не на природе социализации, на характеристике её как процесса. С.С.Батетин связывает процесс социализации с развёртыванием родовой сущности человека, которую он в свою очередь рассматривает через призму общения людей, различая в последнем тенденцию роста чувства социальности, с одной стороны, и тенденцию развития индивидуальности человека- с другой. Но против сведения социализации к общению резонно возражает Л.В.Сохань, которая включает в процесс социализации общение, познание мира человеком и его преобразовании, рассматривая все это вместе как социальный процесс (Л.В.Сохань г1966)
Социализация между тем не сводится к тому, что человек выступает лишь в качестве пассивного объекта внешнего воздействия. Социализация немыслима без активного участия самого человека в процессе освоения социального опыта и культуры, когда человек уже не столько объект, сколько в качестве субъекта общественных отношений. Социализация – не застывшее отношение, а процесс постоянного движения, изменения и обогащения человека. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечения человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие. [30,c.162]
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта как раз фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной «отдаче», когда результатом её является не просто «прибавка» уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общество, объясняет существующую преемственность в таком развитии.
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения, и, следовательно, включает в себя и процесс целеобразования, и процесс мобилизации субъекта, и процесс построения определенной стратегии деятельности.
Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет развести различные углы зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для организационной психологии – «со стороны» взаимодействия личности и профессиональной деятельности и среды.
Социализация представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, который по своей структуре может быть дифференцирован применительно к механизмам. То есть это те способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт и к числу которых относятся всевозможные механизмы–подражания, заражения, внушения, уподобления, адаптации и т.д., посредствам общения.
Процесс социализации по своему содержанию есть процесс становления личности. Обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения, социальных связей личности с внешним миром. Остановимся на Общении.
Общение молодого специалиста в новом коллективе претерпевает значителый качественный перелом по сравнению. Первостепенное значение приобретает общение с коллегами. Общаясь с ними молодые специалисты активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием, опираясь на заповеди «кодекса организации». Так они постепенно входят в социальный мир организационной культуры. возрасте, самооценка ребенка становится чрезвычайно нестабильной.
Представления, на основании которых у молодого специалиста формируются критерии профессиональной самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой их самопознания является сравнения себя с другими людьми: руководителями, коллегами. Сравнивая себя с ними, ребёнок ориентируется на то, как другие и он сам оценивают себя и окружающих людей. Главные возможности для сравнения дает общение с окружающими. Поэтому роль общения в формировании самооценки молодого специалиста очень велика. Особенности общения с коллегами сказываются на успешности адаптации к профессиональной деятельности молодых специалистов.
1.2. Особенности интерактивной стороны общения в системе «Руководитель- Подчиненный»
Сущностным свойством человека является социальность. Она находит своё выражение в ряде конкретных его качеств и свойств. Одним из наиболее важных является зависимость его жизнедеятельности от наличия социальной среды, общества.
Только благодаря получению от другого человека специфической социально значимой информации, в ходе общения ребёнок может стать полноценным человеком. В ходе общения люди как бы обмениваются содержанием и уровнем своей социальности, и поскольку процесс этот информационный в своей основе, ни у кого информация не убывает, а, напротив, у всех постепенно прибывает. Общение возвышает людей в их человеческом развитии и вместе с тем в определённой мере «выравнивает», что делает возможным взаимопонимание и реализацию различных форм сотрудничества.
Личность не может существовать и развиваться, не обмениваясь информацией со средой… Нарушения общения, недостаточный обмен информацией, дезадаптация в среде ведут к оскудению духовного мира личности и отклонениям в её развитии. Процесс образования и воспитания представляет цель преобразований, в ходе которых у личности изменяются запас информации, её содержание, степень использования. Это изменение оказывает влияние не только на познавательную деятельность личности, на формирование её интеллектуальных способностей, форм и способов мышления, но и на восприятие действительности её оценку, а также на уровень практических достижений личности в различных видах деятельности.
Потребность человека в другом человеке проявляется в спектре вторичных потребностей: потребности в достойном месте среди окружающих, потребности в одобрении и признании других людей, потребности в самоуважении, реализуемой через отношение других людей и т.д.
Чем выше уровень развития человека и общества, представителем
которого он является, тем более высокими являются требования к общению: к побуждениям, которыми человек руководствуется при общении, к характеру собственно общения и к его результатам.
Нравственная культура общения ныне становится одним из важнейших условий морального благополучия человека. Без неё не удовлетворится от стремления к счастью, к самореализации, к поиску собственного «Я».
«Я» человека формируется после (и значительно позже – примерно на 1,5 года) того, как сформировался эталонный образ человека (вернее его основа) в ядре потребности (можно дотировать процесс интервалом от первой улыбки до различения «свой – чужой»). При этом сформированному «Я» предшествует период формирования механизмов воли проявления функционирования, которых в отсутствие саморефлексии – одной из основных функций «Я» имеют характер упрямства (так называемый период первого упрямства). В отличие от аналогичного по внешним проявлениям «периода второго упрямства» (в подростковом возрасте) обусловленного перестройкой способов самоутверждения человека среди других людей в связи с расширением восприятия социальной общности, к которой человек себя причисляет, и изменениями, связанными с половым созреванием, «период первого упрямства» отражает становление этого механизма.
Ассоциирующая функция информации, получаемой человеком от другого человека в ходе общения, проявляется в достижении взаимопонимания, необходимого для любой совместной деятельности. Это взаимопонимание может распространяться лишь на конкретную ситуацию и подчиняться чисто оперативным задачам (согласованность усилий в конкретном деле) или же распространяться на длительные жизненные периоды и на широкое отношение к миру.
Потребность в общении, строго говоря, выражение это некорректно. Общение это деятельность, а деятельность является средством достижения потребного результата, но не самоцелью. Посредством общения человек удовлетворяет свою потребность в специфической информации, источником которой для него может быть только другой человек. Речь идёт о той разновидности потребности в информации (т.е. об информационном обеспечении жизнедеятельности), которая необходима человеческому существу для того, чтобы становиться (в ходе онтогенеза) и оставаться человеком.
Общение – это процесс, который ведет к достижению некоего результата.
В отличие от других потребностей в данной потребности всё жестко и однозначно увязано: субъект – человек, объект – другой человек (и обратно), способ взаимодействия – общение (других способов нет), результат взаимодействия – стабилизация достигнутого уровня развитости человеческого начала в человеке и его дальнейшее развитие. Общение выступает как потребность именно потому, что оно является необходимым условием жизни и деятельности человека, его нормального развития.
Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга.[5] Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.[6] Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. [35,c.228]
Межличностное общение – это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. В.В. Знаков, мнение, отражающее существующие в современной психологии представления о категории общения: «Общение – такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе, которой формируются межличностные отношения между ними.… Под совместной деятельностью подразумеваются ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи».