Файл: Особенности коммуникаций в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межличностное общение, это непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм личности ребёнка в ходе усвоения им социально-исторического опыта человека.

В межличностном общении выделяют три стороны (функции), одной из которых является регляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения, которая заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь проявляется способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их.

Взаимодействия межличностные – объективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. В социальной психологии понятие взаимодействие используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире – в процессе социальной активности. Совместная деятельность и общение образуют единство. (А.А.Бодалёв, Н.П.Ерастов, А.А.Леонтьев и др.).

В процессе общения как взаимодействия (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

От руководителя при работе с молодым специалистом требуется такт и терпение – слежка и публичное пристыживание не приносят пользы, зачастую наносят душевные травмы и выливаются в скандалы.. Повседневное общение может развиваться в двух основных его формах: инструктивно-назидательное, монологическое, при котором его участникам, по существу, отводятся роли активного инструктора и пассивного инструктируемого (общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и диалогическое, которое характеризуется конструктивным сотрудничеством участников. Диалог, несомненно, является сущностью общения, и воспитания, реализуемое общением без диалога немыслимо.

Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений. Диалог предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Речь идет не обязательно в полном совпадении взглядов и оценок; первостепенно важен сам факт совместной направленности к решению проблем.


Весьма существенной характеристикой диалогического воспитывающего общения является равенство психологических позиций воспитателя и воспитываемого.

Во-первых, это равенство означает признание активной роли, реального участия воспитанника в процессе воспитания. Т.е. имеется ввиду признание и принятие воспитателем активного включения ученика в процессе познания, воспитания, а также развития у него потребности в знании, самопознании, самовыражении, самовоспитании.

Во-вторых, равенство позиций в диалогическом общении заключается во взаимности воздействия.

В-третьих, важнейшее условие равенства позиций в диалогическом общении состоит в необходимости видеть мир глазами собеседника.

Доброжелательность предполагает умение руководителя расположить молодого специалиста к себе. Искренняя, неизменная доброжелательность развивает готовность сотрудничать, идти навстречу. Доброжелательные отношения, конечно, не гарантия от конфликтов, но, тем не менее, это весьма существенная предпосылка конструктивного подхода к их решению, важное условие развития взаимопонимания в общении.

К сожалению не все руководители владеют педагогическим тактом. Не всем присущи такие качества. как наблюдательность как умение найти индивидуальный подход к ребенку, внимание к ученикам, доверие, справедливость, выдержка, самообладание. Кроме того, как показали исследования А.А.Бодалева и Л.И.Криволапа; стиль общения также самым непосредственным образом влияет на характер переживаний, вызывает совершенно определенные реакции.

В психологии выделяют следующие стили общения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения и общение-дистанция. Наиболее продуктивен творческий стиль общения, но возможен лишь на основе творческого взаимодействия профессиональных навыков общения. Также достаточно продуктивным является и стиль дружеского расположения, который возможен лишь на основе творческого взаимодействия (ведь дружественность - это важнейший регулятор общения). Довольно распространенным стилем общения является общение-дистанция, которым пользуются как молодые, так и опытные педагоги. Гипертрофирование дистанции в системе отношений ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия.

Общение-дистанция в своем «чистом виде» в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Не менее отрицательную роль играет и общение-заигрывание. Первая отрицательная форма общения сродни дистанции диктата, а вторая является его противоположностью. Следует отметить, что в каждом сложившемся коллективе существует еще общий, целостный стиль общения Руководителя с подчиненными, под влиянием которого формируется психологический микроклимат, нравственная атмосфера.


Детальную классификацию типов общения представляет Н.Шипковенски. Он выделяет следующие стили поведения:

- авторитарно-диктаторский стиль, присущий руководителям, стремящимся подавить инициативу и самостоятельность подчиненных;

- презрительно-уничтожающий стиль общения, проявляющийся в том, что по любому, даже ничтожному поводу руководитель начинает кричать на подчиненных, что ведет себя крайне несдержанно;

- дистанционно-отстраненный, свойственный руководителям, которые видят свою задачу исключительно в формальном донесении информации до подчиненных, не хотят или не могут устанавливать с ними теплые эмоциональные отношения;

- непоследовательно-предвзятый стиль, проявляющийся в том, что Руководитель избирательно относится к у Подчиненным, несправедлив к оценке их действий, противопоставляет одних другим, высмеивает их неудачи и т.п.

Демократические формы общения Руководителя с Подчиненными положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса в целом, и, прежде всего потому, что более подвижны, гибки, позволяют постоянно «прилаживать» к методике воздействия необходимую систему общения, а главное – организуют социально-психологическое единство, необходимое для продуктивной совместной деятельности.

Помимо стилей общения существуют также и тактики общения. Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать. Выделяют следующие позиции в общении:

  1. доброжелательная позиция принятия собеседника;
  2. нейтральная позиция;
  3. враждебная позиция неприятия собеседника;
  4. доминирование или «общение сверху»;
  5. «общение на равных»;
  6. подчинение, или позиция «снизу».

На основании теоретического изучения проблемы общения в системе «Руководитель- подчиненный» мы сделали следующие выводы:

Выводы по главе 1.

  1. В социализации и профессиональном росте молодого специалиста особое место занимает умение и владение тактикой, стратегией общения.
  2. Умение взаимодействовать в системе Руководитель – подчиненный важное звено в цепи освоения организационной культуры. Кто доложен приспосабливаться в этой системе, руководитель к молодому подчиненному, либо подчиненный к руководству. Это сложная проблема, которую необходимо тщательно изучить.
  3. В своем исследовании мы остановимся лишь на незначительной информации, касающейся интерактивного общения.

Глава 2. Экспериментальное выявление и изучение особенностей общения дезадаптивности у молодых специалистов в зависимости от стиля общения в системе «Руководитель- Подчиненный»

2.1 Экспериментальное выявление дезадаптивности у молодых специалистов в зависимости от стиля общения в системе «Руководитель- Подчиненный»

До проведения основного эксперимента мы провели опрос среди молодых специалистов. Всего в опросе участвовало 50 молодых специалистов в возрасте 25 лет, различных организаций. Стаж работы менее года. Задали им вопрос: Кто должен подчиняться и приспосабливаться в общении в системе «Руководитель-Подчиненный»? Выберите вариант

А) Руководитель должен создать условие для общения с Подчиненным.

В) Подчиненный должен приспособиться к общению Руководителя.

С) По ситуации, когда как.

Д) Свой вариант.

Данные опроса занесены в сводную таблицу №1 «специфика общения в системе Руководитель- Подчиненный»

П=50

Вариант А

Вариант В

Вариант С

Вариант Д

Кол-во ответов в %

26 – 52%

11 – 22%

5 – 10%

8 -16%

комментарии

«не

зная как общаться можно сделать ошибки», «не буду прогибаться», «кто он такой»,» если меня любит руководитель значит я сделаю карьеру»

«я боюсь ошибок» «боюсь не понравится», «изучив их тактику можно строить свою игру», « в мире волков надо быть волком»

«еще не решил» « время покажет», «мой руководитель меняется так быстро, что я незнаю, что ему надо»

«Общение строится на диалоге», «Равный всегда общается с равным», «Есть субординация» «Я здесь, чтобы работать и зарабатывать», «Мне всеравно»


Вариант А выбрало 52% опрошенных. Молодые специалисты, в основном лица юношеского возраста, нацеленные на карьерный рост, требующие для себя условия. Они хорошо выглядят уверены в себе. Как правило среди них много тех, кто устраивается на работу по знакомству, либо состоит в родстве с начальником, либо одним из управленцев других, смежных, вышестоящих органов. Большинство из них действуют самоуверенно и требуют к себе повышенного внимания, часто становятся причиной ссор и конфликтов в коллективе.

Вариант В выбрало 22% опрошенных. Они отличались осторожностью и крайней воспитанностью. Желание угодить понравиться и быть лучше, чем они есть бросалось в глаза. Они так же обращали внимание на соблюдение правил, и корпоративной этики.

Вариант С выбрали 10% опрошенных, которые реагировали в большей степени на психоэмоциональное состояние руководителя. Им тяжело было определиться. Они выглядели всегда по разному в зависимости от того, нравятся они или нет, получают ли они поощрения либо нет.

Вариант Д выбрали 16% опрошенных. Они отличаются от остальных тем, что не нацелены на карьерный рост и им совсем не интересен коллектив. Им интересно получать заработную плату. Они считают, что это всего лишь стартовая площадка для смены работы. Они оплачивают обучение, либо проживание на квартире.

В качестве групп испытуемых мы остановились на тех кто выбрал вариант «А» и вариант «В». А именно условно мы назвали их группа «А» - «требующие» - 26 испытуемых, группа «В» - изучающие 24 испытуемых групп В,С,Д.

Описание эксперимента

Экспериментальное выявление «адаптивности – дезадаптивности» у испытуемых проводилось по методики К.Роджерса и Р.Даймонда « Выявление социально-психологической адаптированности».

Цель: Выявить и изучить особенности адаптированности испытуемых

Методика: Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) разработана американскими психологами К.Роджерсом и Р.Даймондом, адаптирована Т.В.Снегирёвой. Эта шкала использовалась на разных возрастных категориях, с её помощью изучались на разных возрастных категориях. Основной методикой является методика СПА, целью которой является диагностика состояний школьной адаптации – дезадаптации, а также особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей.

Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности, 37 – критериям дезадаптированности. Остальные высказывания сгрупированны по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности.