Файл: Особенности коммуникаций в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- доброжелательность, Руководитель понимая состояние подчиненного, проявляет терпение, выражает поддержку (выдержку);

- но если руководитель не знает ни психологии, ни физиологии молодого специалиста (а порой и не хотят замечать перемен в нём), то данная позиция вызовет неприятие собеседника, т.е. враждебность;

- иногда, чтобы подавить враждебность руководитель начинает доминировать, пытаясь таким образом изменить его отношение к себе (в чем конечно, тоже не прав, также как и во втором случае, позиции враждебности);

- нейтральную позицию руководитель может занять в том случае, если чувствует что подчиненный «перебесится» и успокоится, и порой это так и есть;

- «общение снизу» происходит в тех случаях, когда у Руководителя ничего не остаётся делать, так как возможно они упустили то время, когда можно было что-то сделать, воспитать, направить;

- «общение на равных».

Доминирование, вполне нормально, если руководитель не будет занимать нейтральную позицию, так как здесь надо что-то решать, действовать, а не «сидеть – сложа руки».

Руководитель выберет следующие позиции:

- доброжелательность, умение объяснить подчиненному ситуацию;

- враждебность (неприятие собеседника);

- «общение сверху», каждый будет стараться сделать всё по-своему, но в конечном итоге это приведёт только к враждебности двух сторон;

- - «общение на равных» может произойти в том случае, если взрослый понимает подчиненного, знает его психологию.

«Общение на равных» вызовет у руководителя позиции неприятия собеседника и «общение сверху».

Подчинение вызовет принятие собеседника «общение сверху», т.к. взрослому иногда приятно осознавать своё доминирующее положение показать подчиненному, что они с ним стоят на разных «ступенях».

Подводя итоги о стилях и тактиках общения, необходимо подчеркнуть значимость осознания и обретения, а также выбора правильной (нужной в данный момент) тактики общения и индивидуального стиля общения. Определить достоинства и недостатки в общении в системе Руководитель- Подчиненный.

Профессиональное становление молодого специалиста должно сводиться не к фиксированию его поступков и недостатков, а к усилению всех положительных качеств и устремлений, мобилизации сильных сторон на борьбу с собственными слабостями.

Открытость руководителя способствует развитию необходимого для продуктивного общения климата доверия, психологической безопасности.


Выводы по главе 2.

  1. Проведенный опрос показал наличие расхождений в установках на Руководителя и общения с ним.
  2. Испытуемые с установкой на ответственность руководителя в общении, отличаются излишней самоуверенностью и отсутствием уважения к Руководителю в случае когда он использует деструктивные тактики и стратегии общения.
  3. Испытуемые с установкой на ответственность подчиненного в общении, напротив стремятся подчиниться общению и следуют правилам организации несмотря на деструктивность взаимодействия. Среди испытуемых этой группы большинство желают сделать карьеру именно на своем предприятии.
  4. Однако среди них имеются и те, кто еще неопределился с профессиональными предпочтениями, кто еще наблюдает либо мотивация не сформирована. Они как правило желают изменить не только организацию, но и профессию в целом. Либо основным мотивом является мотив материальный.
  5. Методика СПА способствует возможности определения индивидуальных особенностей молодых специалистов связанных с адаптацией к трудовой деятельности в целом. Желательно проводить её после трех месяцев с начала работы повторно через полгода.
  6. Исследование особенностей интерактивной стороны общения в системе «Руководитель- Подчиненный» при профессиональном становления молодого специалиста, раскрывает возможности поиска путей диагностики, коррекции, профилактики и совершенствования деятельности организационного психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из приоритетных задач современного общества, является подготовка высококвалифицированных кадров. Решением этой задачи занимаются ученые, практики в области организационной психологии.. Воспитание современного поколения, должно опираться на конкретные, проверенные и обоснованные факты, которые раскрывают возрастную динамику психического развития. (Бреслав Г.М., Парыгин Б.Д., Аракелова Г.Г., А.П. Кракасовский, Д.Б. Эльконин, Т.В.Драгунова, Р.И.Суннатова,)

Известно, что молодые специалисты со стороны Руководителей характеризуется как один из самых трудных. Проблема взаимодействия в системе Руководитель- Подчиненный ( молодой специалист) всегда была и остаётся актуальной. Она будет существовать до тех пор, пока руководители не найдут конструктивный подход в отношении к молодым специалистам. Основу подхода может составить адекватно выбранный им стиль взаимодействия и основанный на знании возрастной и индивидуальной психологии подчиненного. Такие, пусть даже кратковременные проявления нестабильности эмоциональной сферы, как повышенная раздражительность, агрессивнось, обидчивость, на фоне частой смены настроения, затрудняют взаимодействие с подчиненным. Для того, чтобы эффективно осуществлять трудовой процесс от руководителя требуется не только понимание происходящего, чуткость и забота по отношению к молодому специалисту, но и умение выбрать конструктивный стиль взаимодействия с ним. Стиль общения не только влияет, но и определяет характер отношений руководителя и подчиненного.


В психологии различают следующие стили общения авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, дистантно-отстраненный, непоследовотельно-предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-заигрывание и общение устрашение. В своем курсовом исследовании мы рассмотрели каким образом оказывает воздействие на взаимоотношения в системе Руководитель- Подчиненный, установка и выбранный стиль общения.

Все эти стили непосредственно влияют на изменение характера взаимоотношений Руководителя и Подчиненного, что оказывает негативное влияние на формирование личности молодого специалиста при профессиональном становлении.

Эффективное общение, способствуют адекватности выбора стиля взаимодействия, что позволит участникам взаимодействия создать оптимальные условия для профессионального роста и тем самым способствовать развитию организации, предприятия, трудового коллектива и даже экономики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенк Г.Проверьте свои способности. М.Мир 1990.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. МГУ, 1980. – с.338.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания..- Л.: Лгу 1990
  4. Бжалова И.Т. Новые методы экспериментального исследования установки.
  5. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1980
  6. Глас Дж.Математическая статистика в педагогики и психологии.
  7. Давлетшин М.Г. Общая психология. Тексты лекций, Т. 2002
  8. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.П.1994.
  9. Кон И.С. психология ранней юности. – М., Просвещение, 1989. – с.19
  10. Мельников В.М. Основы построения психологического эксперимента М.Просвещение 1985.
  11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.1990
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., Знание, 1990. –с.350
  13. Практикум по социальной психологии. П. 2001
  14. Психология личности. Тексты. М.1982.
  15. Психологические исследования. Тбилиси, 1973
  16. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
  17. Рогов В.Е Настольная книга практического психолога. 2 тома. М.2001
  18. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. Мир.1989
  19. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под ред. С.Ю.Циркина. – СПб., Питер,2000. –c.87
  20. Шакирова Г.М. Общая психология. – Т.,2002 – c.145
  21. Шванцара Й. Диагностика психического развития. М.1978
  22. Экспериментальная психология. М. 2001
  23. Ямпольский В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1985

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Методика диагностики социально – психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.

Опросник СПА.

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всём любит состязание. Соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания всегда выполняет.
  9. Тёплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя разрешать себе; самоконтроль для него – не проблема.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  21. Всё что касается других. Не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется всё бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное, доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущи, а ведомым: ему не всегда удаётся мыслить и действовать самостоятельно.
  33. большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
  34. Иногда бывают такие мысли. Которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение следует ему.
  38. Принимает, казалось бы. Самостоятельные решения. Не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость; всё, что раньше волновало, стало вдруг безразличными.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись. Нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом – не от мира сего.
  53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный, легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать. Подталкивать, чтобы довёл дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чём бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, своё Я.
  60. Боится того, что подумают о нём другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно. Старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельный, энергичный. Полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своём.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  71. Пребывает в растерянности, всё спуталось, всё смешалось у него.
  72. Доволен собой.
  73. Невезучий.
  74. Человек приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом. Может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдру4г – не справлюсь., а вдруг – не получится.
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствует, что растёт, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорит о том, в чём совсем не разбирается.
  82. Всегда говорит только правду.
  83. Встревожен, обеспокоен, напряжён.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать. Нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствует неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, опрадываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Человек толковый, любит размышлять.
  89. Иной раз любит прихвастнуть.
  90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать ничего не может.
  91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью то помощь.
  92. Никогда не опаздывает.
  93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободны.
  94. Выделяется среди других.
  95. Не очень надёжный товарищ, не во всём можно положиться.
  96. В себе всё ясно, себя хорошо понимает.
  97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться .
  99. Себя не ценит: никто его всерьёз не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
  101. Все свои привычки считает хорошими

Приложение 1.1

БЛАНК

для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

Приложение 1.2

Показатели и ключи интерпретации по методике СПА

Интегральные показатели

«Адаптация»

«Самоприятие»

«Приятие других»

«Эмоциональный комфорт»

«Интернальность»

«Стремление к доминированию»

Показатели

Номера высказываний

Нормы

  1. а

b

Адаптивность

Дезадаптивность

4,5,9,12,15,19,22,23,26,27,29,33,37,41

44,47.51,53,55,61,63,67,72,74,75,78,80,

88,91,94,96,97,98.

2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40,42,43,

49,50,54,56,59.60,62,64.69.71,73,76,77,

83,84,86,90,95,99,100.

68-170

68-170

2a

b

Лживость -

+

34,45.48.81.89,

8,82.92,101

18-45

3a

b

Приятие себя

Неприятие себя

33,35,55.67,72,74.75,80,88,94,96

7,59,62,65.90.95,99

22-52

14-35

  1. а

b

Приятие других

Неприятие других

9,14,22,26,53,97,

2,10,21,28,40,60,76

12-30

14-35

  1. а

b

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

23,29,30,41,44,47,78

6,42,43,49,50,83,85

14-35

14-35

  1. а

b

Внутренний контроль

Внешний контроль

4,5,11,12,19,27,37,51,63,68,79,91,98,13

25,36,52,57,70,71,73,77,

26-65

18-45

  1. a

b

Доминирование

Ведомость

58,61,66

16,32,38,69,84,87

6-15

12-30

8

Эскапизм

(уход от проблем)

17,18,54,64,86

10-25