Файл: Выявление гендерных проявлений профессионального стресса.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
Никифоров Г.С. приводит следующую систему наиболее типичных стрессоров, встречающихся в различных сферах профессиональной деятельности [8]:
1. Организация и содержание профессиональной деятельности. Сюда входят: условия труда (организация рабочего места); неблагоприятное воздействие физических факторов трудовой среды (шум, температура, вибрация, влажность, голод, кислородная недостаточность, жажда, воздействие перегрузок и т.д.); чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или недостаточная нагрузка в объеме выполняемой работы;неритмичность в организации труда; однообразие выполняемой работы; изменение продолжительности или условий труда;рутинная работа, не предусмотренная данной должностью; неудобные часы работы, работа по выходным; внезапное или систематическое отвлечение внимания (постоянное воздействие помех или неожиданный раздражитель и, на этом фоне, развитие преждевременного утомления); сменная работа; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна); трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит времени, неполнота необходимой информации, повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.; качество оборудования; опасность для жизни и здоровья, риск; новизна, реорганизация на работе; повышенная ответственность; ситуация неопределенности; страх за последствия возможных ошибочных действий, беспокойство за совершение ошибки; неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности; необходимость принимать слишком много решений; отсутствие или недостаточное участие в процессах принятия решений; недостаточное обеспечение процесса коммуникации в организации.
2. Профессиональная карьера. Сюда входят: переход на другую работу; недостаточные перспективы движения по «служебной лестнице» (медленное или слишком быстрое); изменение служебных обязанностей; перспектива сокращения (угроза увольнения, безработица) или преждевременного выхода на пенсию; проблема статуса; неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности; фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): «ничего лучшего не найти»; чрезмерные притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды; выход на пенсию;
3. Оплата труда и взаимоотношения на работе. Сюда входят:переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; отсутствие ясности в оплате труда; неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе; неравная оплата труда; неприятности (конфликт) с руководством по службе; взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты; ограничения свободы поведения; интриги; плохое руководство; изоляция в рабочей группе [19];
4. Внеорганизационные источники стресса, к которым относятся: проблемы в семье (недостаток заботы, конфликты, избыточные домашние нагрузки и др.); финансовые проблемы; низкая социальная обеспеченность (проблемы с коммунальным и медицинским обслуживанием, жильем, транспортом, юридическим статусом и т.д.); конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.); проблемы со здоровьем.
Первичные последствия профессиональногостресса обусловлены возникновениемразличными негативными психические состояниями, формирующимися в связи с условиями и в процессе профессиональной деятельности. К ним можно отнести эмоциональный стресс,состояния утомления и переутомления, психоневротические реакции,острые стрессовые расстройства, а также иные формы нарушения психической адаптации. Основной их чертой можно назвать то, что они возникают в ответ на конкретный стресс-фактор (или группу стресс-факторов),непосредственно обусловленный им, который поддается четкой идентификации. Также серьезную роль в данном процессе играет наличие таких специфических личностных особенностей, как высокая тревожность, эмоциональная лабильность, неуверенность в себе и др., создавая повышенную уязвимость.
Считается, что возникновение вторичных последствийпрофессионального стресса связано с неадекватностью и неуспешностьюпопыток преодоления дезадаптивного состояния, а также с несвоевременностью (или отсутствием) необходимых психокоррекционныхи реабилитационно – восстановительных мероприятий, сопровождающейся недостаточной психологической поддержкой со стороны ближнего социального окружения (коллеги, семья, руководители).
К таким последствиям относят состояние «профессионального выгорания», явления профессиональной деформации личности, посттравматические стрессовые расстройства,снижение работоспособности, повышенную агрессивность, злоупотребление алкоголем или сильнодействующими лекарственными средствами, депрессивные состояния, ауто- и гетероагрессивное поведение.
Следующая фаза, третичные последствия профессионального стрессасодержатогромное разнообразие социально-психологических и организационных феноменов (включая внутрисемейные), проявляющихся в общем снижении качества и эффективности социального функционирования как конкретного сотрудника, так и рабочего коллектива в целом. Это – снижение удовлетворенности службой, текучесть кадров,дисциплинарные нарушения, преждевременное увольнение со службы, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, внутрисемейные проблемы, повышенная конфликтность, социальная апатия и пессимизм, а также суициды.
Эмоциональное выгорание относится к вторичным последствиям профессионального стресса и является одной из распространенных форм профессиональной деформации личности. Следует отметить, что научное изучение этой проблемы началось в 70-х годах XX века с несколько неожиданной стороны: работники американской «службы психологической и социальной поддержки» (психологи, социологи, врачи) довольно часто теряли необходимый психический тонус, становились вспыльчивыми и раздражительными, в результате чего не могли дальше выполнять свои профессиональные функции.
При рассмотрении этого вопроса в более широком плане оказалось, что действительно «выгорание персонала» быстрее и заметнее происходит в тех сферах, где профессионал по долгу профессии, да и просто в силу законов человеческого общения, проявляет к субъектам профессиональной деятельности внимание, участие, душевную теплоту. Жертвами «выгорания» в первую очередь становятся, психотерапевты, врачи, учителя, представители «помогающих» профессий, сотрудники правоохранительных органов, продавцы.
В настоящее время существует несколько моделей выгорания, описывающих данный феномен. На основе трехфакторной модели (К. Маслах и С. Джексон) был разработан опросник профессионального выгорания. Синдром психического выгорания в этой модели представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к людям, в первую очередь, включенных в профессиональную деятельность.
Третья составляющая выгорания – редукция личностных достижений – может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Предложенные три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен данный феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания – деперсонализации, показывающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи.
Исследования последних лет не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.
Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности.
Согласно концепции М. Буриша, развитие синдрома происходит по стадиям. Сначала возникают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис выгорания индивидуален и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
Таким образом, по мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только на профессиональном развитии.
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
2.1 Гендерные аспекты переживания стресса
Даже на уровне обыденной, житейской психологии понятно, что женщины и мужчины по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Например, после стрессовой ситуации женщины обычно чаще говорят о том, что они расстроены или обеспокоены. У мужчин после подобных ситуации наблюдается склонность к употреблению алкоголя и, если это становится нормой, то со временем эта норма может перерасти в алкогольную зависимость. Женщины чаще всего винят в произошедшем себя и их реакция - абстрактное выплескивание эмоций. Женщина заплачет, независимо от того, есть ли рядом кто-то, кто может ее утешить. Мужчины же склонны искать причину случившегося, и скорее дадут выход раздражению, сорвав зло на ком-то, кто подвернется под руку, чем позволит себе разрядиться, заплакав. Вместе с тем, именно мужчины в стрессовых ситуациях чаще всего собранней и хладнокровней. Рассматривая проблематику подобного рода, социальная психология использует понятие «гендер».
Возникновение этого понятия было подготовлено работами М. Мид по этнографии еще в 30-е года XX века. В научный же обиход, его ввёл Р. Столер, в 1963 г. В дальнейшем, этот термин, заимствованный из лингвистики (gender - род), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола, как совокупности биологических характеристик (генетических, физиологических и репродуктивных). С помощью понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. [4]
В общем виде под гендером понимают:
1. Социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;
2. Биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.
В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана с первым вариантом его смыслового содержания. В рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в русле принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу.
Одним из развёрнутых и подробных исследований в этой области стало исследование гендерных различий Сандры Бем. В её монографии «Линзы гендера», изданной в 1993 году, детально рассмотрены представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам по поводу их возможных и совершившихся действий и поступков. Собственно пол, в данном случае, рассматривается как знак с символическим значением, приобретенным в ходе социализации.
В контексте теории С. Бем «психологический пол» явно отличается от пола биологического. Автор выделяет три основных понятия, о которых принято говорить в связи с этим феноменом – маскулинность, фемининность, андрогинность:
1. Маскулинность. К ней относятся такие мужские черты, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я;
2. Фемининность - типично женские черты такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам;