Файл: Выявление гендерных проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

2.2 Стрессоустойчивость мужчин и женщин

В законодательных актах Российской Федерации имеется список профессий, запрещенных для женщин. В соответствии с ним женщин, как правило, не берут на тяжелую и опасную работу. Не рекомендуется брать их и в некоторые виды операторской деятельности, в частности — водителями общественного транспорта (шофером автобуса, машинистом тепловоза, пилотом пассажирского самолета). Это объясняется не наличием у них меньших способностей к вождению (необходимые для этого способности как раз выше у женщин; так, у них больше поле зрения, они лучше определяют расстояние до объекта и скорость его движения, лучше согласовывают движения с получаемой зрительной информацией, но все это проявляется лишь при лабораторном исследовании), а тем, что у женщин легче возникает стресс при неожиданных ситуациях, с которым они справляются хуже, чем мужчины. Следовательно, повышается риск травмирования и гибели других людей, если водителем общественного транспорта является женщина. И все же, несмотря на то, что в последние десятилетия половое разделение труда потеряло свою былую жесткость и количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, превалирование мужчин или женщин в ряде профессий остается, и на то имеются, очевидно, основательные причины. В качестве этих причин одни авторы видят только социальные факторы, другие — как социальные, так и биологические. [15]

Феномен наличия «мужских» и «женских» профессий свидетельствует о наличии гендерной составляющей профессиональных стереотипов. Понятие «мужская» профессия включает в себя следующие категории: профессионализм, трудность, наличие высшего образования и оценивается более значимо по сравнению с «женской»: понятие «женская» профессия включает в себя следующие категории: второстепенная, биологически свойственная, не требующая высшего образования.


Существуют стереотипы в обществе, содержание которых наделяет мужчин умением быстро принимать решения и управлять людьми. Причем различий между возрастными группами, мужской и женской выборками обнаружено не было, что может говорить об однородности и стабильном воспроизводстве подобных стереотипов из поколения в поколение.

От мужчин более, чем от женщин, ожидается достижение успеха, и в то же время женщины менее, чем мужчины, склонны оценивать успех как значимую ценность. Женщины склонны оценивать себя как неспособных быстро принимать решения, не умеющих действовать в условиях конкуренции и не способных достигнуть успеха.Как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины.

У женщин меньше, чем у мужчин, придается значение сдержанности. Таким образом, профиль личностных качеств женщин выглядит более гуманистическим, а профиль мужчин — более волевым. Обращает на себя внимание, что у женщин на первых местах стоят такие качества, как гуманизм и женщины в большей степени, чем мужчины, заинтересованы в санитарно-гигиенических условиях труда, в улучшении организации работы (Э. Ранник). Они, как отмечает Н. Н. Обозов, больше ориентированы на оценки их труда другими участниками совместной деятельности, поэтому похвала или негативная оценка являются основными регуляторами их трудовой активности. Женщины больше всего чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве (М. А. Куцырева), поэтому они предпочтут работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате. Ориентация на личные, комфортные отношения может компенсировать их неудовлетворенность в семейно-брачных отношениях. Женщины чаще, чем мужчины, пассивны в планировании деловой карьеры, больше живут сегодняшним днем и меньше заглядывают в завтрашний. По данным В. Г. Горчаковой, лишь 20% женщин в нашей стране имеют устойчивую тенденцию к профессиональной карьере. [16]

Также установлено, что в большинстве случаев у деловых женщин выражены страх перед распадом семьи, других значимых отношений, избегание лидерства в важных отношениях, неудовлетворенность своей женственностью, недооценка своих профессиональных достижений и т. п. Но даже у тех женщин, которые, как и мужчины, достигли профессиональной зрелости к 30 годам, происходило переключение интереса с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных отношений. В этом состоит отличие женщин от мужчин, так как для последних карьера остается основной задачей и после 30 лет (D.Adams). [16]


Э. А. Грин изучил удовлетворенность трудовой деятельностью молодых рабочих мужского и женского пола; выявлено, что женщины реже, чем мужчины, считают, что их труд правильно оценивается руководством предприятия, и чаще считают, что их труд оценивается неправильно. Женщины в 4 раза чаще, чем мужчины, увольняются после одного года работы по причине несоответствия личных наклонностей и возможностей.

Во многих профессиях, в которых специалистам приходится общаться и взаимодействовать с большим количеством людей, вырабатывается стереотипность используемых приемов как механизм экономизации затрачиваемых усилий.

Данные о проявлении свойств нервной системы в реакциях на интенсивные стимулы согласуются с представлениями некоторых авторов о более низкой устойчивости к стрессу женщин по сравнению с мужчинами. По мнению Д.А. Жукова, особенно эти различия проявляются при высоком уровне стресса, когда мужчины демонстрируют лучшую способность к принятию решений. Автор объясняет биологические механизмы низкой стрессоустойчивости женщин, исходя из данных о более медленном возвращении некоторых физиологических параметров к норме у женщин после стрессорных изменений. В частности, после стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для снижения секреции кортизола (гормона надпочечников) до исходного уровня. Наряду с этим скорость мобилизации регуляторных систем в условиях эмоционального стресса у женщин выше, чем у мужчин. Это выражается в более интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой общей эмоциональной активации женского организма.

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии. Мужчинам свойственно «забивать» свои чувства, тем самым уровень стресса у них значительно увеличен. Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии. Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.


По мнению многих авторов женщины менее стрессоустойчивы поскольку более эмоциональны.

Существует связь между гендером и выбором различных копинг-стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Однако, следует отметить, что эта связь не всегда носит явный и прямой характер. Объясняется это, прежде всего многофакторностью возникновения стрессовых ситуаций и множеством причин их возникновения с одной стороны и богатством разнообразия, сложностью внутреннего мира человека – с другой.

Отмечается, что женщины реагируют на стресс сильнее (симптомы напряжения высоки) и быстрее, чем мужчины. На депрессию, чаще жалуются женщины, чем у мужчин. Скорее всего, это связано с тем, что в природе особи женского пола чаще подвержены стрессу, ввиду их заботы о потомстве (безопасность, добыча пищи и т. п.). Интересным для науки представляется факт постепенного снижения гендерных различий, обусловленный, скорее всего тем, что в современном мире происходит стремительное уравнивание гендерных ролей, изменение гендерных стереотипов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональный стресс - полифакторное явление, оказывающее влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов.

Профессиональные стрессы, синдром эмоционального выгорания негативно влияют не только на эффективность труда, они сказываются на всей жизни человека, изменяя его психическое и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям. Стресс неизбежно отражается на всем ходе жизни человека, его мироощущении, и естественно на его профессиональном здоровье.

Среди причин развития профессионального стресса можно условно выделить непосредственные и главные. Непосредственной причиной служит событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности. Непосредственные причины стресса в большинстве случаев связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные, личностные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Выделяют и группу дополнительных факторов жизни и деятельности индивида, сопутствующих причинам, которые предрасполагают к возникновению профессионального стресса и усугубляют его.

В современной психологии понятие стресс используется в следующих основных значениях:


- Как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);

- Как субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке – копинг-стратегии);

- Как физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.

Наиболее стрессогенными факторами являются:

- Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;

- Межличностные отношения в коллективе;

- Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;

- Собственные ошибки и просчёты в работе;

- Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;

- Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.

Содержательно женщины в большей степени озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны чиновников, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы. Мужчины – чрезмерным контролем руководства, отсутствием должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009.
  2. Александровский Ю.А. и др. Психогигиена в экстремальных условиях.-М.: Медицина, 1991.
  3. Белик Я.Я. Психическаясаморегуляция в экстремальных условиях деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  4. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства.//Вопросы психологии, 2006.- № 1.
  5. Берн Ш. Гендерная психология. - М :Прайм-Еврознак, 2004.
  6. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. – М.: Генезис, 2002.
  7. Винокур В. А. Уловки в споре. - СПб.: Речь, 2005.
  8. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. 1996. № 3. Т . 17.
  9. Жуков Д.А. Психогенетика стресса: поведенческие и эндокринные корреляты генетических детерминант стресс-реактивности при неконтролируемой ситуации. СПб, 1997.
  10. Запускалов C.B. Клиническая динамика психического здоровья доболезненного уровня // Медико-социальные аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1991.
  11. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 2006.
  12. Кон И.С Половые различия и дифференциация социальных ролей. – в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 2005.
  13. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол. 2005. - № 2.
  14. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2003.
  15. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. - 1994.
  16. Селье, Г. Стресс без дистресса.– М.: Издательство «Зерцало», 2000.