Файл: Выявление гендерных проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:По мнению Всемирной организации здравоохранения, профессиональный стресс можно назвать одной из серьезнейших болезней двадцать первого века,посколькуэтот вид стресса распространен среди людей любых профессий во всем мире, достигая размеров «глобальной эпидемии».

Стресс на рабочем месте –не безобидное явление.По оценкам Международной организации труда, убытки в качестве последствий стрессов на рабочем месте, оценивают в сумму двести миллиардов долларов каждый год. Эта сумма состоит из расходов на оплату больничных листов работникам, переживающих профессиональный стресс, стоимость их амбулаторного и санаторного лечения, госпитализаций, а также убытковвследствие снижения работоспособности пострадавших работников.

Достаточно давно известно, что длительный профессиональный стресс может приводить к развитию различных заболеваний, а также являться причиной многих психологических проблем. Наиболее популярным явлением можно назватьразвитие профессионального выгорания, влекущего за собой массу негативных последствий.

Известно, что психологические различия между мужчинами и женщинами проявляются также и в особенностях переживания профессионального стресса. Это обусловлено тем, что принятие определенной гендерной роли обусловливает также иособенности саморегуляции, и мониторингкак своего, так и чужого поведения в соответствии с матрицей гендерной роли. То есть, определенная гендерная роль сопровождается набором конкретных качеств, отражающих существующие стереотипы мужественности и женственности.

Предполагается, что женщина должна быть эмоциональной,нежной, терпеливой, тактичной,зависимой, ориентированной на семью, слабой и т.п.Мужчина же-независимым, самодостаточным, активным, сильным, агрессивным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п.

Исходя из перечисленного, целью данного исследования стало выявление гендерных различий проявлений профессионального стресса.

Для достижения поставленной цели,необходима реализация следующих задач:

– Изучить основные теоретические подходы к изучению феномена профессионального стресса;

– Раскрыть содержание понятия «профессиональный стресс», изучить его структурные компоненты ивиды;

– Проанализировать гендерные различия проявления профессионального стресса.

В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Это обусловлено очень высокой экономической исоциальной «ценой» профессионального стресса.За последние десятилетия многими учеными-психологами были организованы исследования посвещенные проблеме профессионального стресса, среди нихЕ.А. Климов, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, C.B. Запускалов, А.Б. Леонова,В.А. Абабков, Г.С.Никифоров,Перре М., Матулене Г. и др.


Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём суждения и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности –разработке проблем гендерных особенностей профессионального стресса; в практике с целью выявления условий и причин формирования стрессовой реакции у мужчин и женщин, а также в учебно-познавательной деятельности студентов.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

профессиональный стресс психология

гендерный

1.1 Основные теоретические подходы к изучению понятия «стресс»

Для описания довольно обширногоперечня состояний, возникающих какответ на различные экстремальные ситуации и экстремальные воздействия, в ряде дисциплиншироко применяется термин «стресс». Возникнув, в рамках физиологии изначально он описывал «неспецифическую реакцию организма» в ответ на негативные воздействия среды. Ганс Селье охарактеризовал его как «общий адаптационный синдром», подчеркивая, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. В связи с чем, дать этому явлению конкретное определение довольно трудно, не смотря на тот факт, что оно прочно вошло в нашу обыденную речь [14].

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования… Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» [13].

Опираясь на концепцию «общего адаптационного синдрома» Г. Сельеохарактеризовал физиологический стресс как состояние, возникающее у животного и человека под воздействием таких видов стресс-факторов, как высокая или низкая температура, затруднения дыхания,чрезмерная физическая нагрузка, болевые стимулы и т.п. Согласно концепции Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии:

1. Стадия тревоги.Возникает при первом появлении стрессора. Первоначально вызывая снижение уровня резистентности организма, а впоследствии мобилизуя его резервы и запуская механизм саморегуляции. Тревога ослабевает и активность нормализуется.В связи с чем, большинство стрессов проходит только на этой стадии.


2. Стадия резистентности.Возникаетна фоне продолжительного воздействия стрессора.В соответствии с напряжением функциональных системпроисходит расходование адаптационных резервоворганизма.

3. Стадия истощения.Наступает на фоне нарушения деятельности механизмов регуляции и заключается в попытках организма справиться с чрезмерно длительным воздействием стрессора.

Впоследствии, с развитием научных знаний, понятие «стресс»сталиупотреблять для описания состояния человека, подвергающегося неблагоприятнымвоздействиямкак в биологическом,физиологическом, так и в психологическом плане.

В рамках психологической науки, до настоящего времени так и не существует единой концепции стресса, это обусловливает наличие некоторых существуют сложностей ипротиворечий в определениях и категориях.Не смотря на данный факт, различные определения стресса во многих аспектах дублируются и пересекаются со сферами изучения таких понятий, как «способности», «личность», «дезадаптация»,«адаптация» и пр.

Наибольшее число существующих концепций стресса, так или иначе исследуют и трактуют данное явление в категориях адаптации-дезадаптации, реализуя тем самым классическую парадигмальную установку. В настоящее же время можно говорить о том, что сложилась тенденция к интегративным системным подходам.

К классическим примерам моделей стресса можно отнести:

1. Когнитивную теорию психологического стресса Р. Лазаруса, в основу которой леглаидеяизучения стресса через призму когнитивных процессовс субъективных точек зрения;

2. Концепции профессионального стресса (А.Н. Занковского, Т. Соха, и др.);

3. Социально-психологические теории стресса (Р. Дарендорф и др.).

Необходимо понимать, что любой тип психологического стресса обусловлен как общими, характерными для других видов стресса факторами, так и специфическими, характерными только для конкретного типа стресса факторами. Принято разделять стресс-факторы на внешние - объективно фиксируемые условия, на фоне которых возникает стресс (объем нагрузки информационного характера, ограничения во времени, скученность и т.п.), и внутренние (субъективные), личностные факторы, обусловленные в значительной степени индивидуальными личностными качествами (мотивационные особенности, неадекватная самооценка, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности,особенности темперамента и пр.)

Анализ явления психологического стресса, как полифакторного психического феномена можно провести благодарятаблице, представленной ниже в Приложении 1.


Ю.В. Щербатых наиболее перспективным полагает разделение стрессов на «поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления» (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы [11].

1.2 Факторы профессионального стресса и его последствия

Технический прогресс и стремительная информатизация выдвигают на основной план задачупо охране психического здоровья людей. Отчего психогигиена отделилась, как обособленная научно-практическая отрасль. Наравне с медиками-гигиенистами в первой половинедвадцатого века с целью изучения психологических факторов рабочей нагрузки на производство приходят психологи. Психология труда уделялабольшое внимание вопросам адаптации и дезадаптации людей в условиях различных профессий, вопросам утомления и состояниям нервно-психической напряженности [10].

В прикладной психологии (эргономика,психология труда, инженерная психология) стресс изучается в ряду различных функциональных состояний, как состояние продолжительного и сильного напряжения, вызванного невозможностью адаптации в актуальной среде обитания. Это состояние является следствиемдолгого воздействия среды, выходящим за рамки возможностейприспосабливаемости организма. Характерные черты данного состояния – это чувства фрустрации, тревоги, беспокойства, психическое напряжение, а в особозапущенномслучае – равнодушие и апатия.

Здесь функциональное состояние человека понимается как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» [13].

Из множества функциональных состояний выделяют, например, монотонию, фрустрацию, утомление, релаксацию и др.

Профессиональным, или производственным стрессом называют многомерный психический феномен, который имеет выражение в психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию [3]. Поскольку профессиональный стресс сказывается негативно на психосоматическом состоянии человека, он провоцирует и ухудшение в целом состояния внутренней организационной среды.

Являясь точкой пересечения множества научных дисциплин, проблема профессионального стресса освящается в таких науках, как социология, психология, физиология и медицина. Поскольку данный феномен с одной стороны обусловлен физиолого-психологическими механизмамистресс-реакций, а с другой, содержанием их последствий на социальном уровне. В этом контексте важнейшей актуальной задачей становится определение оптимального уровня напряжения в процессе труда, способного обеспечить максимальную эффективность, не приводя при этом к негативным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения [15].


Разрабатывая проблематику профессионального стресса,Ю.В. Щербатых, разделяет его на следующие виды:стресс руководителя,учебный стресс,стресс медицинских работников,спортивный стресс и проч. Помимо прочих причин автором были выделены такие факторы формирования профессионального стресса, как нехватка знаний, умений и навыков и в отдельных случаях связанных со здоровьем человека.По мнению Ю.В. Щербатых, наиболее частыми личностными причинами формирования стрессовой реакции являются неуверенность в себе и в будущем, низкая самооценка, страх неудачи [6].

Основным отличием профессионального стресса от прочих видов стресса является большое разнообразие как причин, его вызывающих, так и разнообразие его проявлений в трудовой деятельности.[12]

Объективные и субъективные факторы стресса по Ю.В. Щербатыхприведены в Приложении 2.

На данный момент в рамках физиологии и психологии труда выделено и проанализировано достаточно большое количество стресс-факторов в области производственной деятельности. Среди которых можно указать следующие: физиологические факторы (отсутствие режима питания, сменный график);физические факторы (вибрация, загрязненная атмосфера,шум);структурно-организационные факторы («организационный стресс»);социально-психологические факторы (перегрузка или недогрузка работников, конфликт ролей и ролевая неопределенность, межличностные конфликты, неотлаженность информационных потоков, высокая ответственность, дефицит времени).[19]

В связи с этим становится очевидно, что необходимость более детальной проработки проблемы профессионального стресса и технологии его преодоления, связана с повышенной значимостью проблемы управления людскими ресурсами в организации, особенно в кризисные периоды её существования, а именно реструктуризация и реформирование.

Согласно мнению Ганса Селье, работа в стрессогенной обстановке вызываетмобилизацию внутренних ресурсов, что впоследствии может приводить к острым нарушениям в физиологическом состоянии человека, а также проявляться в виде отсроченных последствий.

Дж. Бренерр, обобщив имеющиеся статистические данные по заболеваемости и смертности вследствие воздействия психосоциальных факторов сделал вывод, что в ходе первых трех лет воздействия стресс-фактора увеличиваетсяколичество острых состояний и реакций (инфаркты,психозы), перерастая затем в преобладание хронических болезней — депрессия,ишемическая болезнь сердца, болезни почек, заболевания иммунной системы и др. также был сделан вывод о возрастании количества стресс-реакций за счет действия «принципа ускорения», когда уже существующая стресс-реакция вызывает изменения в жизни и приводит к новым стрессам, а также «принципа заразительности», наиболее яркопроявляющегося в производственных коллективах [2].