Файл: Формирование группового поведения в организации (Эффективность групповой деятельности и способы ее повышения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, американский исследователь Мередит Белбин выделяет следующие возможные роли членов группы: координатор, организатор, генератор идей, искатель, математик, командный игрок, исполнитель, финишер, специалист.

М. Белбин считает, что «группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен там, где имеют место быстрые изменения содержания работы.

Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.

Исследования его показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:

- способный руководитель;

- сильный генератор идей;

- интеллектуал, стимулирующий генератора идей;

- математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.»[7]

М. Белбин рекомендует менеджерам развивать навыки работы не только в предпочитаемой ими командной роли, но и в других ролях, что позволит им решать периодически возникающие в группе проблемы.

2.2. Групповые нормы

Нормы – общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.

«Соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются. Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Так, например, положительное влияние оказывают такие положения принимаемые членами группы как «успех компании – это мой успех», «любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок», «работа как возможность творчества и самореализации», «интересы клиента - превыше всего», «в споре рождается истина» и др.

Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации. В качестве примером можно привести следующие негативные положения присущие группе «человек человеку волк, и поэтому спасается кто как может», «всю работу не переделаешь», «инициатива наказуема», «клиенты воспринимаются как случайные люди, доставляющие одни неудобства» и др.»[8]


Выделяют следующие нормы группы:

- Нормы деятельности: отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам; интенсивность работы; отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т. п.

- Нормы, регламентирующие форму одежды.

- Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.

«Для поддержания норм в группе выявляется человек способный оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации - лидер.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы. От его усилий зависит во многом успех работы группы.

В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо, в работу для достижения поставленных целей группы.»[9]

2.3 Групповая сплоченность

«Групповая сплоченность – одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.»[10]

Чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить.

Так, если рассматривать существование группы по длительности, то повышает сплоченность коллектива деятельность группы длительное время. И наоборот, понижается сплоченность в группах, которые формируются на короткий срок, для выполнения конкретных заданий.

Если размер группы не большой (от 5-7 человек), то в группе формируются доверительные и коллективные связи, что повышает сплоченность группы. Когда группа велика по численности, возможность взаимодействия и формирования личных дружеских отношений в группе не велика, Поэтому групповая сплоченность в большой группе снижается.


Если рассматривать группы по сложности выполняемых задач, то сплоченность команды увеличивается с увеличением сложности выполняемых заданий и наоборот.

Предшествующий успех групповой работы является повышающим фактором групповой сплоченности группы, в то время как ощутимого увеличения результатов труда совместная деятельность ранее не приносит когда в прошлых периодах существования группы присутствовали явные неудачи в заданиях.

Повышает групповую сплоченность, когда отношение руководства к групповым формам работы носит поддерживающее проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений. Также существуют и другие факторы, влияющие на степень сплоченности команды, такие как внешняя угроза, конкуренция в группе, мотивация и вознаграждение.

Таким образом, для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе. Чем более полная и разнообразная структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы.

Глава 3. Взаимодействие человека и группы, его формы и положительные и отрицательные оценки работы в группе

3.1 Взаимодействие человека и группы

Человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, а также и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности, устранении беспокойства и т.п.

В группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают успешнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо же в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает, как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.


«Группа не только помогает человеку выживать, но и совершенствовать свои профессиональные качества. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений.

Так, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу внимания, систему оценок за счет более пристального обращения к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.»[11]

Также в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

«Группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

Находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека.

В группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.»[12]

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справиться со своими обязанностями. Форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависит как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает для себя наиболее важным. При этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.


3.2 Формы взаимодействия человека и группы

Взаимодействие человека с группой характеризуется такими способами как кооперации, либо слияния, либо конфликта.

«В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.»[13]

При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы ее интересам и идентифицирует себя с группой. Группа в свою очередь также старается смотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного ей человека. В этом случае группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем.

В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов: организационными и эмоциональными.

Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе конфликтов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п.

Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.

«Конфликт между членом группы и группой неверно рассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние в группе. Оценка конфликта принципиально зависит от того, к каким последствиям для человека и группы он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое противоречие, разрешение которого носит разрушительный характер для человека или для группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений человека и группы.