Файл: Формирование группового поведения в организации (Эффективность групповой деятельности и способы ее повышения).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
Но очень часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к благоприятным последствиям. Так, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей. Он может вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния. Также конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы.»[14] Конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т.п. Конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы, что в свою очередь может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.
3.3. Преимущества и недостатки деятельности в группе
«Высокой динамикой и сложностью характеризуется среда организации. Участие сотрудников, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, производства позволяет решать проблемы, возникающие в организации. Объединение специфических знаний, навыков и опыта сотрудников позволяет с помощью групповых форм работы достигнуть целей организации.
Человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Однако большинство интересных идей возникает в группах. Чем больше людей, тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. Люди стараются работать более активно и продуктивно, удовлетворяя свою потребность в успехе и признании.
При совместном решении сложных проблем работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если им приходилось преодолевать трудности. Члены группы чувствуют, что они являются частью чего-то большего, чем каждый из них поодиночке. Каждый рассчитывает на поддержку и одобрение коллег.»[15]
За счет обеспечения комплексного подхода группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Это происходит в результате повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения, коллективного опыта и большей информированности членов группы, высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс. Сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты.
Использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы. Это происходит за счет обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения. Также более эффективного использования творческого потенциала сотрудников, социальное содействие предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение. Формирование у сотрудников высокой самооценки, в результате создания системы поддерживающих отношений в группе.
Группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой.
«Однако группы имеют и ряд существенных недостатков. И если их вовремя не увидеть и не искоренить, то это может привести к срывам в достижении групповых и общеорганизационных целей. Менеджеры должны быть внимательны по отношению к таким опасностям.
Так к недостаткам деятельности в группе относят такие как, стремление к своим целям, когда цели организации уходят на второй план, игнорируются и зачастую забываются. Потери времени, когда принятие решений в группе предполагает обсуждение проблем всеми ее членами, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения группой тратится больше времени, чем на индивидуальное. Доминирование одного из членов группы, что не способствует эффективной групповой работе: люди принимают «навязанную» им точку зрения, боятся высказать собственное мнение и т. д. Эскалация участия, когда упорное отстаивание определенного предложения некоторыми членами группы приводит к принятию его всей группой, хотя предложенное решение может оказаться неверным.»[16]
Разделение ответственности, когда у работников может появиться желание спрятаться за спину коллег, в «толпе», что позволяет избежать порицания. С разделением ответственности связан и такой недостаток, как «социальная праздность». Условием ее появления служит невозможность или отсутствие четкой оценки вклада каждого работника в результаты работы группы. В этом случае некоторые работники могут резко ухудшить результаты своей деятельности.
Существуют и такие проблемы, связанные с формированием и функционированием групп, как: сложность введения в группу новых людей, группу сложно переориентировать на новое направление, сплоченная группа не обладает такой гибкостью, как разрозненные сотрудники.
Таким образом, менеджерам чтобы эффективно управлять деятельностью группы необходимо учитывать особенности деятельности в группах, а также быть готовыми к трудностям, связанным с управлением конфликтами в группе и организацией положительного психологического климата в команде.
Глава 4. Эффективность групповой деятельности и способы ее повышения
4.1. Эффективность групповой деятельности
Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Логично и этот вопрос рассмотреть как составную часть проблемы групповой динамики. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается, прежде всего, как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнению конкретного задания экспериментатора. «Не случайно поэтому, что большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторные эксперименты. Начало этим работам было положено в школе групповой динамики. В них были выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т.д. Формальные стороны этих взаимосвязей весьма значимы для постижения природы групповых процессов.»[17]
«Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влияют на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание. Более того, при принятых образцах исследования этой проблемы она рассматривается односторонне. Эта односторонность усугубляется еще и тем обстоятельством, что эффективность деятельности групп стала уже давно объектом не только социально-психологических исследований, она в равной степени интересует, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема оборачивается преимущественно одной стороной, а именно сведением эффективности деятельности группы к ее продуктивности. Поскольку большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах, проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности труда последних. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней.
«В действительности же производительность труда группы это лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях - нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность - с системой преимущественно межличностных отношений.»[18]
Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону – как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.
«Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это - критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.»[19]
Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень - наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как "сверхнормативная активность" (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания). Что же касается традиционных критериев, то и здесь следует сделать определенные уточнения: в частности, нужно учитывать обе фазы, присутствующие во всякой трудовой деятельности, как подготовительную, так и инструментальную. «Акцент большинства исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятельства, что на определенном уровне развития группы особое значение приобретает именно первая фаза – здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы, Так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.»[20]
4.2. Повышение эффективности групповой деятельности
Повышение эффективности групповой деятельности, пожалуй, является самой популярной темой в рассуждениях социологов, психологов, менеджеров. При этом каждый предлагает свой вариант решения этой проблемы, считая его самым главным. Однако практика свидетельствует о том, что универсального метода нет. Это и не удивительно. Группа это живой организм, сложнейшая система, требующая серьезного и чуткого отношения к себе.
«Попытаемся взглянуть на проблему эффективности групповой деятельности сразу с трех аспектов: психологического, социологического и управленческого.
Прежде всего, необходимо разобраться для чего люди объединяются в группы. Каждый психолог с уверенностью ответит, что объединение в группы позволяет человеку решить какие-либо жизненно важные потребности, которые он не может удовлетворить в одиночку. Таким образом, каждый член группы теоретически будет находиться в ней до тех пор, пока данная потребность не будет удовлетворена. Однако на практике подобное наблюдается редко по ряду причин к числу, которых можно отнести, появление новых потребностей, нежелание изменять сложившийся образ жизни и т.п. Находясь в составе группы человек, чувствует себя более защищенным.
Однако уровень комфорта при нахождении в группе у разных ее членов не одинаков. Это объясняется и характером отношений с коллегами и руководством группы и степенью удовлетворенности групповой и личной оценкой результатов труда. В свою очередь характер взаимоотношений напрямую зависит от психологической совместимости, уровня профессиональной подготовки членов группы, распределения социальных ролей и стиля управления. Каждый из этих факторов способен как повысить эффективность групповой деятельности, так и снизить ее.
Договоримся под эффективность деятельности группы понимать способность достигать поставленные цели. Для того чтобы иметь возможность сравнивать эффективности различных групп, введем понятие уровень эффективности, рассматривая его как производную от уровня энергозатрат для достижения поставленной цели.»[21]
Для решения групповых задач необходимо как минимум иметь:
а) четко сформулированную задачу;
От степени сформированности и четкости постановки задачи во многом зависит успех групповой деятельности. Постановка задачи может носить внешне и внутренне обусловленный характер. При этом в первом случае ответственность за оценку адекватности сложности задания уровню подготовки группы ложится на иерарха более высокого уровня, во втором на органы управления самой группы. Но и в том и в другом случаях целеполагание во многом зависит от надежности и полноты информации о состояниях внешней по отношению к группе и внутригрупповой сред.