Файл: Понятие и признаки несостоятельности(банкротства)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АПК РФ 2002 г. сохранил общее специальное правовое регулирование. В отличие от АПК РФ 1995 г., в действующем порядок судопроизводства по делам о банкротстве получил законодательное обособление: глава 28 "Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)" предусматривает расширенное законодательное регламентирование судопроизводства.

В других главах АПК РФ 2002 г. - 1-й, 2-й, 4-й, 5-й - также предусмотрены специальные нормы для производства по делам о несостоятельности (банкротстве), однако законодателю, к сожалению, не удалось избежать дублирования отдельных положений. Часть 1 ст. 223 АПК РФ включила общую формулу порядка судопроизводства по делам о несостоятельности: "Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства)".

АПК РФ 2002 г. унаследовал от своего предшественника нормы, связанные с коллегиальным составом суда (п. 3 ч. 2 ст. 17), с подведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 33) и территориальной подсудностью (ч. 4 ст. 38), составом лиц, участвующих в деле (ст. 40). Кроме того, он был дополнен нормами, устанавливающими общие положения о субъектах права на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224), о порядке обжалования определений (ч. 3 ст. 223), о примирительных процедурах по делам о банкротстве (ст. 225).

Специальные правила о коллегиальном составе суда по делам о банкротстве изменились в связи с внесенными в АПК РФ в 2011 г. изменениями[24]. Законодатель отказался от рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) коллегией судей, что предусматривалось законом со времени изначального отнесения рассмотрения данных дел к ведению арбитражных судов. Новые положения о единоличном рассмотрении дела применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 16 августа 2011 г. Этот отказ, видимо, диктуется "встраиванием" специальных установлений о составе суда по отдельным категориям дел, каковыми являются дела о банкротстве, в общие законодательные нововведения в правовом регулировании арбитражного процесса последних лет. Такие установления расширили границы процессуальной активности суда первой инстанции: по мотивированному заявлению судьи при принятии решения председателем судебного состава предусматривается возможность рассмотрения любого гражданского дела в первой инстанции коллегиальным составом судей (п. 5 ч. 2 ст. 17 АПК)[25]. В делах о банкротстве более гибкое решение вопроса о составе суда при снятии императивного установления о его коллегиальности несомненно снижает нагрузку на судей, что весьма актуально для арбитражных судов, и одновременно не исключает возможности инициирования судьей рассмотрения дела и коллегией судей, поскольку необходимость в такой коллегии процессуальные нормы определяют лишь общим признаком, а именно особой сложностью дела, что всегда можно обосновать особой спецификой рассматриваемой категории дел.


Наличие таких специальных правил в действующем АПК РФ свидетельствует о том, что с позиций законодательного регулирования производство по делам о несостоятельности (банкротстве) является составной частью современной системы арбитражного процесса, оно органично связано с общими правилами судопроизводства, направлено на достижение общих задач судопроизводства в арбитражных судах и гражданского судопроизводства в целом. При этом, будучи специализированным производством, оно отражает допускаемую процессуальную специализацию с учетом природы дел, предмета судебной защиты и особенностей материально-правового и процессуально-правового регулирования, определенных главным образом законами о банкротстве.

АПК РФ, закрепляя общее специальное регулирование порядка судопроизводства в арбитражных судах по делам о несостоятельности (банкротстве), предусматривает наличие особенностей судопроизводства, определяемых законами о банкротстве (гл. 28).

Закон о банкротстве 2002 г. прежде всего, устанавливает основной массив специальных норм (правил) такого судопроизводства. В рамках специального правового регулирования судопроизводства этот Закон занимает центральное место, его процессуальными нормами задается процессуальная специфика судопроизводства. Специальные процессуальные правила для дел рассматриваемой категории в большинстве своем касаются производства в суде первой инстанции - главной и обязательной стадии судопроизводства.

Законами о банкротстве процессуальная специфика судопроизводства, с нашей точки зрения, определяется с учетом двух факторов материально-правового характера. Во-первых, в зависимости от категории должника, в отношении которого ставится вопрос о банкротстве, возбуждается производство по делу о банкротстве, в зависимости от его статуса, определяемого Законом о банкротстве 2002 г. исключительно в целях применения данного Закона с учетом общегражданского положения должника. Во-вторых, в зависимости от применяемой процедуры банкротства. Превалирующий характер сохраняется за первым фактором, который предопределяет допустимость применения той или иной процедуры банкротства в рамках судопроизводства по делу о банкротстве.

При имеющемся специальном процессуальном регулировании наличие такой специализации по Закону о банкротстве 2002 г., на наш взгляд, позволяет, во-первых, различать правовой режим специализированного судопроизводства по делам о банкротстве в зависимости от категории должника и выделять две разновидности: общий и особые порядки судопроизводства (в отношении определенной категории должника). Во-вторых, по сфере действия разграничивать специальные процессуальные нормы общего и частного характера, которыми определяется специализированное производство.


Общий специализированный порядок судопроизводства касается всех тех должников, которых Закон о банкротстве 2002 г. особо не выделяет среди юридических лиц и граждан. В настоящее время это юридические лица, кроме выделяемых законом отдельных категорий юридических лиц. К таким должникам применяются закрепленные Законом о банкротстве 2002 г. общие специальные правила судопроизводства (гл. III) и частные специальные правила судопроизводства в отношении процедур банкротства (гл. IV - VIII).

Особые же специализированные порядки судопроизводства применимы к особо выделяемым категориям должников. Эти порядки отличаются также наличием, наряду с общими специальными правилами судопроизводства, частных специальных правил в отношении таких должников (гл. IX - XI Закона о банкротстве 2002 г.) и, соответственно, процедур банкротства, предусмотренных как Законом о банкротстве 2002 г. (гл. IV - VIII), так и Законом о несостоятельности кредитных организаций. При этом приоритетное значение сохраняется за частными специальными правилами судопроизводства, которыми изменяется сфера действия общих специальных норм, соотносимых, в свою очередь, с общими процессуальными нормами процессуального кодекса.

Данное различение позволяет выявить и раскрыть процессуальную специфику судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве) в целом и в отношении отдельных категорий должников по таким делам в частности, а также обеспечить правильное толкование и применение судами общих и специальных норм права. Предлагаемое разграничение необходимо проводить и для того, чтобы в качестве особых порядков рассматривать две упрощенные процедуры банкротства таких категорий должников, как ликвидируемые или отсутствующие.

Поэтому с учетом приоритета специальных процессуальных правил, закрепленных в законах о банкротстве, АПК РФ применяется в части, не предусмотренной специальным процессуальным регулированием - Законом о банкротстве 2002 г. и Законом о несостоятельности кредитных организаций. В рассматриваемом контексте это относимо и к ГПК РФ. Такое применение норм АПК РФ не является субсидиарным.

Современную систему правового регулирования, включая рассматриваемую сферу несостоятельности (банкротства), сложно себе представить и без судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, учитывая прежде всего место и назначение высшего суда в национальной правовой и судебной системе, а также возрастание в целом роли суда в общественной жизни, а именно роли его правоприменительной деятельности по защите прав и законных интересов. Судебные акты пленумов и президиумов этих судов получили нормативное значение: все чаще акты, принимаемые, в частности, Пленумом ВС РФ в форме постановлений по возникающим в судебной практике вопросам применения норм права в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению, включают положения регулирующего воздействия. В научном юридическом обороте признается, что такого рода постановления в результате нормативного толкования ими закона содержат интерпретационные нормы, так называемые нормы в нормах, которые предписывают, как понимать и применять другие правовые нормы. Нормативным толкованием оно рассматривается в силу того, что носит общий характер[26]. В этой связи подобные установления закономерно именуются и судебными правоположениями.


Более весомое юридическое значение за актами высших судов признают новеллы последних лет в процессуальных кодексах (ГПК РФ, АПК РФ), диктуемые целями обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Одним из правовых средств обеспечения единообразия подходов к разрешению возникающих в судебной практике вопросов сферы гражданской судебной юрисдикции является определение или изменение высшим судом практики применения правовой нормы, выраженное в акте как пленума, так и президиума, за чем в настоящее время признается характер правовой позиции (ratio decidendi)[27]. Такой акт высшего суда, в котором сформулирована правовая позиция высшего суда относительно толкования приведенных в нем правовых норм, может служить основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов по правилам гл. 42 ГПК РФ и гл. 37 АПК РФ .

Сегодня практика высших судов ассоциируется с формированием ими правовых позиций, которым должны следовать суды и участники процесса.

В контексте развития отечественной правовой системы нельзя не разделить широкого мировоззренческого понимания российским ученым роли и перспектив развития правосудия, необходимости его осуществления в режиме верховенства права, когда его гарантиями выступают закон, принципы права.

Во всех необходимых случаях суд должен руководствоваться Конституцией РФ как актом прямого действия, исходя из конституционных целей, принципов национального права, основополагающих конституционных основ правосудия. Это обусловлено верховенством Конституции РФ, которое в отношении всех остальных правовых актов в национальной системе права является общепризнанным постулатом.

2.2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве):

основные черты и тенденции развития

В настоящее время законодательство о несостоятельности (банкротстве) находится в состоянии динамики и развития. В 2015 г. вступили в силу поправки, касающиеся общих правил банкротства, введен в действие институт банкротства физических лиц. Данные изменения, предоставив участникам имущественного оборота новые возможности и гарантии прав, вместе с тем породили целый ряд проблем и вопросов в судебной практике.

Как правило, большое количество проблем, возникающих при рассмотрении и разрешении дел о несостоятельности (банкротстве), связывают со спецификой данной категории юридических дел, а также с межотраслевым характером применяемых в деле о банкротстве правовых институтов.


Необходимо отметить значимость судебной практики для изучения проблематики несостоятельности (банкротства). Многие достижения судебно-арбитражной практики послужили материальным источником законодательных новелл. Собственно, об актуальности того или иного вопроса, связанного с банкротством, можно судить исходя из его отражения в судебной практике.

Основной массив изменений в Закон о банкротстве, вступивших в силу в 2015 г., пришелся на начало года.

Речь идет о Федеральных законах от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ содержит внушительное количество изменений в Закон о банкротстве, среди которых следует выделить в первую очередь следующие. Закон увеличил минимальный порог для инициирования дела о банкротстве должника - юридического лица - со 100 тыс. до 300 тыс. руб. Для субъектов естественных монополий и стратегических предприятий сумма выросла с 500 тыс. до 1 млн. руб.

Кредитным организациям - кредиторам предоставлены преимущества по отношению к остальным кредиторам, которые состоят в возможности подать заявление о признании должника банкротом, не дожидаясь получения судебного решения, подтверждающего наличие задолженности.

Здесь необходимо отметить возникшую в судебной практике проблему иностранной инкорпорации. Так, в деле N А41-15150/2015[28] в Арбитражном суде Московской области решался вопрос о возможности иностранного банка, не имеющего лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковской деятельности, воспользоваться положением Закона о банкротстве об обращении с заявлением о признании должника банкротом без предварительного судебного подтверждения долга.

Суд первой инстанции встал на сторону заявителя в деле о банкротстве Публичной акционерной компании Банк Кипра Лимитед, не имевшей лицензии ЦБ РФ, принял заявление к производству и возбудил дело о несостоятельности (банкротстве) российской компании ООО "Жедочи-33". Арбитражный суд обосновал решение тем обстоятельством, что заявитель подтвердил свой статус банковской лицензией, выданной Центральным банком Кипра, а также сослался на решение ЦБ РФ об открытии представительства в Российской Федерации с указанием на наличие у Банка Кипра Лимитед статуса банка.