Файл: Понятие и признаки несостоятельности(банкротства)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности юридического лица:

- наличие денежного долгового характера обязательств должника;

- неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента даты их исполнения;

- наличие задолженности в отношении юридического лица - не менее 100 тыс. р.;

- установленность требований кредиторов;

- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для отдельных категорий должников Закон о банкротстве устанавливает несколько иные признаки несостоятельности (банкротства). Так, в целях защиты, прежде всего публичных интересов, законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником - стратегическим предприятием и размер требований к должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности. Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. р. (ст. 190 Закона о несостоятельности 2002 г.).

Таким образом, теоретическое и практическое исследование проблемы выбора оптимального критерия несостоятельности (банкротства) в современных условиях рыночной экономики позволяет прийти к выводу о том, что и критерий неплатежеспособности, и критерий неоплатности имеют недостатки, нивелировать которые можно только с помощью элементов механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью. Однако, признавая должника банкротом, в каждом конкретном случае суд сталкивается с индивидуальными причинами банкротства, особенностями функционирования должника, поэтому в теоретическом плане оптимальный критерий банкротства может быть установлен только для каждого конкретного случая.

Представляется целесообразным использовать дифференцированный подход при выборе критериев несостоятельности с учетом специфики экономического положения, правового статуса и деятельности субъектов предпринимательской деятельности.


2. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

2.1. Правовые основы проведения процедуры несостоятельности

(банкротства)

Современный период развития российского законодательства о банкротстве, включая сферу судопроизводства в арбитражных судах, ознаменован принятием Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"[15] (далее - Закон о банкротстве 1992 г.). Вслед за ним в 1998 г. последовал другой Федеральный закон - от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"[16] (далее - Закон о банкротстве 1998 г.). И наконец, в декабре 2002 г. вступил в силу третий, ныне действующий Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 2002 г.).

Принятие третьего Закона о банкротстве всего лишь за 10 лет с момента возрождения института несостоятельности в России, как справедливо отмечают юристы, вероятно, явилось абсолютным мировым рекордом "скорострельности" в этой сложной сфере правового регулирования[17], что вряд ли следует расценивать в качестве позитивного фактора в отечественной законотворческой практике.

В этот период аналогичный рекорд установлен и в связанной с вопросами банкротства сфере судопроизводства в арбитражных судах: со времени их создания в 1992 г. были приняты три кодифицированных федеральных закона о судопроизводстве по гражданским делам - Арбитражные процессуальные кодексы РФ 1992 г., 1995 г., 2002 г. Весьма примечательно, что АПК РФ 1992 г. был принят раньше Закона о банкротстве 1992 г. АПК РФ 1995 г. был подготовлен с учетом лишь Закона о банкротстве 1992 г. и, соответственно, впоследствии действовал без учета положений второго Закона о банкротстве 1998 г. АПК РФ 2002 г. был принят до Закона о банкротстве 2002 г., т.е. на базе Закона о банкротстве 1998 г. Поэтому на уровне законодательного регулирования по схеме: кодифицированный процессуальный регламент и федеральный закон о банкротстве, который включает специальные правила судопроизводства, отсутствовала их правовая синхронизация, что приводило к неоправданным перегибам в законодательной практике. Согласованность нормативных правовых актов, призванная обеспечить полноту и определенность процессуального регулирования судопроизводства, особо значима для тех категорий гражданских дел, в отношении которых законодатель предусматривает специальные нормы как в Кодексе, так и в иных федеральных законах - для исключения коллизии между ними.


В развитие положений Закона о банкротстве 1998 г. был принят Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"[18] (далее - Закон о несостоятельности кредитных организаций), в который позднее были внесены существенные изменения и дополнения (2004, 2012 гг.). Производство по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, прежде всего банков, имеет свою специфику. Этот Закон включает специальные правила судопроизводства, касающиеся банкротства кредитных организаций, дополняющие и изменяющие положения общего Закона о банкротстве 2002 г. Такие правила имеют приоритет по отношению к нормам Закона о банкротстве 2002 г. (ст. 50.1 Закона о несостоятельности кредитных организаций).

Специальное процессуальное регулирование банкротства банков предусматривалось и Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций"[19]. Его принятие было продиктовано потребностью реструктуризации банков в РФ, оказавшихся в тяжелом финансовом положении в результате системного финансового кризиса 1998 г. Впервые в практике банкротства банков осуществление функций ликвидатора и конкурсного управляющего законом было возложено на корпоративного ликвидатора, каковым назначалась государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Ныне, согласно п. 5 ст. 180 Закона о банкротстве 2002 г., полномочия ликвидатора не только банков[20], но и иных финансовых организаций, а также полномочия конкурсного управляющего при их несостоятельности (банкротстве) в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, исполняет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ)[21].

К сожалению, и в последующем сохранились тенденции ускоренного изменения правового регулирования банкротства. Закон о банкротстве 2002 г. вновь дополнялся нововведениями, которые касаются в том числе правил судопроизводства по делам о банкротстве в связи с принятием ряда федеральных законов[22].

Анализ законодательных актов с учетом новелл, привнесенных за последние пять лет в Закон о банкротстве 2002 г., дает основание в целом констатировать расширение и большую детализацию (за счет специальных процессуальных норм) процессуального регулирования судопроизводства по делам о банкротстве, дальнейшую его дифференциацию в зависимости от категорий должников и процедур банкротства. Наблюдается как значительное изменение общего специального процессуального регулирования судопроизводства по делу о банкротстве, так и введение новых специальных процессуальных норм частного характера, касающихся судопроизводства в отношении новых отдельных категорий должников - финансовых организаций: клиринговых организаций, товарных и валютных бирж, кредитных потребительских кооперативов, а также застройщиков. В общем виде изменения затронули многие процессуальные вопросы, как-то: специальная компетенция суда по делу о банкротстве (конкурсного суда) в связи с новыми мини-процессами в рамках конкурсного производства, возбуждение судопроизводства по делу о банкротстве, состав суда и участников процесса, обжалование судебных постановлений и др. Явно просматривается увеличение объема судопроизводства по делам о банкротстве по предмету рассмотрения, концентрация мини-процессов в рамках укрупняющегося конкурсного производства при их разнородности, расширение правовых возможностей конкурсного суда и участников процесса, увеличение состава последних.


Бесспорно, столь интенсивное обновление законодательства значительно осложняет его правоприменение, одним из основных условий определенности и единообразия которого является устойчивость законодательства. Вместе с тем нельзя не видеть и возрастающей по мере развития рыночных отношений потребности в поиске более совершенных инструментов правового регулирования.

Начало современному специальному законодательному регулированию сферы судопроизводства положил Закон о банкротстве 1992 г.

Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации, гласила его ст. 2. Статья 3 "Подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве)" предусматривала не только подведомственность таких дел арбитражным судам субъектов РФ, но и их подсудность. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия подлежали рассмотрению высшим арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским арбитражным судом, арбитражным судом автономной области, автономного округа по месту нахождения предприятия-должника, указанному в его учредительных документах. Таким образом, Закон о банкротстве 1992 г. к компетенции созданных арбитражных судов относил новую категорию гражданских дел, не обозначенную принятым ранее АПК РФ 1992 г., который был первым базовым кодифицированным законом, определявшим процессуальную форму судопроизводства и рассмотрения арбитражными судами отнесенных к их ведению гражданских дел.

Наряду с иными специальными процессуальными нормами Закон о банкротстве 1992 г. в разделе II "Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде" содержал также отдельные специальные правила судопроизводства и рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве). Таковыми являлись процессуальные нормы, определявшие коллегиальный состав суда, особенности возбуждения производства (субъекты, условия), извещения и рассмотрения дел о несостоятельности предприятий. Специальные установления также предусматривали особенности судопроизводства по делам о несостоятельности банков. Около 1/5 от общего количества статей Закона о банкротстве 1992 г. были посвящены особенностям судопроизводства именно по таким делам.

Действовавший в тот период АПК РФ 1992 г. не предусматривал каких-либо специальных правил судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Однако это отнюдь не давало законодателю оснований для включения в специальный комплексный Закон о банкротстве 1992 г. положения о том, что "рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий производится арбитражным судом в порядке, установленном настоящим Законом, а по вопросам, не урегулированным настоящим Законом, - в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации" (п. 2 ст. 3). Более того, исходя из общих позиций законодательного регулирования судопроизводства, данная формула определения процедуры судопроизводства по делам о банкротстве была еще и некорректной по содержанию. Порядок рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве не мог не определяться исключительно базовым кодифицированным процессуальным законом - действовавшим тогда АПК РФ 1992 г., ибо Кодекс устанавливал принципы и общую организацию процесса, в том числе общие правила судопроизводства. Закон о банкротстве 1992 г. применительно к судопроизводству по делам о банкротстве включал лишь специальные процессуальные нормы, правила судопроизводства, изъятия и дополнения процессуального регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности с учетом природы дел, установленных данным Законом, которые были таковыми по отношению к базовому кодифицированному процессуальному регламенту судопроизводства в арбитражных судах.


В АПК РФ 1992 г. через год после его принятия были внесены специальные дополнения относительно лишь дел о банкротстве предприятий[23]. Устанавливалось, что "доарбитражное урегулирование отношений по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий производится в случаях и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (ст. 2). В статьях 66 и 69 АПК РФ 1992 г. было предусмотрено, что заявление о признании предприятий несостоятельными (банкротами) оплачивается государственной пошлиной и ее размер составляет 50 установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда.

Таким образом, АПК РФ 1992 г. впервые включил специальные процессуальные нормы, касающиеся судопроизводства по новой категории гражданских дел - о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Наличие таких специальных правил лишь свидетельствовало о том, что на уровне законодательного регулирования производство по делам о несостоятельности (банкротстве) является неотъемлемой составляющей судопроизводства в арбитражных судах. Такое производство с учетом природы дел о банкротстве отличается особенностями специального материально-правового и процессуально-правового регулирования, определенными в том числе Законом о банкротстве 1992 г.

В дальнейшем более развернутое специальное процессуальное регулирование сферы банкротства развивалось на уровне АПК РФ и специальных законов о банкротстве. В отличие от Закона о банкротстве 1992 г. (ст. 3), в АПК РФ 1995 г. общая формула порядка судопроизводства по таким делам обрела иное, более корректное отражение. Статья 143 "Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан" главы 19 АПК РФ 1995 г. определяла, что "дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве)". Иные главы АПК РФ 1995 (гл. 2 - 4, 11) включили специальные нормы, определяющие специфику судопроизводства по таким делам. Среди них были нормы о коллегиальном рассмотрении дел (ст. 14), о подведомственности таких дел арбитражным судам (ст. 22), о подсудности по месту нахождения должника (ст. 28), о составе лиц, участвующих в деле (ст. 32), о государственной пошлине (ст. 91).

Таким образом, правила АПК 1995 г. стали гораздо разнообразнее по содержанию. Регламентирование порядка рассмотрения арбитражным судом дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан было выделено законодателем как производство, имеющее особенности, в главе 19 АПК РФ 1995 г. наряду с делами об установлении фактов, имеющих юридическое значение.